Корабль

Считается, что одними из первых начали строить корабли жители Древнего Египта приблизительно в 3000 г. до н.э. Об этом свидетельствуют росписи, украшающие древние египетские вазы. Вначале это были небольшие весельные лодки, а потом барки — огромные, предназначенные для плавания по большой воде суда.

Морские суда египтян достигали 100—120 локтей в длину и 30—40 локтей в ширину или, если перевести это в метры, примерно 50—60 в длину и 15—20 в ширину. В один прекрасный день посередине барки поставили один возле другого два шеста, а между ними натянули шкуру животного. Ветер надул ее и потащил барку вперед без помощи весел. Излишне объяснять, что эта шкура и стала прообразом паруса.

Поначалу египетские барки были довольно убогими, толстобрюхими, неповоротливыми посудинами. Доски едва-едва пригоняли одну к другой, пазы конопатили и смолили, а корпус стягивали веревками, чтобы не рассыпался на волнах. Впрочем, выходить на таком суденышке далеко в море не осмеливались, плавали только по Нилу и вдоль морских берегов. Позднее отважились добираться от острова к острову, но при этом не теряли из виду сушу.

Пароходы

Реальная возможность построить быстроходное само- движущееся судно с большой грузоподъемностью появилась только после изобретения парового двигателя. Первый в истории пароход был сооружен американцем Фитчем. В 1787 г. он построил корабль «Персеверанс» в котором вместо гребного колеса применил весла, и поэтому его судно двигалось на манер древней галеры. Особого распространения такая конструкция не получила, и поэтому первенство в изобретении парохода было отдано другому американскому изобретателю — Роберту Фултону (1765—1815).

В 1807 г. Фултон первым в мире построил речной колесный пароход «Клермонт». Он имел водоизмещение 150 т, длина корпуса составляла 43 м, мощность двигателя — 20 л.с. Машинная часть состояла из котла в форме сундука длиной 6 м при высоте и ширине несколько более 2 м и вертикального парового цилиндра.

Переход на гребные винты

Паровая машина, установленная на судне Фултона и его последователей, приводила в движение гребное колесо, представляющее собой набор гребных лопастей, закрепленных между обручами. Впервые подобный движитель появился на китайских кораблях еще в XII в. В Европе гребные колеса использовались уже в Средние века на плавучих водяных мельницах, а в начале XIX в. достались в наследство первым пароходам.

Гребные винты Титаника
Гребные винты Титаника

Однако уже в середине этого столетия их практически повсеместно заменили на гребные винты — пропеллеры. Они более эффективно работали на гладкой поверхности воды, обеспечивали хорошую маневренность и не засорялись на мелководных засоренных растительностью акваториях. Впрочем, даже в наши дни гребные колеса применяются на некоторых речных грузовозах и экскурсионных пароходах.

С переходом от гребных колес к гребным винтам ходовые качества пароходов сильно улучшились. Это привело к тому, что к началу XX в. такие суда практически полностью вытеснили на море парусные.

Теплоходы

В начале XX в. на смену пароходам, широко использовавшимся в течение ста лет на всех водных транспортных путях, пришли более совершенные корабли—теплоходы. Так назвали самоходные суда, основным в которых был двигатель внутреннего сгорания. Чаще всего в качестве мотора применяли более экономичные, надежные, простые в эксплуатации и мощные дизельные.

Уже во втором десятилетии XX в. на верфях Германии и Англии приступили к постройке нескольких крупных теплоходов, а в 1912 г. со стапелей в Дании сошел первый океанский теплоход «Зеландия» водоизмещением 3200 т и грузоподъемностью 7400 т. За его первым плаванием из Копенгагена в Лондон следил весь мир. Вскоре было подсчитано, что эксплуатация «Зеландии» дает 160 тыс. марок экономии в год по сравнению с пароходами того же класса. Это решило судьбу нового вида транспорта.

Кроме строительства новых крупных теплоходов, начали переоборудовать уже существующие средние и малые суда. Была даже сделана попытка устанавливать дизельные двигатели на старые модели пароходов, превращая их тем самым в колесные теплоходы. Однако такие суда оказались неудачными: для привода гребных колес дизелем использовалась сложная механическая передача, которая часто ломалась, и вскоре от таких проектов отказались. К концу второго десятилетия XX в. практически все судостроительные заводы мира прекратили строить пароходы и перешли на выпуск теплоходов. В 1930 г. они составляли 10% мирового гражданского флота, а к 1974 г. их доля достигла 88,5%.

В настоящее время теплоходы — наиболее распространенный тип судов. Они практически полностью вытеснили пароходы. Дизельные установки применяют как на небольших речных теплоходах, так и на комфортабельных океанских лайнерах и огромных грузовозах.

«Непотопляемый»

Наиболее известным круизным судном в XX в. стал английский лайнер «Титаник», который на момент постройки был крупнейшим пассажирским пароходом мира. Судно было спущено на воду в 1911 г. Этот гигант имел водоизмещение 46 тыс. т, 269 м в длину и почти 30 м в ширину и по комфортабельности превосходил самый безукоризненный отель. Танцевальный зал, кинозал, библиотека — все было предусмотрено для удобства пассажиров. А еще о «Титанике» говорили, что он непотопляем, так как его корпус разделен на 16 отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Кораблестроители рассчитывали, что лайнер останется на плаву даже в случае полного затопления любых двух отсеков. Силовая установка судна состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин, работающих на боковые гребные винты, и паровой турбины общей мощностью 55 тыс. л.с., вращающей средний винт. Скорость «Титаника» могла достигать 25 узлов (примерно 46 км/ч).

титаник

Имея на борту 2207 человек пассажиров и команды, 14 апреля 1912 г. «Титаник» отправился в свой первый рейс из Шербурга в Нью-Йорк. Капитан получил указание от председателя пароходной компании любой ценой добыть «голубую ленту». Четыре дня спустя после отправления, поздно вечером, шедшее на всех парах судно-гигант врезалось в огромный айсберг. В его борту образовалась трещина почти в 100 м длиной, и после полуночи судно исчезло в пучине. Выжило лишь чуть больше семисот человек.




Поделиться ссылкой