На протяжении всего XIX столетия репутация художника в огромной степени зависела от официальных художественных академий, позиция которых была крайне консервативна. Академии выступали решительно против любых новшеств и авангардных идей. Иными словами, академическое искусство — это то, что одобрено художественными академиями, и в первую очередь самой влиятельной среди них — Академией изящных искусств в Париже.
В течение двухсот лет, с XVII по XIX век, художественный мир Европы находился под контролем академий. Начинающие художники стремились поступить туда учиться, признанные мастера добивались членства в них; фактически эти официальные институты определяли, каким быть искусству, официально поддерживая, одобряя и представляя его. Сами академии возникли первоначально в Италии еще в XVI веке.
Позже подобные учреждения появились повсюду в Европе, заменив средневековую систему гильдий и став самым надежным путем построения карьеры для профессиональных художников — благодаря системе обучения, выставок и наград. Чтобы попасть в академию, необходимо было сдать серьезный вступительный экзамен, а затем несколько лет напряженно учиться. Основанная еще в 1648 году, парижская Школа изящных искусств в 1816 году объединилась с двумя другими и стала крупнейшей художественной структурой Европы, по образцу которой были устроены все прочие.
Первоначально академическая система создавалась, чтобы укрепить позиции художников, подчеркнуть их иную, по сравнению с ремесленниками, роль. Поскольку и те и другие занимались «ручным трудом», упор делался на интеллектуальную составляющую творчества. Подготовка художника предполагала многолетнюю кропотливую учебу, изучение методов мастеров прошлого, обучение техническим приемам — и все это после того, как студенты уже сдали вступительный экзамен, имея рекомендации от известного преподавателя. Потом еще несколько лет студент копировал шедевры классической живописи и скульптуры, чтобы понять, каким образом передается форма и цвет объекта. Усвоив этот материал, он переходил к рисованию с натуры классических статуй и, достигнув необходимого уровня мастерства, получал разрешение изображать живых натурщиков.
К занятиям живописью допускали только тех, кто достиг совершенства в рисунке. Лишь после того, как студент овладел техниками работы с цветом, он поступал в мастерскую признанного академического художника. Все преподаватели были членами академии — и официально назывались академиками. Кульминацией прохождения через все эти стадии становилось признание студента «ассоциатом искусств», что означало, что он может работать в качестве профессионального художника. Если он продолжал работать в официально одобренном академией стиле, то мог претендовать на получение почетного звания академика.
Академия не только контролировала профессиональное мастерство художников, но и определяла значимость различных жанров. Наивысшим статусом обладали исторические полотна, к числу которых относились также картины на мифологические и библейские темы. Следующими по важности считались портреты и пейзажи, а самую низшую ступень в этой иерархии занимали натюрморты и жанровые сцены. На протяжении всего XIX века Академия изящных искусств одобряла два основных стиля — неоклассицизм с его четкостью рисунка и романтизм с его выразительностью цвета. Сочетая элементы обоих, студенты могли создавать идеальные, с точки зрения академии, работы.
Парижский салон — это официальная художественная выставка Академии изящных искусств. С 1725 года и в течение всего XIX века салон проводился ежегодно или раз в два года и стал главным событием художественной жизни Европы. Художники предоставляли свои работы, которые, по усмотрению академии, могли быть отобраны для выставки или отвергнуты официальной комиссией, — а одобрялись только удовлетворяющие академическим требованиям. Каждый год тысячи полотен демонстрировались публике, а члены академической комиссии решали, в каком именно месте на заполненных от пола до потолка стенах выставки появится картина. От того, заметят или нет его произведение, порой зависела карьера автора. Репутация каждого художника, даже годами обучавшегося в Школе изящных искусств, зависела от академии.
«Не стоит доверять всем так называемым новшествам. Существует только одна природа и единственный взгляд на нее» Вильям Адольф Бугеро
Произведения искусства пользовались все большим спросом среди преуспевающих представителей среднего класса. Официальные выставки, арт-дилеры и широкое распространение репродукций способствовали рекламе, а самым популярным стилем оставался академизм. Среди самых знаменитых представителей — автор классических полотен на религиозные и исторические темы Вильям Адольф Бугеро (1825-1905), хотя гораздо больше известны его обнаженные нимфы. Жан-Леон Жером (1824-1904) кроме всего прочего писал портреты и картины с восточной тематикой; Поль Деларош (1797-1856) создавал грандиозные, в натуральную величину, тщательно выписанные изображения легендарных героев прошлого; любимый художник Наполеона III Александр Кабанель (18231899) придерживался классических сюжетов, а Тома Кутюр (1815-1879) был не только живописцем, но и авторитетным преподавателем. Все эти мастера успешно сочетали принципы и подходы неоклассицизма и романтизма, создавая новые интерпретации классических сюжетов. Сентиментальные темы живописных полотен были в то время в моде и вполне соответствовали требованиям академии.
Уже с 1663 года Парижская академия учредила ежегодную стипендию. Претенденты должны были соответствовать определенным условиям: мужчина, француз, холост, моложе тридцати лет. Конкурс был достаточно серьезным, но победитель получал возможность несколько лет провести в Риме, изучая классическое искусство и шедевры Возрождения. Теоретически это гарантировало успешную карьеру.
Эта картина, типичный образец академического искусства, была куплена Наполеоном III после Парижского салона. Кабанель, обладатель Prix de Rome 1845 года, сумел объединить в своем творчестве неоклассицизм Энгра и красочность романтизма. Изящно лежащая фигура, выполненная с вниманием к мельчайшим деталям, представляет идеалистический образ богини Венеры и полностью соответствует тем канонам, которые одобряла академия. Такие картины с охотой покупали богатые буржуа. Якобы мифологический сюжет устраивал всех, хотя на самом деле это всего лишь оправдание для изображения обнаженного женского тела. Кабанель строго соблюдал принципы, за которые выступала академия.