Из всех современных видов боевой техники танки появились на поле боя одними из последних — примерно столетие назад, фактически одновременно с первыми самолетами. Тем не менее современный танк, этот «новичок» полей боев, представляет собой основной инструмент наземной войны. Без него не обходится ни одна армия мира.
Начальные сражения Первой мировой войны показали, насколько далеко продвинулось вперед вооружение армий мира. Пехота получила многозарядные винтовки с магазинами на 5, 10 или даже 20 патронов. Скорострельные пулеметы были способны выпустить по врагу до 700 пуль в минуту. На смену дульнозарядным пушкам, стрелявшим ядрами, пришли скорострельные артиллерийские установки, заряжаемые снарядами. В первых же встречных боях пехота несла огромные потери, из-за чего была вынуждена зарыться в землю. Тогда-то и возникла идея создать в помощь пехоте некое бронированное и вооруженное техническое средство для преодоления вражеской обороны — танк.
Первые английские танки производили в строжайшей тайне от немцев. Когда секретное оружие решили доставить на фронт, то распустили слух, будто для снабжения водой Русской армии в Англии построена партия огромных цистерн («tanks»). На танках написали по-русски «Осторожно, Петроградъ», погрузили их на платформы и отправили в путь. Какой бы шпион мог опознать в этих неумело подписанных «баках» новый вид оружия? И уловка сработала! Появление танков застало немцев врасплох.
Первый в мире танк назывался «Марк» I (в переводе — «марка 1»). Для чего же была придумана эта машина? В бою широкие гусеницы танка сминали заграждения из колючей проволоки и делали проход для своей пехоты. Ромбовидная форма корпуса помогала ему преодолевать окопы и рвы шириной до 3,5 м. Благодаря 11-мм броне, защищавшей от пуль и осколков, экипаж танка, не боясь огня противника, мог поддержать следовавших за ним пехотинцев огнем из пушек и пулеметов. Но имея скорость по шоссе 6, а по полю — 3 км/ч, танки нередко отставали от пехоты.
Устройство «Марк» I и размещение в танке членов экипажа:
Французские инженеры-танкостроители поначалу пошли по пути своих английских коллег и начали с производств «цистерн» на гусеницах. Позже они создали просто выдающийся танк, который состоял на вооружении и в России. В целом истории войн предстояло измениться раз и навсегда. Военные инженеры стран мира предоставили в распоряжение своих армий новое оружие. Дело было лишь за тем, чтобы опробовать это оружие в бою.
Французы назвали свои танки словом «char» — «повозка». Первую боевую повозку построила одноименная фирма «Шнейдер», установив бронекоробку корпуса на шасси американского трактора «Холт». В корме «Шнейдера» сделали удобные дверцы для погрузки боекомплекта, входа и выхода экипажа. Наклонная лобовая броня повышала бронестойкость. Правда, имелось несколько серьезнейших недостатков: шасси и мотор от сельскохозяйственной машины совершенно не подходили для потребностей танкостроения.
Основным вооружением «Шнейдера» стала 75-мм мортира. Из-за очень короткого ствола она могла стрелять лишь на 600 м (у англичан танки били на дистанцию до 1800 м). Однако она обладала большей разрушительной мощью своих фугасных снарядов, чем британские 57-мм пушки. Правда, английские танки из-за наличия двух пушек могли стрелять в обе стороны, а «Шнейдер» — лишь по правому борту.
Первый танк классической компоновки построил в 1917 г. лидер французского автомобилестроения Луи Рено. Его FT 17 был первым в мире танком с вращающейся башней, отделением управления, размещенным спереди, боевым — в центре, моторным — в корме. Гусеница оказалась настолько удачной, что основные ее элементы сохранились почти в неизменном виде и на гусеницах современных экскаваторов.
Первыми танками, построенными в 1920 г. Советской Россией, стали «Рено-русский». Собранные кустарным способом из разных комплектующих 15 машин были очень низкого качества и стоили дорого. Поэтому к концу 1927 г. был создан первый отечественный танк МС-1 (малый сопровождения).
Машина собственной разработки оказалась в два раза дешевле. Главной отличительной особенностью танка стало его вооружение. Чтобы не строить отдельные пулеметные и пушечные танки, как это делал Рено, легкий двухместный танк вооружили сразу и пушкой, и пулеметом. Причем на первых МС-1 стоял не один пулемет Дегтярева, как на этом снимке, а два спаренных пулемета Федорова.
Устройство МС-1:
Танк «Уиппет» («борзая», «гончая собака») был создан для сопровождения британской кавалерии. Чтобы успевать за конницей, нужно было иметь большую скорость, дать которую мог более мощный двигатель.
За отсутствием такового на танке просто установили два мотора и две коробки передач. Благодаря им скорость кавалерийского танка увеличилась до 13 км/ч. Ширина гусениц у «Уиппета» была такой же, как и у первых английских танков. Но он был в два раза легче, поэтому обладал лучшей проходимостью.
24 июня 1916 г. началась грандиозная битва на Сомме между армиями Германии, с одной стороны, и Британским экспедиционным корпусом и французскими дивизиями, с другой. Британский командующий Дуглас Хэйг планировал одним ударом покончить с немцами. Англичане и французы собрали огромное количество артиллерии. Подготовка была устрашающей: сотни орудий стреляли целую неделю. После того как артиллеристы отрапортовали, что израсходовано 3 миллиона снарядов, в бой пошла пехота... и снова увязла в плотной обороне немцев. Тогда было принято решение бросить в бой новое секретное средство.
10 сентября 1916 г. в условиях чрезвычайной секретности на передовую было доставлено 49 британских танков «Марк» I. Правда, в бой смогли пойти только 32 из них, остальные застряли в грязи или просто поломались. Более того, уже в ходе самой атаки 5 машин увязли в болоте, а еще у девяти отказали различные механизмы. До германских окопов добралось только 18 из первоначальных 49 машин. Поначалу это казалось полным провалом.
Однако результат превзошел все ожидания. Германская пехота, до этого отличавшаяся стойкостью и мужеством, запаниковала. 28-тонные британские «чудовища», казалось, не обращали ни малейшего внимания на немецкие пулеметы, заливавшие их огнем. Танки останавливались над немецкими траншеями, обстреливали их из пушек и пулеметов и двигались дальше. «Против нас воюет сам дьявол!» — докладывали германские офицеры в свои штабы.
Во время первой танковой атаки англичане продвинулись вперед на 5 километров, потеряв при этом в 20 раз меньше солдат, чем в предыдущие дни. Правда, через 5 км британские танки остановились. Развить атаку и прорвать фронт не удалось, однако британское командование посчитало достигнутые результаты своим успехом. Так на полях боев появилось новое оружие — танк.
Рано или поздно это неизбежно должно было случиться. Танк, эта «ползучая крепость» для прорыва обороны, просто не мог однажды не повстречаться с такой же «крепостью», только вражеской. Впервые это произошло 24 апреля 1918 г. у бельгийской деревни Виллер-Бретоннё.
Немцы построили свой танк последними и поэтому постарались учесть недостатки британских и французских машин. В итоге германский танк A7V получился настолько хорошо защищенным, что из 20 построенных машин в боях было уничтожено всего 4. Еще 3 попало в руки союзников: 2 застрявших и 1 опрокинувшийся. Лобовая броня была в три раза толще, чем у британских танков, и составляла 30 мм. Причем плиты располагались под разными углами наклона.
Благодаря всему этому броня A7V не пробивалась бронебойными пулями и даже выдерживала прямое попадание снаряда со стальным стаканом шрапнели.
Размещение в танке A7V членов экипажа и боеприпасов:
Упомянутая деревня Виллер-Бретоннё хоть и была мала, но в тогдашней обстановке имела большое значение. Сюда немцы бросили все имевшиеся в наличии танки A7V. Утром 24 апреля три танка A7V штурмового подразделения немцев встретились с вышедшими из леса тремя английскими Мк IV 1-го британского танкового батальона. Встреча была абсолютно внезапной.
Два из трех британских танков были пулеметными, и это стало проблемой. Оба, пораженные снарядами германских танковых пушек, с развороченными бортами, еле уползли в тыл. На поле боя остался пушечный британский «Марк» под командой лейтенанта Митчелла. И тут командиры германских танков остановились, чтобы получше прицелиться. Причем перегородили друг другу обзор, так что бой фактически вел только танк № 561 лейтенанта Блитца. Английский же танк постоянно маневрировал и стрелял с коротких остановок. Сейчас это классика танкового боя. На 3 попадания по своему танку A7V лейтенант Блитц ответил прямым попаданием по танку «Марк» лейтенанта Митчелла.
Британский танк встал с разорванной гусеницей, но все три немецких танка сочли за лучшее убраться в тыл. По сути, это была боевая «ничья». Однако поскольку поле боя осталось за англичанами, они и объявили себя победителями в первой в истории танковой схватке.
Для того чтобы останавливать движущиеся танки, были придуманы противотанковые заграждения. Когда танк останавливался, чтобы уничтожить их из своего орудия, он тут же превращался в удобную мишень для пушек, прикрывавших эти заграждения. Без огня противотанковой артиллерии они не являлись для танка серьезным препятствием. Простейшим противотанковым заграждением стал противотанковый ров — канава такой ширины, чтобы танк не смог ее переползти. В ответ танки стали оснащаться приспособлениями, позволяющими преодолеть различные заграждения.
Одними из противотанковых заграждений были так называемые ежи. Их делали из стали менее метра в высоту, чтобы танк не мог сдвинуть их с места. Когда он все же пытался это сделать, еж проворачивался по ходу движения машины и... подкалывал ее днище другим концом. Днище у всех танков не очень толстое, а у немецких к тому же трансмиссия была спереди. Так что танк или ломался, или буксовал, не в силах съехать с ежа.
Несмотря на широкие гусеницы, танки часто застревали в грязи на перепаханных снарядами полях и становились легкой добычей для немецких артиллеристов. Чтобы исправить этот недостаток, на танках появились... бревна! Правда, не совсем обычные — им придавали прямоугольную форму и оковывали железом.
Когда машина застревала, такое бревно цепляли к гусенице, она затаскивала его в топкую грязь, и танк, обретя твердую опору под собой, выбирался из грязи.
Когда немцы получили в качестве трофеев английские танки, они стали искать способы, чтобы эти танки остановить. В результате экспериментов, проведенных в тылу, удалось выяснить, что достаточно вырыть ров шириной более 4 м — и танку из него уже не выбраться. Для преодоления такого препятствия на танки крепили огромные связки хвороста. Скинув их в ров, танкисты могли переехать через него.