Стул

Мебель на одного человека, известна с глубокой древности; предполагают, что стул изобрели древние египтяне примерно пять тысяч лет назад. К скамейкам и табуретам они догадались приделать спинку — получился стул. Троны своих правителей они снабдили подлокотниками — получилось кресло .

Древнеегипетский стул. 1450 г. до н. э.
Древнеегипетский стул. Черное дерево с инкрустацией. 1450 г. до н. э.

Сиденья у египетских стульев были тростниковые, плетеные или деревянные, вогнутые, чтобы было удобно сидеть. Но самый красивый стул изобрели древние греки. Назывался он клисмос.

Дело, наверное, в том, что стулья у греков предназначались в основном для женщин. Мужчины сидячей позе предпочитали лежачую. Отсюда изящество и красота формы древнего стула. Две тысячи лет спустя мебельщики возродили клисмос, но добиться изящной античной простоты так и не смогли. У древних римлян сиденье служило атрибутом социального положения. Высший чиновник — курул, сидя на складном табурете, чинил суд и расправу. И куда бы он ни отправлялся, раб носил за ним этот табурет, который так и назвали курульным (по-латыни sella curulis).

Его отличительный признак Х-образные ноги на шарнире. Как правило, курульные табуреты были отделаны слоновой костью и золотом.

Курульный табурет. Барельеф римского надгробия I в.
Sella curulis (курульный табурет). Барельеф римского надгробия I в.

Табуреты древнеримских курулов оказались очень живучи. По их типу полторы — две тысячи лет спустя сделаны были кресла Данте (XIII в.) и Савонаролы (XV в.).

Курульный табурет Патриарха всея Руси установлен в самом центре храма Христа Спасителя в Москве.

В Древнем Риме особо почитаемый гражданин обладал правом сидеть на биселлиуме (лат. bi-sellium, см.). Глава аристократического семейства во время приемов или праздников усаживался в домашний трон — солиум (solium), массивное мраморное седалище по типу императорского трона. Простому народу, плебсу, выбирать приходилось между колодой, камнем, табуретом и грубо сколоченной скамьей. Многими веками стул символизировал власть и престиж. Недаром в английском языке слово «chairmen» (председатель) переводится буквально как «человек стула». Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место. В Древней Руси даже царь и бояре сидели на лавках. Стул и кресло были троном, на который князь или царь усаживались по особому поводу.

Древнегреческий клисмос (рельеф надгробия TV в. до н. э)
Древнегреческий клисмос (рельеф надгробия TV в. до н. э). Стал предметом подражания для столяров многих поколений, особенно в XIX в.

Известный немецкий путешественник по России XVII века Адам Олеарий видел, описал и даже зарисовал Большой выход царя Михаила Федоровича, шествовавшего под красным балдахином. За ним несли красный стул, как носили складной табурет за древнеримским курулом.

Индивидуальные сиденья для всех пришли в Россию только с реформами Петра I.

В Западной Европе XVI—XVII веков стулья и табуреты были на важных ролях в дворцовом ритуале. При дворе время приемов на стулья с подушками могли рассчитывать только члены королевской семьи, знать размещалась на табуретах; для менее родовитых придворных были расставлены складные сиденья. Все остальные на королевских приемах оставались стоять. Король по своему выбору даровал придворным дамам «право табурета», то есть право сидеть в своем присутствии. Громоздкие величественные стулья обильно украшались резьбой и позолотой. Но были очень неудобны, обрекая людей на мучительную позу во время многочасовой церемонии. Раскрепощение мебели пришло со стилем рококо, прихотливость формы сочеталась с большим комфортом: мягким удобным сиденьем, высоким, выгнутым по спине «прислоном». Изогнутые ножки, элегантные очертания, красивая обивка — все говорило о новом отношении к человеку, внимании к его удобствам.

Но к середине XVIII века волны рококо успокаиваются. Взоры обращаются к античному наследию, к классике, древним грекам и римлянам. Поэтому и мебель становится строже, выпрямляются ножки и спинки стульев и кресел, сдержаннее выглядит отделка.

Досчатый стул. Италия. XV в.
Досчатый стул. Италия. XV в.

Тон задавали король, его фаворитки — такие, как мадам Помпадур, Дюбарри (при Людовике XV), обставлявшие свои дворцы в «греческом духе».

Мебельщики Европы держали равнение на англичан - Хипплуайта, Шератона, братьев Адам, на время перехвативших инициативу у французов.

При Наполеоне Бонапарте сиденья уподобляются египетским тронам в духе нового стиля ампир (имперский). Его сменяет родившийся в 1ермании приятный во всех отношениях и благородно скромный бидермайер.

Стул. Западная Европа. Начало XVIII в.
Стул. Западная Европа. Начало XVIII в.

С середины XIX века производство стульев становится на поток по технологии М. Тонета (см. «Стул венский»), В XX веке над сидячей мебелью не покладая рук работают знаменитые архитекторы — Марсель Брейе, Мис Ван дер Ройе, Эро Сааринен, Шарль Э. Корбюзье и другие. Они создавали мебель в духе возводившихся ими зданий.

А в начале 1960-х годов шведский врач Бент Акерблум потряс всех решительным заявлением: «Человечество тысячелетиями сидело неправильно!»

Стул красного дерева (махагони). Англия. Середина XVIII в.
Стул красного дерева (махагони). Англия. Середина XVIII в.

В ходе дотошных экспериментов он установил, что в течение дня человек, сидя на стуле, около 1000 раз (!) меняет позу, бессознательно стремясь устроиться поудобнее. И Акерблум не предложил, а потребовал: наклонить сиденье внутрь и немного опустить его, а спинку в том месте, где изгибается позвоночник, выгнуть.

Успехи в области производства полимерных материалов позволили создать надувные сиденья. Они удобны, легки и без хлопот освобождают место — достаточно открыть клапан и выпустить из них воздух.




Поделиться ссылкой