Танки Италии

История итальянского танкостроения

Италия вступила в Первую мировую войну 23 мая 1915 г., объявив войну Австро- Венгрии. На начальном этапе на итальянском фронте армии Италии удалось захватить некоторые территории противника, но наступательный пыл итальянцев быстро иссяк, и в 1916 г. войска Австро-Венгрии перешли в наступление, нанеся итальянцам ряд тяжелых поражений. Только благодаря помощи союзников итальянцам удалось остановить продвижение австро-венгерских войск и стабилизировать фронт. На итальянском, как и на Западном фронте, война приняла затяжной позиционный характер.

Танк Италии «Фиат» 2000
Танк Италии «Фиат» 2000

В поисках выхода из позиционного тупика итальянское командование пришло к выводу о необходимости обеспечить войска таким новым видом вооружений, как танк.

Еще в 1915 г. прототип тяжелого двухбашенного танка с пулеметным вооружением представил капитан армии Италии Луиджи Кассали. Однако горные условия итальянского фронта не позволяли эффективно применить машину Кассали, и она была признана негодной для армии.

Тем не менее, кризис позиционной войны, сложившийся на фронте, заставил верховное командование пересмотреть свои взгляды. Однако вместо создания собственных танков решили закупить танки за рубежом, в частности во Франции. Такое решение итальянского верховного командования кажется странным, ведь по состоянию на 1915 г. инженерно-конструкторские кадры и военно-промышленный комплекс были готовы создать собственный танк. Еще в 1910 г. в итальянской Королевской армии появились первые бронеавтомобили собственного производства. Более того, итальянцы стали первыми, кто их применил, использовав бронеавтомобили «Бьянчи» в боевых действиях против Турции в Триполи в 1913 г.

Но Франция, которая находилась в тяжелом положении, до конца войны сумела поставить только один танк СА-1 «Шнейдер» и три танка «Рено» FT-17.

Несмотря на то что верховное главнокомандование Королевской армии решило закупать танки у Франции, в 1916 г. конструкторы компании «Фиат» приступили к созданию собственного танка. Предполагалось, что если военные не обратят внимания на разработку, на ее основе создадут тяжелый трактор гражданского назначения.

В новом итальянском танке, получившем название «Фиат» 2000, реализовали концепцию подвижного форта, что ставит его в один ряд с такими танками, как СА-1 «Шнейдер», «Сен-Шамон», А7У и английскими ромбовидными танками. Однако «Фиат» 2000 по боевым качествам превосходил французские и немецкий аналоги и даже мог конкурировать с английскими.

Но итальянские военные, хотя и оценили танк, продолжали уповать на французские поставки. Лишь после поступления французского танка СА-1 «Шнейдер» и проведения его всесторонних испытаний, которые показали низкую боевую пригодность французской машины, военные всерьез обратили внимание на разработки компании «Фиат». Таким образом, только в феврале 1918 г. компания «Фиат» приступила к серийному производству своих танков.

«Фиат» 2000 построили по трехъярусной схеме, характерной для немецкого аналога А7У. Моторно-трансмиссионное отделение занимало первый (нижний) ярус. На втором располагалось место командира танка, одновременно исполнявшего обязанности водителя, на третьем — боевое отделение с рабочими местами стрелка, заряжающего и семи пулеметчиков. Защиту экипажа обеспечивал стальной каркас, на котором крепились листы катаной броневой стали толщиной 1520 мм.

Специалисты компании «Фиат» добились превосходных огневых характеристик машины, установив 6,5-миллиметровые пулеметы «Фиат-Ревелли» образца 1914 г., которые фактически не оставляли «мертвых зон», и орудие «Кэнон» 65/17 образца 1913 г. в приземистую башню на крыше корпуса. Благодаря вращающейся башне орудие могло выполнять самый широкий круг задач — от зачистки траншей до поражения целей, скрывшихся за препятствием, так как имело возможность вертикального наведения в пределах от 10 до 75°. Огонь велся фугасными снарядами массой 4,3 кг с начальной скоростью 345 м/с и максимальной дальностью стрельбы до 6800 м.

Мемориал в Альпах итальянским солдатам, погибшим в Первой мировой войне
Мемориал в Альпах итальянским солдатам, погибшим в Первой мировой войне

Среди удачных решений итальянских конструкторов — установка зеркального перископического прибора, с помощью которого командир мог наблюдать за полем боя, укрывшись за броневым листом. Это выгодно отличает танк от аналогов, где наблюдение велось через открытые щели, что часто приводило к поражению глаз и лица.

Танк боевой массой 42 т, оснащенный авиационным шестицилиндровым бензиновым двигателем «Фиат» A-12 мощностью 240 л. с., развивал скорость 7 км/ч. В ходе испытаний итальянские танки показали хорошие динамические качества и проходимость даже в сложных условиях горной местности. Так, «Фиат» 2000 преодолевал ров шириной до 3,5 м, вертикальную возвышенность высотой до 1,1 м, водную преграду глубиной до 1 м, мог проломить кирпичную стену или свалить дерево.

Планировалось, что компания «Фиат» построит более сотни таких танков, но выпустили всего четыре, поскольку Первая мировая война закончилась.

В ходе эксплуатации танков «Фиат» 2000 выявили ряд существенных недостатков, большинство из которых были свойственны и другим аналогичным танкам. Так, работа экипажа осложнялась сильной тряской, высокой температурой и скоплением пороховых газов после выстрелов из пушки и пулеметов. Уже после 4 ч работы двигатель сильно перегревался и возникала опасность его возгорания, что было особенно рискованно, если учесть, что для эвакуации предусматривалась только одна дверь. Центр тяжести танка располагался слишком высоко, что делало небезопасным использование танка в горной местности, по которой проходило большинство континентальных границ Италии.

Вызывало нарекание и отсутствие на танке элементарных средств связи, из-за этого в условиях сильной тряски и шума, создаваемого рабочим двигателем, членам экипажа приходилось общаться между собой жестами. Связи с другими танками не было вовсе. Выделялся «Фиат» 2000 и огромным расходом топлива — около 800 л на 75 км.

Несмотря на это, танк, который так и не успел поучаствовать в боевых действиях Первой мировой, направили в Триполитанию (северо-западная территория современной Ливии). Достоверно неизвестно, участвовал ли «Фиат» 2000 в боевых столкновениях с восставшими арабскими племенами или использовался только в качестве устрашения.

В начале 1930-х гг. эти танки считались безнадежно устаревшими, тем не менее командование Королевской армией распорядилось провести их модернизацию, заменив пулеметы, расположенные в двух передних углах, 37-миллиметровыми пушками. Только в 1934 г. полностью изношенные танки «Фиат» 2000 сняли с вооружения.

Нужно отметить, что танковые дивизии Италии к началу Второй мировой войны в основном рассчитывали на пехотные соединения. Нельзя сказать, что танковые дивизии итальянской армии были организованы идеально: на протяжении всей войны проблема оперативно-тактического управления оставалась нерешенной. Для того чтобы координировать действия бронетанковых соединений, одной радиостанции недостаточно, поэтому применение более гибкой и изощренной тактики было затруднительным. К сожалению, итальянская армия не могла похвастаться и пополнением новыми моделями.

Легкий танк «Фиат» 3000

В 1918 г. на вооружение итальянской Королевской армии поступили три танка «Рено» FT-17 французского производства. Итальянские военные высоко оценили возможности этой машины и выразили желание закупить большее количество. Однако в Первую мировую войну французская промышленность с трудом обеспечивала танками собственную армию и не смогла поставить в итальянскую армию нужным количеством «Рено» FT-17.

«Фиат» 3000
Благодаря тщательной герметизации корпуса «Фиат» 3000 мог преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м

Тогда в Италии решили производить подобный танк самостоятельно. Разработку нового танка для итальянской армии поручили фирмам «Ансальдо» и «Бреда». Производство планировалось начать на заводах фирмы «Фиат».

Первый прототип танка, получившего обозначение «Фиат» 3000 модель 21 («Фиат» 3000A), появился в 1920 г. Танк «Фиат» 3000A в 1923 г. поступил в серийное производство и был принят на вооружение итальянской армии. От своего прообраза, французского танка «Рено» FT-17, «Фиат» 3000A отличался значительно большей скоростью (до 21 км/ч по сравнению с 7,8 км/ч). Этого удалось добиться благодаря меньшему весу (5,5 т) и четырехцилиндровому карбюраторному двигателю жидкостного охлаждения мощностью 63 л. с. Танк вооружили двумя спаренными 6,5-миллиметровыми пулеметами «Фиат» с боекомплектом в 2000 патронов. Начиная с 1930 г. танки «Фиат» 3000A стали оснащать 8-миллиметровыми пулеметами «Фиат» 35 с боекомплектом в 3440 патронов.

Французский танк «Рено»
Французский танк «Рено» FT-17, на основе которого был создан танк «Фиат» 3000

В 1929 г. появилась новая модификация танка «Фиат» 3000B, в которой вместо пулеметов установили 37-миллиметровые пушки.

Всего выпустили 152 танка модификаций «Фиат» 3000A и «Фиат» 3000B. Разрабатывались также модификации со 105-миллиметровой гаубицей и со спаренными 37-миллиметровыми пушками, но ни одна из них так и не поступила в серийное производство.

Служба и боевое применение

Боевой дебют танков «Фиат» 3000 состоялся во Второй итало-эфиопской войне (1935-1936). Армии Эфиопии, многочисленной, но плохо оснащенной (многие воины были вооружены копьями и луками), танки «Фиат» 3000 наносили серьезный урон, оставаясь при этом практически неуязвимыми. Но даже в таких благоприятных для итальянцев условиях несколько танков были потеряны, а несколько захвачены войсками Эфиопии.

Успехи в Эфиопии и переоценка собственных возможностей подтолкнули Бенито Муссолини к агрессии против Греции, где наряду с новыми машинами воевали и танки «Фиат» 3000. В ходе этого вооруженного конфликта безнадежно устаревшим танкам «Фиат» 3000 (как и всей армии Италии в целом) не удалось добиться успеха, в результате несколько лет эти машины не участвовали в сражениях.

О танках «Фиат» 3000 снова вспомнили летом 1943 г., тогда закопанные в землю танки использовались как неподвижные огневые точки в боевых действиях с англо-американским десантом.

Легкий танк L6/40

Во Второй итало-эфиопской войне (19351936) итальянская танкетка «Каро» CV3/33 (по итальянской классификации — легкий танк) отлично зарекомендовала себя в столкновениях с плохо вооруженными североафриканскими племенами, однако была абсолютно неэффективна даже в столкновениях с легкобронированной техникой. Это убедило итальянское военное руководство в необходимости создать легкий танк, который не только смог бы вести разведку и бороться с легковооруженным противником, но и сражаться с бронированными автомобилями и легкими танками.

Итальянская танкетка «Каро» CV3/33
Итальянская танкетка «Каро» CV3/33

Разработку такого танка поручили фирмам «Фиат» и «Ансальдо», которые уже имели опыт в создании легких танков, поставлявшихся на экспорт.

Новый легкий танк для итальянской армии, получивший обозначение L6/40, разработали в 1936-1938 гг. на основе пятитонного экспортного варианта танка «Фиат-Ансальдо». С 1940 г. машина поступила в серийное производство. L6/40 имел типичную для большинства легких танков предвоенного периода компоновочную схему с расположением двигательной установки в задней части корпуса, трансмиссии и ведущих колес — в передней, боевого отделения и отделения управления — в средней.

Корпус и многогранная башня изготовлены из катаных броневых листов, расположенных вертикально или под небольшим углом к вертикали. Толщина лобовой брони — 30 мм, бортовой — 15 мм, брони башни — 40 мм.

Танк вооружили 37-миллиметровой пушкой и спаренным с ней 8-миллиметровым пулеметом «Бреда» 38. Боекомплект включал 312 выстрелов и 1560 патронов.

Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 70 л. с. позволял танку развивать скорость до 42 км/ч.

Огнеметный танк L6/40 LF
Огнеметный танк L6/40 LF

На основе L6/40 разработали модификацию L6/40 LF, которую вместо пушки оснастили огнеметом «Фиат» OCI, итальянскую противотанковую САУ с 47-миллиметровой пушкой «Семовентеде» 47/32, а также транспортеры боеприпасов «Синголетта» L40 и «Каро» — «Портамунизиони» L40.

Всего выпустили 682 танка L6/40, около 400 САУ «Семовенте де» 47/32 и незначительное число огнеметных танков L6/40 LF.

Служба и боевое применение

В боевые части танк L6/40 поступил только весной — летом 1942 г. Планировалось, что он заменит танкетку CV3/33, но фактически использовался параллельно с ней.

Танки L6/40 и созданные на их основе САУ «Семовенте де» 47/32 не понравились военным, так как уже считались устаревшими по сравнению с танками других стран и могли использоваться лишь как разведывательные или патрульные машины. Тем не менее, в задачи легких танков L6/40 входил также штурм хорошо укрепленных позиций с противотанковым вооружением. Претензии предъявляли и к САУ «Семовенте де» 47/32, которая была открыта сверху, за что ее прозвали самоходным гробом.

Однако танк активно применяли на всех фронтах с участием итальянских войск, где он зарекомендовал себя надежной, но практически беззащитной против современных видов противотанковых вооружений машиной. Тяжелее всего пришлось экипажам танков и САУ, которые воевали в составе экспедиционного итальянского корпуса на Восточном фронте. Корпус, переданный в подчинение 1-й танковой группе немецкого генерала Эвальда фон Клейста (с 25 октября 1941 г. она переформирована в 1-ю танковую армию), на начальном этапе кампании даже добился некоторых успехов, внеся значительный вклад в штурм города Сталино (современный Донецк). Однако под Сталинградом итальянским войскам пришлось столкнуться не только с ожесточенным сопротивлением советских войск, но и с сильнейшими морозами, к которым итальянские танки были не готовы. В результате большая часть танков корпуса была потеряна, не нанеся противнику существенного урона.

После капитуляции Италии оставшиеся танки L6/40 и САУ на их основе приняли на вооружение вермахта под индексом PzKpfw L6(i) и StuG L6 mit 47/32 770(i) соответственно. Более того, по германскому заказу в 1943-1944 гг. дополнительно изготовили 51 танк и 120 САУ.

Некоторое количество L6/40, захваченных у итальянских войск, состояло на вооружении югославских партизан, хорватских усташей, которым они были переданы Германией, и советских войск, захвативших танки под Сталинградом.

Танк L6/40 — самая тяжелая машина, которую итальянская армия отправила на фронт. Кроме того, на основе L6/40 был разработан огнеметный танк. Он весил на 200 кг больше базовой модели, но на вооружение его так и не приняли.

Средние танки Италии класса М

В 1930-х гг. итальянское военное руководство выбрало курс на развитие авиации и флота. Качественные и количественные показатели бронетанковых войск считались удовлетворительными, так как северная сухопутная граница Италии в основном проходит по гребням Альп, неблагоприятному для применения танков региону, а в Северной Африке итальянской армии приходилось иметь дело лишь с плохо вооруженными африканскими племенами.

Танк М 13/40 в пустыне Ливии
Танк М 13/40 в пустыне Ливии

Однако был опыт гражданской войны в Испании, в которой итальянской армии, поддержавшей генерала Франсиско Франко, пришлось столкнуться с бронетанковыми войсками других стран, значительно превосходившими по характеристикам итальянскую технику. Пришлось изменить систему бронетанковых войск Италии, на вооружение которых должны были поступить танки трех типов: легкие — с боевой массой 5-6 т, вооруженные 13,2-миллиметровым пулеметом (обозначаются буквой L); средние — с боевой массой 7-10 т, вооруженные автоматической пушкой калибра до 20 мм (обозначаются буквой М); тяжелые — с боевой массой более 11т, вооруженные пушкой калибра до 47 мм (обозначаются буквой P).

Танк класса М разработала фирма «Ансальдо» на основе британского легкого танка 1930-х гг. «Виккерс» Mk E («Виккерс-шеститонный»). В 1939 г. машину запустили в серийное производство.

В отличие от английского прототипа, итальянский танк, получивший обозначение M11/39, уже в момент производства считался устаревшим. Так, слабое бронирование и вооружение, требовавшие доработок танковый двигатель и трансмиссия в сочетании с неудачными конструкторскими решениями (например, основное 37-миллиметровое орудие «Виккерс-Терни» L40 располагалось в надстройке корпуса и имело весьма ограниченный угол наводки, в результате для наведения на цель приходилось разворачивать весь танк) не позволяли M11/39 конкурировать с танками других стран. Тем не менее, в 1940 г. танки M11/39 отправили в Северную Африку, где они столкнулись с английскими танками. В результате стало очевидным отставание итальянской машины от английских практически по всем показателям — и серийное производство итальянских танков прекратили.

Неудачная конструкция M11/39 требовала кардинальной переработки, поэтому в 1940 г. фирма «Ансальдо» представила новый танк класса М, получивший обозначение M13/40. В отличие от предшественника он получил более мощную броню, 47-миллиметровое орудие типа 47/32 со спаренным с ним 8-миллиметровым пулеметом «Бреда» в башне, силовую установку, мощность которой увеличили до 125 л. с. Тем не менее, если сравнивать с предыдущей моделью, M13/40 по-прежнему обладал рядом существенных недостатков. В частности, не модернизирована крайне слабая ходовая. Толщина лобовой брони башни хотя и увеличена до 40 мм, осталась практически прямой, без рационального наклона броневых листов. В танке по-прежнему было много уязвимых мест (например, люк для входа и выхода экипажа).

Лучшей машины Италия на тот момент не имела, и танк M13/40 запустили в серийное производство. Он стал самым массовым итальянским танком Второй мировой войны. Всего выпустили 799 таких боевых машин.

итальянский танк M13/4
По классификации Италии машины класса М относятся к средним танкам, но, если учитывать массу и вооружение танка, следует относить их к легким. На фото — итальянский танк M13/40

В попытке улучшить вооружение итальянских бронетанковых войск в 1941 г. начали производство нового танка класса М, получившего обозначение M14/41. Но, как и его предшественники, уже в момент производства он считался устаревшим. От предшественника M14/41 отличался улучшенными бронированием и вооружением, которые, тем не менее, считались крайне слабыми по сравнению с танками других стран.

Последний танк этой серии — M15/42 — разработали в 1942 г. Его производство начали в январе 1943 г. На танк M15/42 установили новый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения SPA 15TB мощностью 185 л. с., благодаря чему удалось значительно повысить подвижность машины. Однако в связи с повышенным расходом топлива нового двигателя пришлось практически в два раза увеличить и топливные баки.

На вооружении танка состояло 47-миллиметровое орудие типа 47/40 и четыре 8-миллиметровых пулемета «Бреда». Благодаря увеличенной длине пушки (40 калибров по сравнению с 32 калибрами предыдущих версий) M15/42 отличался повышенной бронепробиваемостью, если принимать во внимание более ранние танки класса М. Однако пушка типа 47/40, как и прежде, была абсолютно неэффективна против хорошо бронированных английских и американских танков. Главное орудие танка M15/42 установили в башне, которая с помощью электрического механизма могла вращаться на 360°. Два спаренных пулемета разместили в шаровой установке в небольшой рубке в передней части корпуса, еще один такой пулемет был спарен с пушкой, последний пулемет, смонтированный на крыше башни, мог использоваться в качестве зенитного.

Служба и боевое применение

Основным театром боевых действий для танков класса М стала Северная Африка. В 1939 г. 24 танка M11/39 поставили в итальянскую Восточную Африку. Неприспособленность к местным условиям в сочетании с плохой подготовкой экипажа и отсутствием запасных частей привели к быстрому выходу этих машин из строя.

В июле 1940 г. количество боеспособных танков M11/39 в Северной Африке довели до 70 единиц, и в ближайшие месяцы итальянским бронетанковым войскам удалось добиться некоторых успехов. Однако уже зимой 1940-1941 гг. они столкнулись с английскими танками «Матильда», броню которых не пробивали 37-миллиметровые пушки M11/39. В ходе столкновений британцы уничтожали итальянские танки один за другим, оставаясь при этом практически неуязвимыми. Ситуация не изменилась и после 17 января 1940 г., когда в Северную Африку прибыли танки М13/40, а позже и М14/41.

Основная проблема танков класса М в Северной Африке — применение для выполнения непосильных для них задач, таких как штурм укрепленных позиций с противотанковыми средствами или атака на превосходившие их по характеристикам английские и американские танки.

Тяжелый танк P26/40

Первые столкновения итальянских танков I с английскими в Северной Африке, в которых итальянские машины уничтожались сотнями, практически не нанося ущерба британским бронетанковым войскам, наглядно показали острую необходимость поставить на вооружение принципиально новый танк, способный противостоять танкам союзников.

«Каро Армато» P26/40
«Каро Армато» P26/40 считали в Италии тяжелым танком. Но при боевой массе в 26 т его следует относить к классу средних танков

Разработку нового тяжелого танка для итальянской армии поручили фирмам «Фиат» и «Ансальдо», которые уже имели большой опыт в разработке легких и средних танков. Однако они еще не создавали тяжелых танков, поэтому работы шли крайне медленно. Первые два прототипа были готовы к полевым испытаниям только в начале 1942 г. Во время испытаний у итальянского военного командования и инженеров «Фиат» возникло множество разногласий, основное среди которых — выбор двигателя.

В ход дальнейших работ над танком вмешался случай. В конце 1942 г. в Италию доставили трофейный танк Т-34, детальное изучение которого показало, что P26/40 можно считать устаревшим еще до выхода в серию. И его конструкция, и вооружение требовали кардинального пересмотра.

В результате весной — летом 1943 г. военным представили еще три прототипа танка с улучшенными снарядоустойчивостью и вооружением. В них применили некоторые конструкторские решения, позаимствованные у советского танка. В частности, двигатель скопировали с советского двигателя, установленного на Т-34. На данном этапе решение казалось удачным, однако позже это задержало поступление танка в серию. Итальянские производители долгое время не могли наладить производство копии советского двигателя, получившего обозначение V-12 SPA.

Служба и боевое применение

К моменту заключения перемирия союзников с Италией ни один серийный танк P26/40 не был готов. Оккупировавшим страну немецким войскам удалось захватить пять прототипов этого танка, а также комплектующие для его сборки. С использованием этих комплектующих итальянская промышленность сумела собрать около 100 единиц танков как оригинальной конструкции, так и с предложенными немецкой стороной модификациями. В частности, некоторое количество машин вместо дизельного двигателя V-12 SPA оснастили бензиновым двигателем «Мэйбах» HL 120 TRM. Данная замена продиктована не столько желанием повысить подвижность танка, сколько все возраставшим дефицитом дизельного топлива в Италии. При этом около 22 танков собрали вообще без двигателей и в дальнейшем использовали как неподвижные огневые точки.

Высадка американских сил на плацдарм Анцио
Высадка американских сил на плацдарм Анцио. На переднем плане — два танка M4 «Шерман», против которых предстояло сражаться в бою танкам PzKpfw P40 737(i)

Однако ни модернизация, ни хорошая броня P26/40 не повлияли на решение не применять итальянскую боевую машину против танков союзников. P26/40, принятые на вооружение вермахта под обозначением PzKpfw P40 737(i), использовали в основном во второстепенных направлениях, а именно для борьбы с партизанским движением в Северной Италии и Югославской народной армией на Балканах.

Одно из немногих столкновений танков PzKpfw P40 737(i) с основными силами союзников произошло в ходе контратаки немецких войск на захваченный англо-американским десантом плацдарм в Анцио. Но, как и ожидалось, итальянские тяжелые танки не смогли подавить сопротивление американских противотанковых пушек и с потерями отступили.

Основной боевой танк C1 «Ариете»

После войны в Италии запретили производить тяжелое вооружение. Практически прекратившее существование в 1944 г. итальянское танкостроение не было готово разработать и производить новые бронемашины. В результате в послевоенное время на вооружении армии Италии состояли американские танки М47 «Паттон» II (с 1954 г.) и М60 (с 1960 г.). В начале 1970-х гг. на вооружение итальянской армии приняли танк «Леопард» 1.

С1 «Ариете»
С1 «Ариете»

На момент принятия на вооружение М60 приходится и возрождение итальянского танкостроения. Из 300 поступивших в Италию танков М60 200 по лицензии выпустила итальянская оборонная компания «Ото Мелара». Та же тенденция сохранилась и с принятием на вооружение танков «Леопард» 1: из 920 машин 720 по лицензии произвела «Ото Мелара».

В 1981 г. специалисты компаний «Ото Мелара» и «Фи-ат» на основе танка «Леопард» 1 подготовили к серийному производству основной боевой танк OF-40. Его создали специально для ведения боевых действий в условиях жаркого климата и сильной запыленности воздуха. Машина предназначалась для экспорта в страны Ближнего Востока. Всего за 1981-1985 гг. выпустили 36 танков OF-40. Все они проданы Объединенным Арабским Эмиратам.

Опыт, полученный при производстве и модификации зарубежных танков, а также тщательное изучение ОБТ Германии «Леопард» 2, позволили итальянским танкостроителям приступить к разработке собственного ОБТ, который отвечал бы требованиям сухопутных войск Италии. В 1986 г. прототип такого танка представила основной производитель бронетанковой техники компания «Ото Мелара». С 1992 г. новый танк, получивший обозначение C1 «Ариете», поступил в войска.

C1 «Ариете» имеет традиционную компоновочную схему с расположением двигательной установки и трансмиссии в задней части корпуса. Корпус и башня сварные. Лобовая часть танка имеет комбинированную броню из алюминия и стали, борты и корма — стальную броню. Защита от кумулятивных средств обеспечена навешенными специальными противокумулятивными экранами.

Подвеска танка C1 «Ариете» торсионная, независимая. Семь сдвоенных обрезиненных опорных катков направляют колесо в передней части корпуса, ведущее колесо сзади и четыре поддерживающих ролика. Каждый узел подвески оснащен гидравлическим ограничителем хода катка. Первый, второй, третий, шестой и седьмой узлы оборудованы гидроамортизаторами. Немецкая компания «Диэл» разработала гусеничную ленту «Тип 840», которая изготавливается в Италии по лицензии.

Соединение траков похоже на соединение гусеничных лент Т-64 и Т-80: траки с резинометаллическими параллельными шарнирами и индивидуальными асфальтовыми башмаками соединяются скобами и гребнем по центру. Доступ к обслуживанию С1 открывают экраны, расположенные в верхней ходовой части. При необходимости они могут быть оперативно подняты. Восемь 12-вольтных аккумуляторных батарей емкостью 100 А/ч обеспечивают бортовую сеть напряжением 24 В. В подключенном состоянии напряжение сети имеет суммарную емкость до 400 А/ч. Батареи установлены по четыре с каждой стороны корпуса.

C1 «Ариете»
C1 «Ариете» имеет относительно слабую защиту днища, что делает танк очень уязвимым перед минами и самодельными взрывными устройствами

Система защиты для танка С1 создана компанией «Секур». ОМП SP-180 работает в стационарном и защитном режимах. В стационарном режиме система вентилирует воздух, а когда система находится в защитном режиме, воздух поступает в специальные фильтры-поглотители.

В целом можно сказать, что качество танка «Ариете» во многом обеспечено лицензионным производством немецкого «Леопарда». Итальянские конструкторы переняли все лучшее у немецких коллег.

Танк оснащен современной цифровой системой управления огнем ТУИМ 5, которая позволяет вести огонь независимо от времени суток или метеоусловий, с места и в движении на максимальной для танка скорости 65 км/ч. На C1 «Ариете» установлена система защиты от оружия массового поражения, автоматического пожаротушения и т. д.

C1 «Ариете» обладает высокими показателями подвижности и проходимости. Оснащенный оборудованием для подводного хода, танк способен вброд преодолеть водную преграду глубиной до 4 м.

Вооружение танка состоит из 120-миллиметровой пушки «Ото Мелара» и спаренного с ней 7,62-миллиметрового пулемета MG-3. Еще один MG-3 с дистанционным управлением установлен на крыше башни и может использоваться в качестве зенитного.

C1 «Ариете»
Многие хорошие технические решения итальянские конструкторы переняли при лицензионном выпуске немецкого «Леопарда»

Среди основных недочетов танка C1 «Ариете» называют недостаточное для ОБТ третьего поколения бронирование и высокую стоимость. Так как танк не вызвал интереса у зарубежных покупателей, на сегодня выпустили всего 200 таких машин. В боевых действиях танк участия не принимал.




Поделиться ссылкой