Ютландский бой — крупнейшее морское сражение Великой войны

За все время Первой мировой войны состоялось лишь одно большое морское сражение, ради которого, собственно, воюющие страны и строили целые флотилии линкоров и крейсеров. С 31 мая по 1 июня 1916 г. у полуострова Ютландия в Северном море в бою сошлись Королевский флот Великобритании и Флот открытого моря Германской империи.

Германские крейсеры в Ютландском бою
Германские крейсеры «Фон дер Танн», «Лют цов» и «Дерфлингер» в Ютландском бою

Британский Гранд Флит («Большой флот») под командованием адмирала Джона Джеллико планомерно наращивал свои силы и блокировал с моря Германию. Новый командующий германским флотом адмирал Рейнхард Шеер был сторонником активных действий. Согласно его плану предлагалось вынудить противника выйти на перехват крупным отрядом и разгромить его основными силами германского флота.

30 мая в 16.40 на германские корабли был передан радиосигнал о начале операции. Англичане, читавшие сигналы противника, среагировали незамедлительно: было выслано соединение вице-адмирала Дэвида Битти из 6 линейных крейсеров и 4 линкоров под началом контр-адмирала Хью Эван-Томаса, а также 13 легких крейсеров и 39 эсминцев. Севернее двумя колоннами двигались главные силы Гранд Флита.

Британский крейсер «Инвизибл» в Ютландском бою
Британский крейсер «Инвизибл» в Ютландском бою. Картина кисти Монтегю Доусона

Германский ВМФ выставил максимум из имевшегося. Общая численность германского флота составляла 99 боевых кораблей плюс 18 подводных лодок. Однако Гранд Флит имел над противником существенное превосходство и в численности кораблей, и в артиллерии. Соотношение было следующим. Линкоры и линейные крейсеры — 37 английских против 21 немецкого, броненосцы — 8 против 6, крейсеры и эсминцы — 105 против 72. По артиллерии: 344 тяжелых орудия калибра 305—381 мм англичан против 244 орудий калибра 280—305 мм немцев.

В 14.28 Ютландское сражение началось. Авангард из 5 линейных крейсеров немецкого адмирала Франца фон Хиппера («Лютцов», «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке», «Фон дер Танн») вышли на 6 линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти — «Лайон», «Принсес Ройял», «Куин Мэри», «Тайгер», «Нью Зиланд» и «Индефатигейбл». Немцы первыми добились попаданий, британцы же начали сражение слишком торопливо и неумело. Первым тяжелые повреждения получил флагман Битти «Лайон». Затем залпом 280-мм снарядов с крейсера «Фон дер Танн» накрыло «Индефатигейбл» — в 16.02 он затонул вместе с 1017 членами экипажа. Спастись удалось лишь двум матросам. Через полчаса затонул крейсер «Куин Мэри».

Адмирал Джон Джеллико — командующий британским флотом во время Первой мировой войны
Линкор «Айрон Дьюк»
Линкор «Айрон Дьюк» — флагманский корабль Джона Джеллико

Воодушевление царило в рядах немецких моряков, но это продолжалось недолго. К месту боя подоспели 4 линкора контр-адмирала Хью Эван-Томаса — «Барэм», «Вэлиант», «Уорспайт» и «Малайя». Они обрушили на уже потрепанные немецкие крейсеры град тяжелых снарядов калибра 381 мм. После множества попаданий «Зейдлиц» еле держался на плаву, на «Фон дер Танне» были выведены из строя все орудия главного калибра. Эскадру Хиппера, скорее всего, ожидала бы печальная участь, но в 16.40 к месту боя подоспели основные силы германского флота. Англичане начали отступление с целью вывести эту массу немецких кораблей на пушки линкоров Гранд Флита.

Немцы, преследовавшие британские корабли, не подозревали, что стремительно приближаются к грандиозной западне. Всю серьезность своего положения они осознали в 18.00, когда на горизонте возникла боевая колонна из 24 линкоров Джеллико в окружении легких кораблей.

Германский линейный крейсер «Зейдлиц»
Германский линейный крейсер «Зейдлиц» из последних сил держит курс на базу

И вновь поначалу успех сопутствовал немцам. Британские броненосцы «Дефенс» и «Уорриор» были изрешечены снарядами и затонули. В 18.33 их печальную судьбу разделил крейсер «Инвизибл» — флагман эскадры Худа. Из всего экипажа крейсера спаслось лишь 6 человек.

Тем не менее немецкие флотоводцы прекрасно понимали превосходство сил Гранд Флита, поэтому повернули свои корабли к родным берегам. В 19.30 артиллерийская дуэль прекратилась.

Орудия главного калибра британского линейного крейсера «Индомитейбл»
Орудия главного калибра британского линейного крейсера «Индомитейбл»

В итоге этого многочасового «смертельного марафона» победа оказалась одинаково недостижимой как для англичан, так и для немцев. Германскому флоту не удалось прорвать морскую блокаду, а британский Гранд Флит так и не смог разгромить врага в решающем сражении.

Англичане потеряли 14 кораблей водоизмещением 113 300 т (3 линейных крейсера, 3 броненосца и 8 эсминцев), 6781 человека убитыми, ранеными и пленными; германский флот — 11 кораблей (1 линейный крейсер, 1 броненосец, 4 легких крейсера, 5 эсминцев) водоизмещением 62 300 т, 3058 человек убитыми и ранеными. По количеству задействованных сил Ютланд стал одним из крупнейших морских сражений за всю историю войн.

ех одного из заводов Круппа в Эссене
Цех одного из заводов Круппа в Эссене, где изготавливались орудия корабельной артиллерии. Фото времен Первой мировой войны
Британская артиллерийская команда на палубе корабля во время боя
Британская артиллерийская команда на палубе корабля во время боя
Башня германского крейсера «Зейдлиц»
Башня германского крейсера «Зейдлиц», пробитая вражеским снарядом



Поделиться ссылкой