Искусство оружейника

В старину огнестрельное оружие было изделием штучным, уникальным, поскольку владельцами таких ценных вещей могли быть только богатые люди. Параллельно с мастерством, необходимым для изготовления оружия, развивалось искусство его украшения. Чем сложнее было устроено оружие, тем пышнее его украшали. Однако характер украшений зависел от страны: самое роскошное оружие делали во Франции, а самое скромное — в Англии. Центры оружейного искусства создавали свои собственные стили.

Раннее декоративное искусство

Даже на заре огнестрельного оружия его изредка декорировали. Ствол отлитого из бронзы пистолета из Морко конца XIV в. украшен грубо выгравированными надписями религиозного содержания, а рядом с затравочным отверстием помещен бюстик бородатого мужчины. Во времена позднего Средневековья изготовлением бронзовых стволов занимались те же мастера, которые делали и бронзовые украшения, так что неудивительно, что они стремились украсить и выходящие из их рук стволы.

Пара пистолетов, изготовленная оружейником Н. Буле для наполеоновского маршала Мюрата в 1805 г.
Пара пистолетов, изготовленная оружейником Н. Буле для наполеоновского маршала Мюрата в 1805 г. Главным производителем художественного оружия была Франция, и именно французские оружейники определяли вкусы в XVII - начале XVIII в. В тонкой искусной работе равных им было немного

Самые старые экземпляры декорированного оружия относятся к 1530-м гг., и среди них — кремневый пистолет, изготовленный для императора Карла V (1519—1556). Число богато украшенных экземпляров с колесцовыми замками далеко превосходит число экземпляров с фитильными замками. Очевидно, считалось, что такой сложный и дорогостоящий механизм заслуживает соответствующей отделки. Принадлежавшие к различным школам ремесленники стали прилагать максимум умений для декорирования огнестрельного оружия. Стволы отделывали чеканкой и позолотой, а деревянные части инкрустировали гравированной костью.

Между мастерами, изготовлявшими деревянную оружейную фурнитуру, и краснодеревщиками, занимавшимися мебелью, всегда существовало тесное сотрудничество, поскольку и те и другие для инкрустации своих изделий широко использовали олений рог и слоновую кость — популярные в XVI—XVII вв. отделочные материалы. Мастера, работавшие над украшением дорогого огнестрельного оружия, никогда не применяли технологических приемов, способных снизить прочность ложа или ствола. Поэтому в XVI в. чеканке всегда предпочитали травление, а резьбе — инкрустацию.

Источники украшений

Судя по сохранившимся экземплярам, богато украшенное огнестрельное оружие в более или менее значительных количествах стали производить в первой четверти XVI в. Искусный декор основывался на образцах, представлявших собой отпечатанные на бумаге гравюры, которые были в каждой оружейной мастерской. Специализировавшиеся на украшении мастера с помощью гравировки творчески воспроизводили имевшиеся образцы в реальном материале, нанося декоративные элементы на ствол или ложе оружия. По этим причинам в декоративной отделке огнестрельного оружия прослеживается влияние таких мастеров, как немецкий художник Виргил Солис и французский ювелир Этьен Де Лон.

Богато украшенное оружие было делом рук нескольких мастеров. Один мастер изготовлял деревянные части, другой выковывал ствол, третий делал замок. Украшение оружия специально предназначенной для него гравировкой получило распространение только в последней четверти XVI в., после чего стало обычным.

Большинство дошедших до нас альбомов образцов датированы XVII и XVIII в., так что гравированные и вычеканенные украшения на оружии того времени можно соотнести с альбомами образцов, авторами которых были те или иные художники. Среди наиболее примечательных были альбомы гравюр Франсуа Марку (ок. 1657), Жана Берена (ок. 1650) и де Лаколломба (ок. 1730). Все трое были французскими художниками, что неудивительно, поскольку в XVII — начале XVIII в. законодателями мод были именно французские оружейники.

Центры оружейного искусства

Разные центры оружейного искусства работали в разных декоративных стилях. В Северной Италии, особенно в Брешии, использовали сквозную резьбу и чеканку, французские оружейники использовали золотую насечку, русские оружейники в Туле применяли воронение и золотые накладки. В отличие от них, лучшие английские оружейники декорировали свое оружие очень скупо — часто единственными украшениями были имя мастера и простой орнамент в форме завитков. На огнестрельном оружии зачастую встречаются серебряные накладки, которые обычно сначала отливали, а потом укрепляли на ложе. Для оружия высшего качества использовали литое золото. Подарочные пистолеты в неоклассическом стиле, изготовленные французским оружейником Бутэ, часто украшены золотыми накладками. Пять пистолетов, изготовленных французскими мастерами для выставок 1851 и 1882 г., разукрашены настолько богато, что вряд ли они предназначались для использования по прямому назначению. Некоторые ранние револьверы «Кольт» украшены красивой, но несколько старомодной гравировкой.

Приемы художественного декора

На протяжении столетий для украшения огнестрельного оружия использовалось множество технологических приемов. Металлические части травили и золотили, инкрустировали золотом и серебром и украшали чеканкой. Одни из первых образцов чеканки принадлежат Даниэлю и Эммануэлю Саделерам, делавшим оружие для курфюрста Баварии в 1620-х годах. В основе их чеканных работ обычно лежали гравюры Этьена Делора. Эти мастера использовали технику низкого рельефа на золотом фоне, причем рельефные изображения они окрашивали в темно-синий цвет, чтобы получить выгодный контрасте фоном. Рукоятки и ложа пистолетов украшали инкрустациями, для которых использовали разнообразные металлы, преимущественно бронзу и серебро. Темами изображений служили мифологические или охотничьи сцены. Огнестрельное оружие широко использовали на охоте, особенно в XVI—XVII веках.

Оружейники строго придерживались господствующего в то или иное время декоративного стиля. Оружие украшали и в стиле французского рококо, и в неоклассическом стиле, а в XIX в. делали подарочные пистолеты, декорированные в стиле готического возрождения; их ложа были украшены барельефами средневековых рыцарей, вырезанными из слоновой кости.

Голландские оружейники за работой. Гравюра датируется приблизительно 1695 годом
Голландские оружейники за работой. Гравюра датируется приблизительно 1695 годом



Поделиться ссылкой