Троллейбус

Троллейбусом называют безрельсовое пассажирское транспортное средство, оснащенное электрическим приводом. Он получает электрический ток от двухпроводной контактной сети (подвесные провода) через токосъемники штангового типа.

Троллейбус

По наиболее распространенной версии свое название этот вид транспорта получил от английского слова «trolley», обозначающего контактный провод, роликовый токосниматель и «bus», произошедшего от сокращения латинского слова «omnibus» — «карета для всех».

Идея возможности создания троллейбусного транспорта впервые была высказана в Германии еще в конце XIX в. В 1901 г. здесь же впервые в мире было открыто троллейбусное сообщение. Новый вид транспорта выгодно отличался от уже существовавших. Троллейбусы производили мало шума, не загрязняли воздух, быстро набирали скорость. Тем не менее, большого распространения они не получили. Во-первых, они менее маневренны, чем автомобили и автобусы, поскольку связаны с электрической сетью. А во- вторых, троллейбусные сети оказались довольно дорогими при строительстве и эксплуатации.

В настоящее время троллейбусы используются лишь в крупных городах, бюджет которых может себе позволить их обслуживание. Во всем мире можно насчитать около 400 таких городов. Самый протяженный троллейбусный маршрут находится на Украине между городами Симферополь и Ялта. Основная часть этой линии длиной 86 км проходит по горной местности.

Современный троллейбус

Современный троллейбус имеет собственный вес более 10 т., а его длина превышает 10 м. Мощность установленного в нем электрического двигателя может достигать 100 Вт. Скорость этого вида транспорта не превышает 60 км/ч, но ее вполне достаточно для загруженных городских улиц.

Салон троллейбуса обычно вмещает не более 80 человек. В первой половине XX в. неоднократно предпринимались попытки увеличить количество одновременно перевозимых пассажиров. Так появились двухэтажные троллейбусы и троллейбусные поезда — соединенные вместе несколько машин. Первые из них просуществовали недолго, зато вторые можно встретить на улицах больших городов и в наши дни.

Троллейбус

В мире практически нет специализированных компаний, занимающихся производством троллейбусов, что связано с не очень большой их популярностью. Кузов, как правило, выпускают производители автобусов, а электрооборудование для троллейбусов изготавливается в цехах электротехнических фирм. Только крупные машиностроительные концерны, такие как, например, итальянский FIAT или немецкий MAN, могут позволить себе иметь собственное троллейбусное производство.

Электропитание «двурогой» машины

Основное электрооборудование троллейбуса состоит из тягового электродвигателя и устройства управления им. Кроме того, в троллейбусе есть множество вспомогательных электрических устройств, обеспечивающих пассажирам и водителю комфортную поездку: система освещения и обогрева, механизмы открывания дверей, световая и звуковая сигнализация и т.п.

Электропитание Троллейбуса

На первых троллейбусах для снятия напряжения с электрических проводов применяли так называемое «троллейбусное колесо» — механизм, состоящий из системы колеса и штанги, установленной на крыше. Такой способ запатентовал бельгийский инженер Шарль Джозеф Ван Депуле (1846-1892) еще в 1882 г. Однако уже в 1909 г. начали использовать штанговую систему съема электроэнергии немецкого инженера Макса Шиманна (1886—1933), которая с некоторыми изменениями дожила до наших дней.

Еще одной интересной деталью системы электроснабжения троллейбуса являются устройства, получившие название «троллейбусная стрелка» и «троллейбусный перекресток». Они позволяют «двурогой» маши не одного маршрута пересекать линию другого маршрута и поворачивать налево или направо. При этом троллейбус не теряет энергоснабжения, а провода линии, находящиеся под напряжением, не соединяются между собой.

Троллейбус

И троллейбус, и автобус

В ходе эксплуатации троллейбуса иногда возникала необходимость пересечения участка дороги, на котором отсутствовали контактные сети. Для решения проблемы был изобретен дуобус. Это название пришло к нам из Германии, где впервые и был испытан такой вид транспорта.

Дуобус

Дуобус имеет одновременно два двигателя — электрический и внутреннего сгорания и фактически является одновременно как троллейбусом, так и автобусом. При этом каждый из них независимо передает движущий момент на ведущие колеса. Впрочем, существует и другая схема, при которой двигатель внутреннего сгорания вращает генератор, а не передает напрямую движущий момент на ведущий мост. Выработанный ток передается электродвигателю, который подключен к стандартному для троллейбуса механизму.




Поделиться ссылкой