Трамвай

Многие историки и инженеры сходятся во мнении, что прародителем современного электрического трамвая была конка. Этот вид городского транспорта представлял собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъемы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, а затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

конка

Первые в мире городские конки появились в США в первых десятилетиях XIX в. Однако широкое распространение они получили только после того, как в 1852 г. французский инженер Альфонс Луба (1799—1866) изобрел рельсы, которые утапливались в полотно дороги, а не выступали над уровнем улицы и мешали уличному движению.

Правда, и в этой форме конка просуществовала недолго, так как для перевозки на дальние расстояния конная тяга не годилась и время работы такого транспорта было ограничено физическими возможностями животных. Уже в начале XX в. конки начали закрываться, хотя в некоторых городах конные трамваи существует до сих пор.

От первых линий до главного городского транспорта

Электрический трамвай появился в конце XIX в. после изобретения практически применимого электродвигателя. Этот вид транспорта унаследовал от конки рельсовый путь, но был более быстрым, удобным и вместительным. Свое название он получил от старинного термина «tramway» — так назывались деревянные пути в горных копях (в переводе с английского «tram» — «брус» и «way» — «путь»).

Впервые пассажирская электрическая трамвайная линия заработала в Германии в 1881 г. Она была построена электротехнической компанией Вернера фон Сименса. Мотор мощностью 5 тыс. ватт был установлен в головном вагоне, получавшем ток напряжением в 100 вольт через оба рельса.

первый трамвай

Максимальная скорость движения составляла 20 км/ч. Через несколько лет электрический трамвай появился в США.

В России первую линию трамвая построили в Киеве. Это было в 1892 г., а к 1917 г. трамвай уже обслуживал население 35 российских городов. Особое развитие этого транспорта началось после того, как Сименс разработал бугельный токосъемник, который выглядел как привычная для нас дуга, установленная на крыше трамвая. До этого питание подводилось по рельсам, что нередко приводило к коротким замыканиям во время дождя, к тому же напряжение убивало многих незадачливых мелких животных (кошек и собак), да и для людей было небезопасно.

трамвай

Активное развитие трамвайного транспорта продолжалось до 20-х гг. XX в. По всему миру создавались новые трамвайные системы, а уже существующие постоянно расширялись — во многих городах трамвай фактически стал главным видом транспорта. Во многом на этом сказались большое удобство и дешевизна, а также отсутствие конкуренции — конка уже практически исчезла с улиц, автобусы еще находились в стадии раннего развития, а автомобили не успели превратиться из роскоши в средство передвижения.

Сдал позиции, но устоял

К началу 30-х гг. XX в. популярность трамвайного транспорта начала снижаться. С городских улиц его стал вытеснять автомобиль, который являлся символом прогресса и был доступен средним слоям населения. Кроме того, к этому времени значительно вырос парк автобусов, обеспечивавших более комфортные условия поездки и более гибкие маршруты. В результате во всем мире, особенно в крупных городах, начали отменять трамвайные маршруты. Так, например, в Париже городской трамвай был закрыт в 1937 г., а в Лондоне трамвай просуществовал до 1952 г., и то причиной задержки в его ликвидации была война.

трамвай

Однако уже в 70-е гг. XX в. стало очевидно, что трамвай не изжил себя. Массовая автомобилизация начала приносить большие проблемы — смог, заторы, шум, дефицит места. Постепенно транспортная политика стала пересматриваться в пользу общественного транспорта. Но ни автобусы, ни метрополитены не были в состоянии решить транспортные проблемы. Автобусы не могли обеспечить достаточно высокий пассажиропоток, к тому же в городах они стояли в пробках вместе с автомобилями, а строительство метро требовало крупных капиталовложений. В результате трамвай вернулся на улицы городов.

Современные трамваи вновь завоевывают улицы

Масса современного трамвая может достигать нескольких десятков тонн, а пассажировместимость — 200 человек. В качестве тягового двигателя чаще всего применяют электрические моторы постоянного тока. В некоторых моделях их может быть несколько и тогда каждый из моторов вращает только свою пару колес. В последнее время появилась электроника, позволяющая преобразовывать постоянный ток, которым питается трамвай, в переменный, что сделало возможным использование двигателя переменного тока. От двигателей постоянного тока они выгодно отличаются большей надежностью и тем, что практически не требуют технического ухода. Суммарная мощность двигателей современного трамвая может достигать 200 кВт, что позволяет ему разгоняться до 75 км/ч.

Современные трамваи

В наши дни на улицах многих городов появились так называемые низкопольные трамваи. Как следует из названия, их отличительной особенностью является низкий пол. В отличие от «классических» трамваев, где все электрооборудование расположено под полом, в новой конструкции все электрооборудование выносится на крышу трамвая. Низкопольные трамваи имеют большие преимущества, так как создают дополнительные удобства при посадке и высадке для инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детскими колясками.

Еще один пример возрождения этого вида транспорта — появление скоростного трамвая. От обычного он отличается тем, что его линии проводят обособленно от уличного дорожного полотна, большим расстоянием между остановками и высокой скоростью. Кроме того, скоростные трамваи, как правило, имеют увеличенное число вагонов, что позволяет обеспечивать вдвое большую провозную способность. Благодаря тому, что линия полностью изолирована от уличного дорожного полотна, скорость движения не зависит от автомобильных пробок и почти равна скорости поездки на метро, так как пассажир не тратит время на операции подъема и спуска на подземную платформу.

Современные трамваи



Поделиться ссылкой