Слово «робот» было придумано чешским писателем Карелом Чапеком. Оно происходит от чешского слова robota, которое означает «принудительный труд», «каторга».
Единого общепризнанного ответа на вопрос, что такое робот, не существует. Одни считают, что это машина, способная двигаться и взаимодействовать с окружающим миром. Другие видят задачу робота в выполнении тяжелой работы и бытовых поручений. Третьи уверены, что он обязательно должен быть похож на человека и полностью копировать его поведение. Так или иначе, все стороны сходятся в том, что робот — это умное устройство, призванное быть полезным людям, облегчить их жизнь и служить интересам человечества.
О роботах люди мечтали издавна, это нашло отражение в мифах и эпосах различных эпох. Древнегреческий герой Пигмалион вдохнул жизнь в созданную им статую Галатеи, пражский раввин Йехуда бен Бецалель — в глиняного человека Голема, скандинавский тролль
Хрунгнир — в гиганта Мёккуркаль- ви. Это лишь малая часть легенд, в которых упомянуты механические устройства.
В XX веке роботы не только занимают почетное место в массовой культуре, но и становятся врагами человечества. Так, в пьесе Карела Чапека «R.U.R» («Россумские универсальные роботы»), написанной в 1920 году, машины выступают против человечества и практически уничтожают его.
В немецком фильме «Метрополис», вышедшем на экраны в 1927 году женщина-робот призывает рабочих на восстание.
Фильмы «Бегущий по лезвию» (1982) и «Терминатор» (1984) предупреждают, что роботы могут занять место человека на Земле. В японских аниме и мангах человек представлен в качестве обслуживающего персонала для машин.
Кинокартин, в которых робот представлен другом и помощником человека, также немало. Например, фильмы для детей: «Приключения Электроника» (1980), «Гостья из будущего» (1985); для взрослых: «Его звали Роберт» (1967), «Я, робот» (2004), «Звездные войны» (19772017), «Интерстеллар» (2014).
В 1942 году Айзек Азимов в фантастическом рассказе «Хоровод» сформулировал три закона робототехники, которые впоследствии стали общепринятыми в писательской среде. Сам Азимов неоднократно дополнял и уточнял их, однако ключевыми остаются первоначальные варианты.