Подземный транспорт

Рост городов, все усиливающееся движение по их улицам потребовали создания так называемого внеуличного рельсового транспорта. Его линии должны были прокладываться под землей, в специальных тоннелях. Так появился новый вид транспорта, получивший название «метрополитен», или, сокращенно, «метро».

метро

Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне (Англия) еще в 1863 г. Поезда этой подземки были паровыми и работали на угле, что требовало тщательной вентиляции туннелей. Однако это не сильно помогало. Рассказывают, что на открытие первой линии метрополитена пришли разодетые по случаю торжественного события пассажиры. К концу поездки они были с ног до головы покрыты сажей и копотью, сильно кашляли и чихали. Так было до 1906 г., когда участок подземки электрифицировали.

Кроме Лондонского, старейшими метрополитенами мира являются построенные в Будапеште и Глазго (1896 г.), Бостоне (1897 г.), Вене (1898 г.), Париже (1900 г.), Берлине (1902 г.), Нью-Йорке (1904 г.), а также в Гамбурге (1912 г.). В Советском Союзе первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве в 1935 г., а затем в 1955 г. в Ленинграде.

Это интересно!

Со временем название «метрополитен» стало международным. А произошло оно от названия английской компании «Metropolitan Railway» («Столичная железная дорога»), построившей первую подобную дорогу в Лондоне. Вначале все входы и выходы со станций начали обозначать словом «Metropolitain», затем — «Metro», и в конце концов просто буквой «М». Но к этому времени эти термины вошли во многие языки.

Metropolitan

В то же время в самой Англии достаточно часто для обозначения метрополитена используется термин «underground» — «подземка», в США — «subway», который также переводится, как «подземка», а в Германии наиболее часто говорят «U-Bahn» — сокращение от «Untergrundbahn» — «подземная железная дорога».

Высокая скорость и большой пассажиропоток

Чаще всего линии метро проложены под землей, в туннелях диаметром около б м, и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава несколько меньше железнодорожных стандартов, но обычно больше трамвайных Поезд метро состоит из нескольких вагонов: двух головных вагонов (спереди и сзади), имеющих кабины управления, и моторных вагонов между ними. Чаще всего поезда метрополитена насчитывают не более 8 вагонов. Моторы питаются электрическим током, который, как правило, поступает от третьего (контактного) рельса. Каждый поезд метрополитена оснащен надежной системой автоматического управления. Она не только обеспечивает безопасность, но и регулирует скорость движения по маршруту и останавливает поезд на каждой станции.

метро

От остального городского пассажирского транспорта метро отличается использованием электрической тяги, высокой интенсивностью и скоростью движения поездов, большим пассажиропотоком.

Самая короткая линия метрополитена расположена в г. Хайфа (Израиль). Ее протяженность равна всего 2 км. А самой длинной в мире является «подземка» города Нью-Йорк (США) — с общей протяженностью линий более 1300 км.

метро внутри

Кстати, большинство подземных метрополитенов мира может использоваться в качестве убежища для населения в чрезвычайных ситуациях. Для этого, как правило, предусматривают оборудование станций и перегонов аварийными системами фильтрации воздуха, освещения и водоснабжения, запасными выходами и системами герметизации станций.

Скоростное и легкое метро

Кроме привычного для нас метро, в мире существуют еще скоростные и легкие (малогабаритные) метрополитены. Первый из них особо популярен в Германии, Австрии и Швейцарии. Здесь его называют S-Bahn, что является сокращением термина «Stadtschnellbahn» — «скоростная городская железная дорога». В других странах такой вид транспорта часто носит название «городская электричка» или «наземное метро».

метро

Подвижным составом скоростного метро являются электропоезда железнодорожных габаритов и размеров, а расстояния между станциями, как правило, меньше, чем между остановками междугородних поездов, но больше, чем у метрополитена и других видов городского транспорта. Таким образом, скоростное метро занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и пассажирским транспортом дальнего следования.

Легкое метро обычно устраивают в небольших городах, где пассажиропоток не превышает 15—25 тыс. человек в час. Главным достоинством такого вида транспорта является относительно небольшая стоимость его строительства и эксплуатации. Линии легкого метро, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие подземные участки с диаметром туннеля не более 4 м, а поезда обычно состоят максимум из четырех вагонов.

вагоны метро



Поделиться ссылкой