Роботы-игрушки

Иметь игрушку, которая обладает разумом и ведет себя как живая, — мечта многих поколений детей. И лишь сегодня купить такого робота можно едва ли не в каждом магазине.

Первые роботы-игрушки появились в XIX веке. Как правило, они были выполнены из тонкого металла, а в действие приводились заводным механизмом. В 1930-х годах на волне популяризации автоматических машин подобным игрушкам стали придавать вид андроидов. Они и считаются первыми роботами-игрушками, хотя в современном понимании таковыми не являлись. Первый коммерческий успех робота в качестве игрушки пришелся на 1950-е годы.

Японские Робби (в центре), Mr. Robot (слева) и немецкий Robot st1
Японские Робби (в центре), Mr. Robot (слева) и немецкий Robot st1. Эти классические игрушки 1950-х годов не обладали сложными функциями, но по меркам своего времени были инновационными

Роберт

Роберт был очень сложным для своего времени роботом: он управлялся дистанционно, а также мог произносить слова. Игрушка пользовалась спросом, даже несмотря на высокую стоимость, поскольку была принципиально новым развлечением для детей. Рассвет индустрии произошел в 1960-е годы. Доступный пластик, дешевая электроника, объемные аккумуляторы позволили снабдить роботов новыми способностями. Мигание глаз и воспроизведение звуковых сигналов воспринимались как уникальные функции, а более проработанные формы тела андроида делали его, если верить рекламе, неотличимым от человека.

Робот Роберт и его счастливый владелец
Робот Роберт и его счастливый владелец. Движения игрушки контролировались с помощью пульта дистанционного управления, присоединенного к спине робота. Перемещаясь, он шевелил руками, глаза в это время «загорались». Небольшой люк на груди открывался, частично показывая, что у робота внутри, чтобы дети могли почувствовать себя настоящими инженерами

Фёрби

Одним из самых продаваемых роботов-игрушек является Фёрби. Его продажи начались в конце 1998 года, а популярность стала падать только после 2000-го. Всего было продано почти 60 миллионов экземпляров. Высокий спрос приводил к разработкам различных модификаций и выходу на новые рынки. Русифицированная версия Фёрби появилась в 2013 году. Чтобы понимать игрушку и научить ее говорить на русском языке, необходимо общаться с ней примерно 12 часов.

В 1999 году фирма Sony выпустила робота-собаку под названием AIBO. Благодаря популярности Фёрби и AIBO роботы-игрушки перестали восприниматься как нечто необычное, и многие производители стали делать упор на разработку роботизированных моделей. Выбор на рынке стал больше, а цены ниже, что привлекало новых покупателей.

Фёрби
Фёрби. Робот может двигать глазами, ушами, ртом и даже танцевать. С наступлением темноты Фёрби засыпает — по задумке создателей это должно приучить детей к правильному режиму дня
Pleo
Pleo. В декабре 2007 года поступил в продажу Pleo — робот, имитирующий детеныша динозавра недельного возраста

AIBO

Созданный исключительно для развлечения, робот AIBO стал настоящим хитом продаж не только в Японии, но и за ее пределами. Решая завести домашнего питомца, многие останавливали свой выбор на AIBO неслучайно: робот может развиваться и способен выражать шесть эмоций — счастье, грусть, страх, удивление, неприязнь, злобу. Алгоритм действий электронного питомца, желательные и нежелательные его поступки, настроение и поведение напрямую зависят от того, как ведут себя с ним владелец и окружающие.

Робот оснащен датчиками температуры, ускорения, вибрации, микрофонами, громкоговорителем и прочим оборудованием, позволяющим ему вести себя как живое существо. Встроенные инфракрасные датчики расстояния и видеокамера помогают AIBO видеть окружающие предметы и даже различать лица людей.

AIBO
AIBO способен самостоятельно подзаряжаться и просыпаться

Четвероногий друг

Наиболее совершенный на данный момент робот-собака представляет огромный интерес: он может заменить четвероногого друга, поскольку обладает способностью взрослеть и обучаться, как настоящая собака. Программное обеспечение позволяет AIB0 быть либо зрелой особью (демонстрировать все навыки), либо щенком (раскрывать свои возможности со временем). Во втором случае робот-собака проходит четыре последовательных этапа: младенчество, детство, взросление и зрелость. Каждый отличается особенностями поведения и реакций на окружающую действительность. Сначала AIB0, как настоящий щенок, плохо распознает команды и не вполне адекватно реагирует на разные ситуации. Взросление проходит в процессе общения: когда хозяин зовет питомца, гладит его или, наоборот, ругает, не позволяет что-то делать, электронный мозг запоминает поощряемые или неодобряемые действия и строит дальнейшую модель поведения. Уже взрослая собака распознает около 40 слов и отличается сформировавшимся индивидуальным характером. Таким образом, у AIB0 появляются свои любимые и нелюбимые занятия (любопытно, что робот любит смотреть телевизор). Он реагирует на звуки и может проявить интерес к беседе, начав подражать человеческой речи. Если хозяин не обращает внимания на своего питомца, тот обычно злится, а потом впадает в депрессию.

Преимущества

  • Чтобы общаться с роботом, необязательно знать английский язык в совершенстве — базового уровня вполне достаточно.
  • Робот охотно откликается на прикосновения и общение с помощью специальных цветных карточек.
  • Отвалившееся ухо или хвост можно легко приделать.

Недостатки

  • Довольно низкая скорость передвижения.
  • Высокая стоимость.



Поделиться ссылкой