Воздушный шар

Воздушный шар — летательный аппарат (аэростат), в котором для полета используется газ легче воздуха.

Воздушный шар

Воздушные шары могут быть и детской забавой, и транспортным средством, и спортивным снарядом, и даже приспособлением, служащим для доставки в небо серьезного научного оборудования. Впервые такой летательный аппарат, наполненный горячим воздухом, построили в 1783 г. братья Монгольфье. Поэтому до сих пор все тепловые шары называют монгольфьерами.

Физик Жак Шарль предложил наполнять оболочку воздушного шара легкими газами. Преимущество этого способа состояло в том, что горячий воздух, остывая, становится тяжелым, чего нельзя сказать о газе, который изначально легче воздуха. Такие шары стали называть шарльерами. Монгольфьеры и шарльеры легко различить между собой, ведь оболочка последних не имеет отверстия для поступления горячего воздуха.

Как устроен воздушный шар?

Оболочка шара изготавливается из специальных прочных и легких тканей. На ткань нашивают вертикальные и горизонтальные ленты, которые создают силовой каркас и предотвращают возможные разрывы оболочки. В верхней части моделируется парашютный клапан. Он служит для аварийного выпуска теплого воздуха. К оболочке клапан поджимается за счет внутреннего давления в шаре и открывается с помощью фала управления. Фал управления представляет собой гибкий шнур (веревку) из прочного термостойкого материала. Второй конец фала управления прикреплен к специальной петле, которая надежно пришита внутри оболочки шара.

Устройство верхней части воздушного шара
Устройство верхней части воздушного шара

Пассажирская корзина служит для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и тепловой установки. Гондолой ее называют потому, что на первых воздушных шарах кабина для экипажа часто по форме напоминала венецианскую лодку. В наши дни гондолы изготавливают методом плетения из лозы и тростника. Такие конструкция и материалы позволяют выдерживать удары при жестких посадках.

Балластом называют мешки с песком, сброс которых из гондолы позволяет при аварийных ситуациях быстро набрать высоту. Горелка является основной частью тепловой установки шара. С ее помощью сжигается газ (пропан), и тем самым нагревается воздух, находящийся внутри оболочки. Газовые баллоны размещаются по углам внутри корзины. От них газ по шлангам подается к горелке.

Стропы соединяют гондолу и оболочку шара.

Устройство нижней части воздушного шара
Устройство нижней части воздушного шара

Как управлять воздушным шаром?

Оболочку воздушного шара наполняют горячим воздухом, который обладает меньшей плотностью, чем холодный, и поэтому способен подниматься. Регулируя при помощи тепловой установки температуру воздуха в оболочке, можно изменять высоту полета. Управлять высотой можно также, выпуская горячий воздух через парашютный клапан для снижения или сбрасывая балласт, для того чтобы набрать высоту.

Устройство из газового баллона и газовой горелки
Устройство из газового баллона и газовой горелки позволяет поднять в воздух огромный купол и гондолу с пассажирами



Поделиться ссылкой