Мотоцикл: эволюция двухколесного транспорта

Появление паровых двигателей способствовало дальнейшему развитию велосипедов и привело к возникновению мотоциклов. Считается, что первый паровой мотоцикл был создан в 1868г. французом Эрне Мишо. Это транспортное средство имело маленький паровой двигатель, большое переднее и маленькое заднее колеса. Паровой мотор работал ненадежно, и поэтому для подстраховки Мишо поставил на свое детище педали с приводом на переднее колесо.

мотоцикл

Истории известны также паровой мотоцикл французского инженера Луи-Гийома Перро, созданный в 1871 г., и конструкция американца Луиса Копленда. В 1884 г. Компленд поставил паровой мотор впереди водителя над маленьким передним колесом, чтобы разгрузить заднее. Этот мотоцикл мог разогнаться до 18 км/ч, несясь по улицам как «исчадие ада» и пугая граждан.

Однако в конце XIX в. создание новых видов мотоциклов затормозилось. Люди, занимающиеся их изготовлением, столкнулись с той же проблемой, что и автомобильные мастера — отсутствием легкого и экономичного двигателя. Лишь появление двигателя внутреннего сгорания повлекло за собой дальнейшее развитие этого оригинального вида транспорта.

Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем

Настоящим «днем рождения» мотоцикла можно считать 29 августа 1885 г., когда немецкий инженер Готлиб Даймлер получил документ на мотоцикл, запатентованный как «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем». Это изобретение было впервые продемонстрировано в ноябре 1885 г.

Мотоцикл Готлиба Даймлера
Мотоцикл Готлиба Даймлера

Фактически это был велосипед с деревянной рамой и ременной передачей, массой 50 кг, на который был установлен одноцилиндровый бензиновый двигатель с рабочим объемом 264 см3, развивающий мощность 0,5 л .с. У заднего колеса с каждой стороны располагалось по одному маленькому подрессоренному выносному колесу. Так как двигатель все время работал с постоянной частотой вращения коленчатого вала, двухступенчатая ременная передача обеспечивала мотоциклу две скорости — 6 и 12 км/ч.

Это интересно!

Первые мотоциклы, выпущенные для продажи, появились в 1894 г. — через девять лет после машины Даймлера. Это были модели немецких конструкторов Хильдебранда и Вольфмюллера. Первой их разработкой в 1892 г. стал одноцилиндровый двухтактный мотор внутреннего сгорания с воздушным охлаждением.

Первые мотоциклы, выпущенные для продажи

Улучшенная модель была создана в следующем году и представляла собой четырехтактный двухцилиндровый двигатель уже с водяным охлаждением. Но и это творение не удовлетворило требования молодых конструкторов, и  в начале 1894 г. они вновь приступили к его модернизации. В течение последующих двух месяцев авторы получили три патента на свою машину, причем в одном из них впервые появилось слово «мотоцикл» (от латинского «мотор» - «приводящий в движение» и греческого «циклос» - «колесо»), т.е. моторизованный велосипед.

Легкий, средний и тяжелый

В конце XIX — начале XX в. мотоциклы начали выпускать и в других странах мира. Среди пионеров мотоциклостроения были заводы фирмы «Лаурин-Клемент» (в настоящее время «Шкода», Чехия), «Нортон» (Англия), «Пежо» (Франция), НСУ (Германия), «Лейтнер» (Россия), «Харлей-Дэвидсон» (США), «Ямаха» (Япония). Мотоциклы, выпускаемые этими компаниями, настолько конструктивно отличались, что понадобилось вводить классификацию. Первоначально в ее основу лег рабочий объем двигателя. Так появились три класса мотоциклов: легкий, с объемом двигателя до 300 см3, средний — от 350 до 650 см3 и тяжелый — более 750 см3.

мотоцикл

Трицикл

Всемирное признание к мотоциклам пришло в 1895 г., когда французские изобретатели Альбер де Дион и Жорж Бутон создали очень легкий одноцилиндровый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, установив его на специально спроектированную трехколесную конструкцию. Получился трицикл (трехколесный аппарат) «Де Дион-Бутон». По лицензии этой фирмы и зачастую с ее моторами трициклы строили во многих странах мира. Продолжают изготавливать трициклы (правда, ограниченными партиями) и в наши дни.

Трицикл

Модернизация мотоцикла в XX в.

«Обобщенный мотоцикл» первого десятилетия XX в. можно представить в следующем виде: двигатель мощностью 1,5—3,5 л.с. с воздушным охлаждением, нашедший, наконец, свое место внизу средней части рамы. Сама рама усилена второй горизонтальной трубой, а в промежутке между ней и верхней трубой размещен топливный бак. Испарительный карбюратор больше не использовался и был заменен пульверизационным, значительно упростившим регулировку смеси. Аккумуляторное зажигание еще устанавливалось на некоторых машинах, но ряд фирм уже применяли магнето. Силовая передача, как правило, осуществлялась ремнем, но отдельные конструкторы не без успеха использовали в своих моделях карданную или цепную передачу.

Велосипедные педали у мотоцикла сохранялись еще довольно долго. Они использовались для запуска двигателя, для помощи ему на подъемах и, наконец, при неисправности двигателя. Кроме того, педали заменяли собой подножки для водителя.

мотоцикл

Некоторые модели первых мотоциклов имели рессорную переднюю вилку, однако применение этого устройства было спорным, и многие специалисты находили, что она делает езду «неустойчивой и опасной». Но в 20-х гг. XX в. рессорная передняя вилка стала неотъемлемым атрибутом мотоцикла, который получил в этот период и второе важное усовершенствование — коробку передач.

Простота и доступность

В первой половине XX в. производство мотоциклов пережило настоящий бум. Во время Первой мировой войны мотоциклы использовались в фельдъегерской связи и как мобильное транспортное средство, на котором устанавливался пулемет. После ее окончания конструкция мотоцикла постоянно совершенствовалась и после Второй мировой войны достигла своего совершенства. В этот период были разработаны новые модели и появились легкие мопеды и моторные скутеры. Большая популярность этих транспортных средств среди населения была связана с их простотой, доступностью и дешевизной, по сравнению с автомобилем.

Скутер
Скутер

Для молодых и энергичных

В 50—60-е гг. XX в. в развитых странах автомобиль стал доступен широким слоям населения, и производство мотоциклов сильно сократилось. Но ненадолго — в конце столетия мотоциклы, и особенно мотороллеры и скутеры, вновь начали завоевывать популярность, но теперь уже как средство преодоления «пробок» в больших городах. Кроме того, мотоцикл стал использоваться как символ определенного образа жизни, поскольку он ассоциировался с молодостью, энергией и риском. Среди мотоциклистов-любителей появились даже свои субкультуры байкеров и рокеров.

мотоцикл

Многоликий мотоцикл

Современные мотоциклы в зависимости от назначения разделяют на дорожные, спортивные и специальные. Кроме того, их еще можно классифицировать по рабочему объему двигателя, числу его цилиндров и т.п.

Дорожный мотоцик

Дорожные мотоциклы производят массово, и предназначены они для широкого круга потребителей, так как имеют относительно невысокую стоимость, работают на автомобильных бензинах с невысоким октановым числом и не требуют особого ухода. Они развивают скорость, достаточную для нормальной эксплуатации на различных дорогах.

Спортивные мотоциклы по сравнению с дорожными имеют лучшие динамические качества, т.е. более высокие максимальные скорость и ускорение, легче преодолевают подъемы. Для уменьшения сопротивления воздуха их частично покрывают пластиковой обшивкой. Однако «спортсмены» рассчитаны на использование бензина с более высоким октановым числом и имеют более высокую стоимость.

Спортивный мотоцикл
Спортивный мотоцикл

Эти мотоциклы часто производят на базе дорожных путем повышения мощности двигателя, изменения передаточных отношений коробки передач, увеличения надежности силовой передачи и экипажной части. Для этого используют специальную оснастку, требующуюся для различных видов соревнований — кольцевые мотогонки, ралли, трофи. Такие мотоциклы не пригодны для обычной эксплуатации и используются только в пределах стадиона или трека.

Мотоциклы, изготовленные в единственном или ограниченном количестве, получили название «кастомы». Оно образовано от английских слов «custom motorcycle», что можно перевести, как «сделанный на заказ, индивидуально мотоцикл». Обычно такие байки — это по-другому оформленные или полностью переделанные серийные машины.

Эксклюзивный мотоцикл
Эксклюзивный мотоцикл

Сейчас эксклюзивные и дорогие модели кастомов производят в специализированных мастерских, однако некоторые мотолюбители считают, что настоящий кастом должен быть сделан собственными руками. В наши дни такие крупные мотопроизводители, как, например, «Хонда», «Сузуки» и «Харлей Девидсон», часто предоставляют клиенту возможность изменения внешней и внутренней комплектации мотоцикла, что фактически делает такие кастомы машинами промышленного изготовления.

К разновидностям мотоцикла относятся также и его «младшие братья» — мопеды, мотороллеры, мокики, минибайки, скутеры, мотовелосипеды и т.п.

Экономичные и дешевые

Мопеды отличаются от легких мотоциклов главным образом наличием педального привода и в целом повторяют конструкцию самых первых мотоциклов. Запуск двигателя обычно осуществляется так: водитель выжимает сцепление и трогается с места по-велосипедному крутя педали, после набора скорости отпускает сцепление, и вал двигателя начинает вращаться. После этого можно ехать на моторной тяге. Поскольку переключение передач у мопеда отсутствует, то на крутых подъемах нужно «помогать» двигателю, вращая педали.

мопед

В наши дни многие фирмы отказались от педального привода, и вместо него моторы получили стартеры. При этом сами машины благополучно сохранили все прочие признаки классического мопеда — изогнутую раму и подвешенный к ней снизу двигатель, рабочий объем которого, как правило, не превышает 50 см3. С таким мотором это транспортное средство, вес которого может достигать 50 кг, развивает максимальную скоростью не более 50 км/ч. Большая популярность мопедов связана с тем, что они стоят довольно дешево и расходуют мало бензина.

Мотороллеры

Мотороллер устроен так, что когда водитель садится на него, ему не нужно перелезать через раму. Кроме того, двигатель мотороллера смещен назад, под седло, благодаря чему спереди появляется место для ног водителя. Вторая особенность такой машины — наличие кузова, состоящего из облицовки, полностью закрывающей двигатель, механизмы, и защищающего ноги водителя настила, переходящего в передний щит.

Мотороллер

На мотороллерах устанавливают двигатели, рабочий объем которых может достигать 250 см3. Но, в отличие от мотоциклов, максимальная скорость мотороллеров ниже, а масса — больше.

Часто мотороллеры называют скутерами. Это не совсем правильно, так как в техническом отношении скутер представляет собой машину, занимающую переходную позицию от мопеда к мотороллеру.

Самый универсальный городской транспорт

В наши дни особой популярностью пользуются скутеры. Для таких машин характерны развитые облицовки и двигатель с единственным горизонтальным цилиндром, расположенным между ног водителя. Скутер — это, пожалуй, самый универсальный вид городского транспорта.

скутер

Конечно, он не поможет в перевозке габаритных или тяжелых грузов и он не такой представительный и комфортабельный, как автомобиль, но преимуществ у скутера гораздо больше, чем недостатков. На нем не придется стоять в пробках, он очень маневренный, прост в управлении, весьма экономичен (как в плане расхода топлива, так и в обслуживании и ремонте) и не требует государственной регистрации, техосмотров и обязательного страхования, а для управления им не требуется водительского удостоверения. Правда, последнее относится только к скутерам, на которые установлены двигатели объемом до 50 см3.

«Малютка» в чемодане

Среди «младших братьев» мотоцикла встречаются совсем малютки. Эти маленькие, складные, упрощенного типа мотоциклы, оборудованные малообъемными двигателями, называют портативными или микромотоциклами. Их скорость составляет примерно 35 км/ч, масса—до 25 кг. Такие двухколесные агрегаты в сложенном виде можно уместить даже в чемодане или ранце.

микромотоцикл



Поделиться ссылкой