Железная дорога

Тяжёлые грузы трудно везти по неровностям дорог — слишком велика сила трения. Простой и дешёвый способ выровнять и укрепить путь нашли ещё древние египтяне, перемещая каменные блоки для пирамид по деревянным рельсам. Спустя тысячелетия деревянные рельсовые дороги появились на шахтах Германии и Англии, став прообразом железных дорог. Трение о гладкие рельсы было значительно меньше, чем о дорогу, колёса катились легче, и требовалось меньше усилий на перевозку грузов. Рельсы служили ещё и направляющими, не давая гружёным повозкам сойти с пути.

Вагонетка и деревянная рельсовая дорога
Вагонетка и деревянная рельсовая дорога XVI в. Германия

Рельсы в шахтах

В горнодобывающих районах Германии и Англии деревянные рельсовые дороги возникли ещё в XVI в. По ним из шахт на поверхность в открытых тележках — вагонетках — везли руду или уголь. Рельсовую дорогу строили так: на равном расстоянии друг от друга перпендикулярно ходу движения укладывали короткие брусья — шпалы — и укрепляли их костылями. К шпалам прибивали длинные брусья с пазами под шпалы — рельсы.

Шпалы не давали рельсам расползаться в стороны и проседать в грунт под тяжестью вагонеток. Рельсы отстояли друг от друга по ширине размаха колёс вагонеток, а колёса снабжали ребордами — гребнями, удерживавшими их на рельсах. На подъём вагонетку толкали рабочие, а обратно в шахту по уклону она катились сама. Так был выработан основной принцип железнодорожного хода — сочетание выступающих по высоте рельсов, выполняющих несущую и направляющую функции, с колёсами, снабженными ребордами на внутренней стороне обода.

Тяга — элемент, передающий поступательное движение в машине, механизме.

Деревянные дороги

Первый выход рельсовой дороги на поверхность был сделан в Англии в 1603 г., когда в графстве Ноттингемшир был построен 3-километровый деревянный рельсовый путь для доставки угля из шахты Стрелли к посёлку Уоллатон. По «Уоллатонской вагонной дороге» вагонетки с углём тянули лошади.

В России первую деревянную рельсовую дорогу сконструировал механик Козьма Дмитриевич Фролов в 1755 г. для Колывано-Воскресенских металлургических заводов на Алтае. Фролов первым в мире применил канатную тягу для передвижения вагонеток. Вагонетку зажимами прикрепляли к ведущему тросу и тянули, наматывая трос на шкив, вращаемый лошадью или водяным колесом.

Устройство деревянной рельсовой дороги
Устройство деревянной рельсовой дороги
Вагонетка с углём на «Уоллатонской вагонной дороге»
Вагонетка с углём на «Уоллатонской вагонной дороге»

«Чугунка»

Настоящая железная дорога появилась в 1740 г., когда английский инженер Ричард Рейнольдс отлил для рудничных дорог первые чугунные рельсы — длинные плиты с углублениями для колёс вагонеток. В 1767 г. в шахтах Колбрукдэйла Рейнольдс впервые применил стальные рельсы-желоба, в сечении напоминающие букву U. Рельсы стык в стык крепились к деревянным брусьям, формируя дорожное полотно нужной длины. Но желоба засорялись, и колёса в них застревали, поэтому развитие получили выступающие — тавровые рельсы.

В России первая железная дорога — «Чугунный колесопровод» — появилась в 1788 г. в Петрозаводске на Александровском литейном заводе. По ней рабочие толкали вагонетки с тяжёлыми пушечными заготовками из доменного цеха в сверлильный. И рельсы, и шпалы этой дороги были отлиты из чугуна. Рельсы были уголковыми — уголок удерживал реборды чугунных колёс вагонеток. Грибовидные рельсы придумал В. Джессоп, а современный стандарт двутавровых (тавр — Т-образный профиль) грибовидных рельсов ввёл английский изобретатель Джордж Стефенсон в 1830 г.

Фрагменты цельнолитой железной дороги «Чугунного колесопровода» Александровского литейного завода. 1788 г.
Фрагменты цельнолитой железной дороги «Чугунного колесопровода» Александровского литейного завода. 1788 г.

Развитие идеи

Первая пассажирская чугунная дорога появилась в 1801 г. в Англии, соединив города Уондсворт и Кройдон в графстве Суррей. Вагончик с пассажирами по ней тянули лошади. В 1828 г. в г. Балтимор (США) открылась первая конка (конно — железная городская дорога) — новый вид общественного транспорта, предшественник трамвая. В России конки появились в 1860 — 1870 гг. в Петербурге, Москве и Казани. Первые конки двигались по деревянным рельсам, оббитым железом. Революцией в развитии железных дорог стало изобретение в 1804 г. паровоза — лучшего вида транспорта для передвижения по железным дорогам.

Памятник конке в Петербурге
Памятник конке в Петербурге

С освоением паровозного транспорта началось бурное железнодорожное строительство по всему миру. Отцом железных дорог считают англичанина Дж. Стефенсона. По его инициативе в 1825 г. была открыта железная дорога длиной 40 км из промышленного города Дарлингтона в портовый Стоктон. Для этой дороги по проекту Стефенсона было построено 63 моста и путепровода, двухкилометровый тоннель в горе и высокая насыпь через болотистую местность. По этой первой в мире общедоступной железной дороге передвигались и грузовые, и пассажирские составы на паровозной тяге. Стефенсон ввёл рельсовую колею шириной 1435 мм (стандартная ширина колеи во многих странах мира по сей день). Образцом железнодорожного строительства для быстроходных (до 19 км/ч) поездов стала построенная Стефенсоном в 1830 г. железная дорога Ливерпуль — Манчестер.

Рельсы для первых железных дорог делались из чугуна или из ковкого железа (с 1803 г.). Но чугун был слишком хрупок и трескался под большим давлением, а мягкое железо проседало. Лучшим материалом для рельсов была сталь. Стальные рельсы для дорог большой протяжённости получили распространение только после открытия в 1856 г. бессемеровского процесса, удешевившего производство стали. К 1880 г. повсеместно сложился стандартный вид двутавровых грибовидных стальных рельсов.

Современные двутавровые рельсы и колёса современного поезда с ребордами
Современные двутавровые рельсы и колёса современного поезда с ребордами



Поделиться ссылкой