Наземный транспорт и машины

Примерно 6 тыс. лет назад человек сделал одно из самых знаменательных открытий — он изобрел колесо. Первые колеса были сплошными и делались из единого куска дерева или камня. Приблизительно 2 тыс. лет до н. э. практически одновременно в столь отдаленных друг от друга местах, как Скандинавия, Китай и Месопотамия были изобретены колеса со спицами.

Эволюция колеса
Эволюция колеса

Популярность колесниц

Наиболее древним и популярным видом транспорта являются колесницы. Считается, что впервые они появились около 2600 лет до н. э. Вначале они имели четыре колеса, но постепенно в Китае, Индии и на Ближнем Востоке получили распространение более маневренные — двухколесные. Они приводились в движение парой или четверкой лошадей.

Легкость, маневренность и скорость передвижения колесниц обратили на себя внимание широких слоев населения. Конный экипаж начал завоевывать популярность. Землевладельцы использовали их для перевозки урожая, спортсмены — для проведения соревнований, кочевники — в качестве походных жилищ, воины — как первые боевые машины.

Карета — роскошь для богатых

Широкая область применения колесниц подстегнула дальнейшее развитие колесного транспорта. Экипажи стали более разнообразными, рассчитанными на одного или нескольких ездоков, для коротких прогулок или длительных путешествий, открытыми или с крышей, простыми или роскошно отделанными.

В XV в. был сделан значительный шаг в развитии конных экипажей. Кузов, словно люльку, подвесили на кожаных ремнях к раме повозки. Плавно покачивая кузов, ремни исполняли роль рессор и сглаживали все толчки, возникающие при движении. Так древняя колымага превратилась в более удобный и совершенный экипаж — карету. В связи со сложностью изготовления число первых карет было невелико, и они смогли стать достоянием лишь очень богатых людей.

Уютный дом на колесах

Начиная с XVI в. у кузова кареты появились бока, изготовленные из кожи, натянутой на деревянный каркас, а затем — жесткая крыша и окна. Карета превратилась в маленький и вполне уютный дом на колесах. И это не случайно, ведь даже небольшое по современным меркам путешествие в 500—600 км растягивалось на неделю.

Спутница длительных путешествий — теснота

Первые экипажи общественного пользования представляли собой тесные и неудобные повозки. И это не удивительно, ведь главной целью было перевезти как можно больше пассажиров. Экипажи, осуществлявшие длительные путешествия, получили название «дилижансы». Обычно их кузов был рассчитан на 8 пассажиров. Можно представить, в какой тесноте проходила поездка, если учесть, что размеры кузова дилижанса примерно равны современному малолитражному автомобилю.

Дилижансы
Дилижансы

Рессоры, шины и фамильный герб

В XVII в. кареты претерпели ряд существенных усовершенствований. Во-первых, ненадежные и слишком мягкие ремни, укачивающие пассажиров во время поездки, были заменены на стальные рессоры. Во-вторых, была модернизирована конная упряжь: лошадь стала тянуть карету не шеей, а грудью.

Колеса экипажей начали делать с особой тщательностью — ведь именно они должны были выдерживать ударные нагрузки, возникающие при движении. На колесо часто надевали металлический обод, получивший название «шина».

Кузов обтягивали кожей, а деревянные и металлические детали экипажа для защиты от воздействия атмосферных осадков покрывали несколькими слоями краски или лака. На особо дорогих каретах укрепляли украшения в виде узоров и фамильных гербов владельцев, изготовленных из серебра и даже золота.

«Каретная» терминология современна и в наши дни

Многое из того, что принадлежало древнему конному экипажу, досталось в наследство современному автомобилю. Например, амортизаторы мы до сих пор часто называет рессорами, а обтекаемые панели над колесами — крыльями. Колеса автомобиля существенно отличаются от каретных, но и у них есть шины, обода, а иногда и спицы. Даже разновидности кузовов сохранили свои «каретные» названия — купе, седан, кабриолет, фаэтон. А мощность автомобильных двигателей до сих пор неофициально измеряют в лошадиных силах.

Автомобиль — это и вуатюр, и ваген, и кар

Первый экипаж с механическим двигателем назывался по-французски «вуатюр отомобиль» — «коляска самодвижущаяся». Через некоторое время слово «вуатюр» для краткости отбросили, и осталось только «отомобиль», происходящее от греческого слова «autos» — «сам» и латинского «mobilis» — «подвижный». В наше время единство в названии отсутствует. Во Франции автомобиль называют по-старинному — «вуатюр», в Германии — «ваген», а в Англии и США — «кар».

Трехлучевая звезда вписана в лавровый венок

Официальная слава изобретателей автомобиля принадлежит двум немецким инженерам — Готтлибу Даймлеру и Карлу Бенцу. Заявки на патенты они подали почти одновременно, однако в разные бюро, и в каждом чиновники, выдававшие изобретателям привилегии, искренне считали, что регистрируют самую первую конструкцию механического экипажа с двигателем внутреннего сгорания.

Удивительное в этой истории еще и то, что два великих изобретателя жили в соседних городах, но никогда не встречались, хотя созданным ими фирмам было суждено в 1926 г. слиться в известную компанию «Даймлер-Бенц». В результате, логотип фирмы Даймлера, трехлучевая звезда — символ успехов на суше, воде и в воздухе, был вписан в кольцо с лавровым венком (дань прошлым победам машин Бенца на гонках).

Прототип автомобиля имел три колеса

Одним из первых, кто использовал паровой двигатель для построения самодвижущегося экипажа, стал французский инженер Николя-Жозеф Куньо (1725— 1804). В 1770 г. он создал самый первый прототип современного автомобиля — трехколесную повозку, приводимую в движение паром и развивающую скорость до 5 км/ч. Мощность данного транспортного средства составляла 2 л. с.

Прототип современного автомобиля — трехколесная повозка
Прототип современного автомобиля — трехколесная повозка

Машина с «прицепом» запасов

В начале XIX в. мощность паровых экипажей уже увеличилась в 10 раз по сравнению с повозкой Куньо, значительно были уменьшены размеры машин и расход топлива. Для сокращения времени, необходимого для пополнения запасов, к машине начали присоединять повозку с топливом и водой. Это позволило довести среднюю скорость движения до 30 км/ч.

Главное — компактность и экономичность

В настоящее время наиболее популярна так называемая европейская классификация легковых автомобилей. В ее основу положены размерные характеристики транспортного средства. При создании автомобилей особо малого класса А (длина — до 3,6 м, ширина — до 1,6 м) комфорт водителя и пассажиров приносится в жертву компактности и экономичности.

Комфорт для водителя

Автомобили малого В (длина — 3,6—4,2 м, ширина — 1,5—1,7 м) и малого среднего С (длина — 4,2—4,4 м, ширина — 1,6—1,75 м) классов называют «водительскими». Водитель и пассажир, сидящий рядом с водителем, получают в них больше пространства и имеют возможность передвигаться с более высоким уровнем комфорта, в то время как пассажиры, занимающие задние места, оказываются несколько стеснены.

Транспортные, гоночные и специальные

Если проследить всю историю развития машин, то можно заметить, что уже давно определились три основных вида автомобилей — транспортные (легковые, грузовые и автобусы), гоночные и специального назначения.

Автомобили классифицируются и по общему объему цилиндров двигателя (литражу). В зависимости от этого они делятся на четыре класса: от 1,1 л — особо малый класс (малолитражки), от 1,2 до 1,8 л — малый класс, от 1,8 до 3,5 л — средний, от 3,5 и выше — большой (спортивные, грузовые).

Пассажирские и грузопассажирские

Для того чтобы более точно описать автомобиль, вместе с мощностью двигателя и его литражом часто указывают тип кузова. Кузова всех современных легковых автомобилей по назначению разделяются на пассажирские и грузопассажирские, а по конструкции крыши — на закрытые (седан, купе, лимузин и т. п.), открытые (родстер, кабриолет и т. п.) и комбинированные (например, пикап).

«Пассажирские» автомобили

Средний класс D (длина — 4,4—4,7 м, ширина — 1,7—1,8 м) предоставляет всем, кто находится в машине, достаточные и приблизительно равные в плане комфорта и простора условия.

Автомобили высшего среднего (бизнес) Е и высшего (представительский) F классов, длина которых превышает 4,7 м, а ширина — более 1,7 м, являются по-настоящему «пассажирскими». Они дают водителю свободное и удобное рабочее место, но их основное назначение — перевозка пассажиров на просторном заднем сиденье с максимальным комфортом.

Пассажирский автомобиль

У кузова седан имеется три четко выраженных объема — моторный отсек, салон и багажник, причем длина первого и третьего объемов примерно одинакова. Такой кузов может иметь две, четыре или даже шесть боковых дверей и два или три ряда сидений. По одной из версий, название произошло от южноитальянского слова «sede» — «кресло», а по другой — от названия французского города Седан, специализировавшегося в XIX в. на производстве дорожных карет.

Складывающаяся крыша

Кабриолет — пассажирский кузов со складывающимся верхом и опускаемыми боковыми стеклами. Такой тип кузова может иметь две, четыре или шесть боковых дверей. Сиденья устанавливаются в два или три ряда. Кроме того, кабриолет может оборудоваться дугой безопасности в районе центральной боковой стойки. Название происходит от французского слова «cabriolet» — так изначально называлась легкая одноосная конная повозка со складывающейся крышей.

Кабриолет
Кабриолет

Удобная платформа для грузов

Пикап — грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схемам: 2+1, 2+2 или 2+3. Грузовая платформа имеет откидной задний борт и мягкий (жесткий) верх. Название произошло от англ. to pick up — «поднимать», «отрывать».

Небольшой фургон

Минивэн — однообъемный кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений. Он предназначен для перевозки пассажиров и багажа и может вместить до 8 человек. При большем количестве мест для пассажиров автомобиль считается микроавтобусом или автобусом. Фактически минивэн произошел от фургона, адаптированного для перевозки пассажиров. При этом доступ к третьему ряду сидений осуществляется через задние сдвижные или распашные пассажирские двери. Название кузова произошло от англ. minivan — «небольшой фургон».

Минивэн
Минивэн

Тюнинг — индивидуальность для автомобиля

На каждом автомобильном салоне значительная часть выставочных площадей отводится искусству, которому поклоняется большинство автомобилистов во всем мире. Имя ему — тюнинг (от английского слова «tuning» — «настройка»). Для тех, кто хочет выделяться в толпе автолюбителей и придать своему «железному другу» облик суперавтомобиля, существуют десятки тюнинговых ателье и фирм.

Автомобиль для супергероя

Большинство заводов-производителей имеют собственные тюнинговые компании, которые дорабатывают, изменяют технические характеристики, внешний и внутренний дизайн автомобиля. Работы производят по индивидуальным заказам клиентов мелкосерийными партиями.

Вот наглядный пример «серьезного» тюнинга — по желанию хозяина его автомобиль был превращен с суперавтомобиль, которому бы позавидовал даже легендарный супергерой Бэтмен.

Тюнинг мотора

Все солидные ателье занимаются как внешним тюнингом, так и настройкой силовых агрегатов. Некоторые компании располагают собственными разнообразными моторами — от «маленьких» четырехцилиндровых мощностью 150—250 л. с. до двенадцатицилиндровых «гигантов» с турбонаддувом мощностью до 730 л. с.

Автомобиль будущего

Не менее оригинально смотрятся автомобили, получившие название концепт-кары. В несколько вольном переводе с английского это словосочетание обозначает «автомобиль будущего» (concept — «идея», в данном случае — «представление о будущем», а саг — «автомобиль»). Каждая известная автомобилестроительная фирма периодически создает такие машины. Их показывают на престижных автомобильных выставках и автошоу для саморекламы и проверки реакции зрителей. Эти модели не идут на конвейер, а выпускаются в единичных экземплярах и поэтому стоят очень дорого.

Автомобиль будущего
Автомобиль будущего

Истинно народный

В специализированной литературе можно встретить различные критерии оценки популярности («народности») той или иной марки автомобиля. Одни авторы считают, что к этой категории относятся машины, стоимость которых относительно невысока. По мнению других, народными являются те машины, на которых ездит большинство населения государства. Третьи на первый план выносят экономичность автомобиля.

«Фольксваген» — народный автомобиль

В Германии производством наиболее массовых машин занимается компания «Volkswagen» («Народный автомобиль»). В 1938 г. в ее цехах был налажен выпуск автомобиля, получившего название «Käfer» («Жук»). Всего с 1938 по 2003 г. их было изготовлено более 21,5 млн, причем различных модификаций. Не менее популярен автомобиль «Volkswagen Golf», выпуск которого начался в 1974 г. В настоящее время заводы «Volkswagen» выпускают «Golf» шестого поколения.

Посадили за руль Францию

Во Франции «народные» автомобили выпускают фирма «Citroen», основанная Андре Гюставом Ситроеном (1878—1935), автомобильная корпорация «Renault» (основана братьями Рено — Луи, Марселем и Фернаном в 1898 г.) и компания «Peugeot» (основана еще в 1810 г. братьями Жан-Фредериком и Жан-Пьером Пежо). Как утверждают специалисты, они «посадили за руль» Францию подобно тому, как «Ford» сделал автомобилистом среднего американца, a «Volkswagen» — немца.

Американский любимчик

В начале XX в. в США по-настоящему «народным» автомобилем считался «Ford-Т», производство которого за два десятка лет превысило 15 млн экземпляров. Именно благодаря этой машине американский промышленник Генри Форд (1863—1947) стал настоящим «автомобильным королем», а миллионы американцев превратились из пешеходов в автомобилистов.

«Победа» — советский массовый автомобиль

Среди автомобилей, производившихся в различное время в Советском Союзе, к «народным» можно было отнести «Победу», «Запорожец», «Москвич» и «ВАЗ». Самым первым массовым советским автомобилем стала «Победа»: за 12 лет их было выпущено 236 тыс. с кузовами седан, кабриолет и такси. А рекорд производства принадлежит Волжскому автомобильному заводу (ВАЗ). Одной только модели «ВАЗ-2101» с 1970 по 1983 г. было выпущено почти 3 млн экземпляров.

«Победа» советский массовый автомобиль
«Победа» советский массовый автомобиль

Шик и скорость

В наши дни на дорогах нередко можно увидеть машины, поражающие своим великолепием и солидностью. Они относятся к разряду автомобилей класса «люкс». На вопрос, что представляют собой такие машины, можно услышать множество разнообразных ответов: они очень элегантны, управление такой машиной доставляет наслаждение, по способности развивать большие скорости они не уступают спортивным. Выпускают такие автомобили небольшими партиями, а поездка на этих машинах позволяет «купаться» в завистливых взглядах зевак.

Не только элегантны, но и долговечны

Общепризнанным мировым лидером в области производства автомобилей класса «люкс» является английская компания «Rolls-Royce». Она была основана еще в 1906 г. автомехаником Генри Рой- сом (1863—1933) и сыном миллионера Чарльзом Стюартом Роллсом (1877—1910). Кстати, сборка комплектующих в цехах «Rolls-Royce» ведется очень тщательно и только в масляной среде, а многие детали изготавливаются вручную. Не случайно 75% всех машин, изготовленных за более чем вековую историю компании, все еще на ходу.

Роскошный салон — комфорт для пассажиров

В наши дни только крупные компании могут позволить себе иметь в своей производственной программе автомобили класса «люкс». Ведущие места в этой области занимают немецкие фирмы «BMW», выпускающая шикарный лимузин «760U», и «Mercedes- Benz» со своим большим седаном «S500 Long», британская «Bentley», основанная Уолтером Оуэном Бентли (1888—1971), а также японская «Toyota», производящая седаны представительского класса под торговой маркой «Lexus».

Автомобили группы BMW
Автомобили группы BMW

Такие машины отличаются огромными роскошными салонами, в которых особое внимание уделено пассажирам, расположенным за водительским рядом. Им отведено столько места, что даже люди с внушительными габаритами могут беспрепятственно принять полулежачую позу. А исключительные динамические характеристики подобным автомобилям обеспечивают новейшие моторы мощностью в сотни лошадиных сил.

Новые победы для одних, реклама для других

Соревнования на спортивных автомобилях очень популярны. Эти гонки собирают миллионы болельщиков и регулярно транслируются по телевидению. Для водителей-спортсменов это, прежде всего способ достижения новых побед и совершенствования своего мастерства. А для фирм-производителей — еще одна возможность прорекламировать свою продукцию.

Гонки по замкнутому кругу

В наши дни наибольшую популярность завоевали кольцевые автогонки, проходящие по замкнутой асфальтированной трассе, по которой гонщики проезжают определенное количество кругов. К ним относится и знаменитая «Формула-1», учрежденная в 1950 г. В «Формуле-1» участвуют как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.

Франция — родина автогонок

История автомобильного спорта началась в 1894 г., когда во Франции было объявлено о проведении первой автомобильной гонки. Участие в ней могли принять владельцы любых «безлошадных экипажей», приводимых в движение паром, газом, бензином и электричеством. Претенденты на победу должны были преодолеть дистанцию в 126 км от Парижа до Руана менее чем за восемь с половиной часов. Заявки подали 102 гонщика, но из 21 допущенного автомобиля в отведенный срок уложились только 12 бензиновых и три паровых. Уже на следующий год под эгидой специально созданного для этого Автомобильного клуба Франции прошла автогонка по маршруту Париж—Бордо—Париж. Примерно в то же время подобные состязания прошли в Италии, Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

«Феррари» принадлежит пальма первенства

Абсолютный рекорд в гонках «Формулы-1» принадлежит итальянской автогоночной команде «Scuderia Ferrari», представляющей собой подразделение автомобильной компании «Ferrari», занимающейся гонками. Команда принимает участие в гонках с 1950 г. и является самой старой и успешной среди всех. Ей принадлежит рекорд по количеству побед в Гран-при — команда лидировала 211 раз (по данным на 2010 г.). Следующей идет британская команда «McLaren», которая имеет 168 побед.

Кстати, «Scuderia Ferrari» переводится с итальянского как «Конюшня Феррари», и поэтому «конюшнями» также иногда называют и другие команды «Формулы-1».

Пройти дистанцию за меньшее время

Для автомобилей настоящим испытанием на выносливость стали соревнования, которые проводились по незамкнутым трассам, часто по дорогам общего пользования или по внедорожью. Такие состязания получили название «ралли». Оно образовано от английского слова «rally» — «слет, сбор». Автомобили выпускаются на трассу по одному, и победителем становится тот, кто пройдет дистанцию за меньшее время. Мировое первенство по ралли разыгрывается с 1968 г. Наибольшую известность получило ралли Дакар (долгие годы было известно как «Ралли Париж—Дакар») — ежегодный трансконтинентальный чемпионат, который проводится с 1978 г.

Ралли
Ралли

Самая престижная

В истории соревнований немало легендарных гонок и на стойкость, и на выживание, и на выносливость. Однако самой известной и престижной является 24-часовая гонка «24 часа Ле-Мана» (24 Heures du Mans). Впервые она состоялась 26—27 мая 1923 г. и в дальнейшем соревнования стали проводиться ежегодно в июне.

Американские «деруны»

В начале 40-х годов XX в. американская молодежь придумала еще один способ испытать свою супертачку и получить изрядную порцию адреналина — они начали устраивать соревнования на разгон, в основном на четверть мили (402 м). Такие гонки вначале проходили на серийных, самостоятельно тюнингованных автомобилях. За их совершенно необтекаемую форму, которая «раздирает и кромсает» воздух, американцы прозвали автомобили для таких соревнований драгстерами, то есть «дерунами».

Монстр на огромных колесах

Достаточно бросить лишь один взгляд на этого монстра из семейства автомобилей и можно безошибочно сказать, что это настоящий суперкар. Сделать его можно практически из любой машины: кузов от автомобиля ставится на полноприводное шасси. Колеса чаще всего берут от сельскохозяйственной техники. Подобные автомобили получили название — «bigfoot», что в переводе с английского означало «большая нога», а в данном случае имеется в виду «большое колесо».

Cуперкар
Cуперкар

Эксклюзивные скоростные суперкары для повседневной езды

В наши дни особой популярностью пользуются спортивные машины — спорткары или суперкары (сверхавтомобили). И чаще всего владельцы используют их не для участия в спортивных соревнованиях, а для повседневных нужд. По максимальной скорости, времени разгона с места до определенной скорости, тормозным качествам и управляемости такие автомобили значительно превосходят легковые, близкие по рабочему объему двигателя. Среди прочих спортивных автомобилей такие суперкары выделяются эксклюзивным оснащением и динамическими характеристиками. Мощность мотора измеряется в сотнях лошадиных сил, максимальная скорость — от 300 км/ч и соответствующая цена, исчисляемая в сотнях тысяч долларов.

Спортивные технологии в «гражданском» мире

Многие страны, имеющие мощную автомобильную индустрию, не могут построить даже одного суперавтомобиля. А вот Италия с давних пор славилась обилием таких марок, как «Ferrari», «Maserati» и «Lamborghini».

Без сомнения, суперкаром можно называть автомобиль, который в 1988 г. (в честь своего шестидесятилетия) выпустила известная итальянская компания «Ferrari». Он получил собственное имя «Enzo» в честь основателя компании Энцо Феррари. Эта модель объединила, казалось бы, два противоположных мира — болиды «Формулы-1» и обычные автомобили. «Enzo» продемонстрировал возможность и необходимость использования технологий F1 в «гражданском» мире.

Германские спорткары

В Германии неплохих результатов в области производства спорткаров добились такие компании, как «BMW», поразившая специалистов своей моделью «М3 CSL», «Mercedes-Benz», выпустившая суперкар «SLR McLaren», и «Porshe» с целым семейством спортивных автомобилей серии «911 GT».

Маневренный как муха

Среди многочисленных суперкаров, выпускаемых итальянской компанией «Lamborghini», особо выделяется «Gallardo». Как отозвались о нем журналисты: «Маневренный как муха, этот автомобиль больше напоминает боевой истребитель». Пятилитровый двигатель «Gallardo» способен развивать мощность до 500 л. с. Это позволяет автомобилю ускоряться до 100 км/ч за 4 с и уверенно достигать максимальной скорости в 300 км/ч.

Внедорожник, он же джип

Автомобили, способные двигаться по бездорожью, довольно долго оставались транспортным средством военных и спасателей, исследователей и строителей, лесников и охотников — всех тех, кому приходилось передвигаться по сложным маршрутам. Поэтому самым главным отличительным свойством этих автомобилей была проходимость, а самым подходящим определением для них стало понятие «off-road», что в переводе с английского обозначает «внедорожный». В годы Второй мировой войны у внедорожников появилось другое название, которое употребляет большинство людей, если речь заходит о машине, способной двигаться по бездорожью, — «джип».

Джип
Джип

Классификация джипов

Все современные джипы можно разделить на четыре класса: малый, средний, выше среднего и большой.

К автомобилям малого класса относятся те, масса которых не превышает одной тонны, а мощность двигателя — 40—65 л. с. Средний класс — это «внедорожники» массой от 1 до 1,5 т с мощностью двигателя 55—125 л. с. Автомобили выше среднего класса имеют массу 1,5—1,8 т и двигатель мощностью от 70 до 150 л. с. К ним, например, можно отнести «Nissan Теггапо».

«Hummer» на гражданке

Внедорожники массой свыше 1,8 т с двигателями мощностью более 150 л. с. относятся к большому классу. К таким автомобилям можно, например, отнести легендарный американский джип «Hummer». «Гражданский» вариант этой машины сохранил за собой имя «Hummer» и получил индекс Н1. А для тех, кто мечтал стать его владельцем, но не сделал этого из-за дороговизны, крупнейшим американским концерном «General Motors» (GM) в 2000 г. был разработан «упрощенный» вариант с индексом Н2, а в 2004 г. — НЗ.

Американский джип «Hummer»
Американский джип «Hummer»

Спортивно-утилитарные автомобили

В наши дни кроме классических внедорожников особой популярностью пользуются кроссоверы и автомобили представительского класса, так называемого «спортивно-утилитарного (или хозяйственного) назначения» (SUV — Sport Utility Vehicles). Для кроссоверов свойственны одновременно неплохая управляемость на дорогах с твердым покрытием и способность передвигаться по грунтовым дорогам и слабопересеченной местности.

Сказали гужевому транспорту «нет»

Мощным стимулом для развития массового производства грузовиков и совершенствования их конструкции стала Вторая мировая война. В этот период появились машины с колесными формулами 4x4 и 6x6, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, мощность которых превышала 100 л. с. В развитых странах такие грузовые автомобили почти полностью вытеснили гужевой транспорт.

Доставочные автомобили

Все грузовые автомобили можно условно разделить на категории. Самые малые служат для доставки небольших партий грузов (300—1000 кг). Это развозные, или, как их еще называют, доставочные автомобили. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними.

Самосвалы, цистерны и фургоны

К следующей категории можно отнести грузовики, рассчитанные на транспортировку до 5 т груза. На таких машинах можно встретить самые разные кузова. Это самосвалы для сыпучих грузов (у них гидравлический механизм поднимает грузовую платформу, имеющую наклон назад или вбок), цистерны для различных жидкостей, платформы, специальные фургоны для мебели, хлеба, продуктов.

Тягач для автопоезда

К грузовым автомобилям большой грузоподъемности относятся всевозможные тягачи. Они предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов — один или несколько прицепов и (или) полуприцепы. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи, оснащенные вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. Общая масса таких автопоездов может превышать 100 т, число прицепов доходит до четырех-пяти, а мощность двигателя тягача может достигать 800—1200 л. с.

Тягач
Тягач

Гиганты на колесах

К категории грузовых автомобилей большой грузоподъемности относятся и карьерные самосвалы. Это самые большие из существующих типов автомобилей, и предназначены они для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъемность может достигать 400 т, а мощность двигателя — 3000 л. с.

Самокат — предшественник велосипеда

Считается, что самокат конца XVII в. стал предшественником педального велосипеда. В то время он представлял собой брус, к которому были прикреплены два колеса — переднее и заднее. Сидя на таком незатейливом устройстве, получившем название «селерифер» — «быстроход», ездок отталкивался ногами от земли.

В 1814 г. немецкий изобретатель Карл Фридрих Дрез (1785—1851) внес в конструкцию селерифера изменения. Он снабдил брус седлом, а сам самокат — рулем, с помощью которого можно было управлять передним колесом. По свидетельствам очевидцев, «беговая машина» Дрейза, или, как ее называли, «дрезина», могла развивать неплохую скорость.

Быстроног, он же драндулет

В середине XIX в. у «дрезины» появились педали, прикрепленные к переднему колесу. В этот же период велосипед получил свое современное название, которое переводилось как «быстроног» и было образовано от латинских слов «velox» — «быстрый» и «pedis» — «нога». Эти велосипеды в шутку прозвали «драндулетами», потому что у них были тяжелые деревянные рамы и железные обода, которые тряслись при езде.

Современный вид

Только в конце XIX в. велосипед окончательно приобрел привычный для нас вид. В этой модели колеса были одного размера, а сиденье располагалось чуть впереди заднего колеса. Усилие передавалось при помощи цепной передачи. Кроме того, начиная с 1889 г. у некоторых моделей велосипедов появились легкие пневматические шины.

Велосипед
Велосипед

Универсальное маневренное транспортное средство

В середине XX в. велосипед пережил второй период своей популярности. Во многом это было связано с распространением идей экологии и здорового образа жизни. В наши дни во всем мире используется более миллиарда велосипедов, что делает их самым распространенным транспортным средством. Велосипед стал таковым благодаря низкой стоимости, легкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности. А еще он очень маневрен и мобилен, что особенно важно для крупных городов, где частые пробки. И еще один бесспорный плюс: езда на велосипеде — хорошая физическая нагрузка.

Комфортная поездка по городу

Все современные велосипеды можно условно разделить на пять основных типов: городские, шоссейные, горные, гибридные и специальные.

Городские велосипеды предназначены для комфортной езды по городу: в магазин и на работу. На них можно совершить и прогулку в парк. Поэтому скорость для этих велосипедов менее важна, чем удобство.

Скорость плюс проходимость

Туристические велосипеды предназначены для велотуризма, то есть для размеренной езды по самым разнообразным дорогам, совмещая высокую скорость на шоссе с относительной проходимостью по бездорожью. Их рама очень прочна, а конструкция надежна, и поэтому они могут перевозить большие грузы.

Для двух и более любителей прокатиться с ветерком

Тандемы — велосипеды, снабженные двумя парами педалей и предназначенные для одновременной поездки двух человек. Велосипедисты обычно сидят один позади другого. Управляет поездкой передний велосипедист. Есть также велосипеды для трех и более человек (был даже сделан велосипед для сорока человек).

Велосипед Тандем
Велосипед Тандем

Сверхпрочные внедорожники

Горные велосипеды изначально предназначались для скоростного спуска с горы. В настоящее время горным велосипедом называют любой велосипед, предназначенный для езды вне дорог. Эти велосипеды отличает сверхпрочная конструкция, мощные колеса, широкие покрышки с хорошо выраженным протектором, амортизационная вилка, гасящая удары, а часто и задняя подвеска.

Главное скорость

Шоссейные велосипеды предназначены для быстрой езды по хорошим, асфальтированным дорогам. Их конструкция позволяет долго поддерживать высокую скорость. Им присущи низкая посадка велосипедиста, тонкий и легкий корпус, гнутый нисходящий руль типа «бараньи рога», узкие гладкие шины и большой диапазон передач.

Велосипеды для агрессивной езды

Велосипеды для триала и фристайла (ВМХ от Bike MotoCross) — транспортные средства, предназначенные для выполнения трюков или участия в гонках по пересеченной местности. Такой велосипед не предназначен для езды по городу и на дальние расстояния, но зато идеально подходит для агрессивной езды.

Повозка для верховой езды

Появление паровых двигателей способствовало дальнейшему развитию велосипедов и привело к возникновению мотоциклов. Считается, что первый паровой мотоцикл был создан в 1868 г. французом Эрне Мишо. Этот агрегат имел маленький паровой двигатель, большое переднее и маленькое заднее колеса.

Первый паровой мотоцикл
Первый паровой мотоцикл

Настоящим «днем рождения» мотоцикла можно считать 29 августа 1885 г. Именно в этот день немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, который был впервые продемонстрирован в ноябре 1885 г. Мотоцикл был запатентован как «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем».

Многообразие требовало классификации

В конце XIX — начале XX в. мотоциклы начали производить и в других странах мира. Среди пионеров мотоциклостроения были заводы фирм «Laurin & Klement» (в настоящее время «Skoda», Чехия), «Norton» (Англия), «Peugeot» (Франция), NSU (Германия), «Лейтнер» (Россия), «Harley-Davidson» (США), «Yamaha» (Япония). Выпускаемые разными производителями мотоциклы настолько отличались по конструкции, что потребовалось вводить классификацию. Первоначально в ее основу лег рабочий объем двигателя. Так появилось три класса мотоциклов: легкий, с объемом двигателя до 300 см3, средний — от 350 до 650 см3 и тяжелый — более 750 см3.

Ветеран двух войн

В первой половине XX в. Производство мотоциклов переживало настоящий бум. Во время Первой мировой войны мотоциклы использовались для связи и как мобильное транспортное средство, на котором устанавливался пулемет. После ее окончания конструкция мотоцикла постоянно улучшалась и после Второй мировой войны достигла своего совершенства.

Атрибут молодости и скорости

В 50—60-е годы XX в. в развитых странах автомобиль стал доступен широким слоям населения, и производство мотоциклов сильно сократилось. Но ненадолго — в конце столетия мотоциклы, и особенно мотороллеры и скутеры, вновь начали завоевывать популярность, но теперь уже как средство преодоления «пробок» в больших городах. Кроме того, мотоцикл начал использоваться как символ определенного образа жизни, поскольку он ассоциировался с молодостью, энергией и риском. Среди мотоциклистов-любителей появились даже свои субкультуры байкеров и рокеров.

Доступен каждому

Современные мотоциклы в зависимости от назначения разделяют на дорожные, спортивные и специальные. Дорожные модели предназначены для широкого круга потребителей, так как имеют относительно невысокую стоимость, работают на автомобильных бензинах с невысоким октановым числом и не требуют особого ухода. Скорость и ускорение таких мотоциклов достаточны для нормальной эксплуатации на различных дорогах.

Для дальних поездок по хорошим дорогам

У туристских мотоциклов есть характерные особенности — прямая посадка, огромный обтекатель, полностью защищающий водителя от потока набегающего воздуха, объемные багажные отделения. У этих моделей массивная рама из легированной стали, передняя вилка — телескопическая, а задняя — маятниковая с амортизаторами. Это наиболее комфортабельная категория мотоциклов, предназначенная для дальних поездок по дорогам высокого качества.

Туристский мотоцикл
Туристский мотоцикл

Пригодны только для стадиона и трека

По сравнению с дорожными спортивные мотоциклы имеют лучшие динамические качества, то есть более высокие максимальные скорость и ускорение, легче преодолевают подъемы. Рассчитаны спортивные модели на использование бензина с более высоким октановым числом и имеют более высокую стоимость. Такие мотоциклы не пригодны для обычной эксплуатации и используются только в пределах стадиона или трека.

Спортивный горожанин

Для того чтобы обычной стандартной двухколесной машине придать более спортивный вид, был создан класс мотоциклов, названный «спортбайк». Особую популярность они получили в 80-е годы XX в. благодаря усилиям японских фирм, начавшим выпускать мотоциклы, которые конструктивно являлись копиями спортивных, но были адаптированы для езды в городских условиях.

Индивидуализированный байк

Мотоциклы, изготовленные в единственном или ограниченном количестве, получили название «кастом-мотоцикл». Оно образовано от английского выражения «custom motorcycle», что можно перевести как «сделанный на заказ, индивидуально-мотоцикл». Обычно такие мотоциклы — это по-другому оформленные или полностью переделанные серийные машины.

Порой приходится крутить педали

К разновидностям мотоцикла относятся также и его «младшие братья» — мопеды, мотороллеры, мокики, минибайки, скутеры, мотовелосипеды и т. п.

Мопеды в целом повторяют конструкцию самых первых мотоциклов. Отличаются мопеды от легких мотоциклов главным образом наличием педального привода. Запуск двигателя обычно осуществляется так: водитель выжимает сцепление и трогается с места по-велосипедному — крутя педали, после набора скорости отпускает сцепление, и вал двигателя начинает вращаться. После этого можно ехать на моторной тяге. Поскольку переключение передач у мопеда отсутствует, то на крутых подъемах нужно «помогать» двигателю, вращая педали.

Мопед
Мопед

Можно нести в руках

Среди «младших братьев» мотоцикла встречаются совсем малютки. Эти маленькие, складные, упрощенного типа мотоциклы, оборудованные малообъемными двигателями, называют «портативными» или «микромотоциклами». Их скорость составляет примерно 35 км/ч, масса — до 25 кг. Такие миниатюрные двухколесные агрегаты в сложенном виде можно уместить даже в чемодане или рюкзаке.

Самые экономичные и маневренные

В наши дни особой популярностью пользуются скутеры. Для них характерны развитые облицовки и двигатель с единственным горизонтальным цилиндром, расположенным между ног водителя.

Скутер — это, пожалуй, самый универсальный вид городского транспорта. Конечно, он не пригоден для перевозки габаритных или тяжелых грузов, но преимуществ у него гораздо больше, чем недостатков. На скутере не придется стоять в пробках, он очень маневренный, прост в управлении, весьма экономичен (как в плане расхода топлива, так и в плане обслуживания и ремонта). Кроме того, этот вид транспорта не нуждается в государственной регистрации, а для управления им не требуется водительского удостоверения. Правда, последнее относится только к скутерам, на которые установлены двигатели объемом до 50 см3.

Ноги водителя защищены

Мотороллер устроен так, что когда водитель садится на него, ему не нужно перелезать через раму. При этом двигатель мотороллера смещен назад, под седло, благодаря чему спереди появляется место для ног водителя. Вторая особенность такой машины — наличие кузова, состоящего из облицовки, полностью закрывающей двигатель и механизмы. Кроме того, у мотороллера имеется настил, защищающий ноги водителя, переходящий в передний щит.

Мотороллер
Мотороллер

Создание первого паровоза

В 1804 г. английский конструктор Ричард Тревитик (1771—1833) поставил свой паровой автомобиль на рельсы и таким образом получил первый в мире паровоз. При собственном весе в 5 т он транспортировал пять вагонов общим весом 25 т со скоростью 8 км/ч, а порожняком двигался со скоростью 26 км/ч.

Увы, но их век недолог

Эра паровозов продолжалась до середины XX в., после чего их производство было почти полностью свернуто. К этому времени было создано большое количество скоростных и могучих паровых машин. Так, например, один из рекордов принадлежит американскому паровозу № 5014, который протащил состав из 250 вагонов общим весом в 15,5 тыс. т и длиной 2,5 км.

Тепловоз на смену паровозу

В 1887 г. Готлиб Даймлер построил первый локомотив, использовавший двигатель внутреннего сгорания. Локомотив был оснащен двухцилиндровым двигателем, который работал на бензине. А в 1924 г. американская компания «General Electric» выпустила дизельный локомотив, характеристики которого позволили использовать его для транспортных перевозок. Так на смену паровозу пришел тепловоз.

Дизельный локомотив
Дизельный локомотив

Электроэнергия — отличное «топливо»

I Настоящую революцию в области железнодорожных перевозок совершили машины, получающие энергию по проводам, — электровозы. Им, как и трамваям, не надо было перевозить на себе топливо, и поэтому их конструкция могла быть самой простейшей — достаточно было лишь колесной платформы, установленной на рельсы, оснащенной электрическим двигателем и системой управления.

Синкансены

Абсолютный рекорд скорости на железной дороге — 552 км/ч был установлен в апреле 1999 г. японским высокоскоростным поездом. Он носит название «Синкансен» («Shinkansen»), что в буквальном переводе с японского означает «новая магистральная линия». Первый рейс «Синкансена» состоялся в 1964 г. на линии Токио—Осака. Кстати, этот термин сегодня часто используется во многих странах мира — построив свои высокоскоростные поезда, их в просторечии именуют «синкансенами».

Подземный рельсовый транспорт

Рост городов, все усиливающееся уличное движение потребовали создания так называемого внеуличного рельсового транспорта. Его линии должны были прокладываться под землей, в специальных тоннелях. Так появился новый вид транспорта, получивший название «метрополитен», или сокращенно — «метро».

Первая в мире подземная железная дорога была проложена в Лондоне (Англия) еще в 1863 г. Кроме лондоновского старейшими метрополитенами мира являются построенные в Будапеште и Глазго (1896 г.), Бостоне (1897 г.), Вене (1898 г.), Париже (1900 г.), Берлине (1902 г.), Нью-Йорке (1904 г.), а также Гамбурге (1912 г.). В Советском Союзе первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве в 1935 г.

Конка — прообраз трамвая

Специалисты сходятся во мнении, что прародителем современного трамвая была конка. Этот вид городского транспорта представлял собой открытый или чаще закрытый экипаж, который иногда был двухэтажным. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером.

Болееудобный и вместительный

Электрический трамвай появился в конце XX в. после изобретения практически применимого электродвигателя. Он унаследовал от конки рельсовый путь, но был более быстрым, удобным и вместительным. Свое название новый вид городского транспорта получил от старинного термина «tramway» — так назывались деревянные пути в горных копях (от англ. tram — «брус» и way — «путь»).

Электрический трамвай
Электрический трамвай

Впервые пассажирская электрическая трамвайная линия заработала в Германии в 1881 г. Она была построена электротехнической компанией Вернера фон Сименса.

«М» — международный указатель подземки

Со временем название «метрополитен» стало международным. А произошло оно от названия английской компании «Metropolitan Railway» («Столичная железная дорога»), построившей первую подобную дорогу в Лондоне. Вначале все входы и выходы со станций начали обозначать словом «Metropolitain», затем — «Metro», и в конце концов просто буквой «М». В то же время в самой Англии достаточно часто для обозначения метрополитена используется термин «underground» — «подземка», а в США — «subway», который также переводится как «подземка».

Вагон с контактными проводами

Троллейбус получает электрический ток от двухпроводной контактной сети (подвесные провода) через токосъемники штангового типа. Скорее всего, свое название этот вид транспорта получил от английского слова «trolley», обозначающего контактный провод, и «bus», произошедшего от сокращения латинского слова «omnibus» — «карета для всех».

Идея возможности создания троллейбусного транспорта впервые была высказана в Германии еще в конце XIX в. В 1901 г. здесь же впервые в мире было открыто троллейбусное сообщение.

Самый состоятельный представитель городского транспорта

Самый первый в мире автобус был создан в 1801 г. английским изобретателем Ричардом Тревитиком (1771—1833). Его машина была оснащена паровым двигателем и была способна развивать скорость около 25 км/ч. Свое название новый вид транспорта получил путем сокращения слов «автомобиль» и «омнибус».

Первый в мире автобус с бензиновым двигателем был построен в Германии в последние годы XIX в. Он имел салон, в котором могли разместиться 8 пассажиров, и курсировал между городами. А первый в мире городской автобус вышел на маршрут 12 апреля 1903 г. в Лондоне. Стремительно доказав свое преимущество перед другими видами общественного транспорта, автобус вскоре стал хозяином улиц многих городов мира.

Первый в мире автобус
Первый в мире автобус

Скорость невысокая, но достаточная

Современный троллейбус имеет собственный вес более 10 т, а его длина превышает 10 м. Мощность установленного в нем электрического двигателя может достигать 100 кВт. Скорость этого вида транспорта не превышает 60 км/ч, но ее вполне достаточно для загруженных городских улиц.

Туристические автобусы — самые комфортабельные

В зависимости от назначения автобусы могут быть городскими, грузовыми (грузопассажирскими), междугородными, пригородными, туристскими, экскурсионными и специализированными (аэродромные, почтовые, школьные, служебные, ритуальные и т. п.). Основное отличие состоит в том, что салоны городских и пригородных автобусов оборудованы как сидячими, так и стоячими местами. У междугородных и туристических автобусов более протяженные маршруты, поэтому их салоны обеспечивают пассажирам комфорт во время длительных поездок.




Поделиться ссылкой