Академическая живопись

На протяжении всего XIX столетия репутация художника в огромной степени зависела от официальных художественных академий, позиция которых была крайне консервативна. Академии выступали решительно против любых новшеств и авангардных идей. Иными словами, академическое искусство — это то, что одобрено художественными академиями, и в первую очередь самой влиятельной среди них — Академией изящных искусств в Париже.

В течение двухсот лет, с XVII по XIX век, художественный мир Европы находился под контролем академий. Начинающие художники стремились поступить туда учиться, признанные мастера добивались членства в них; фактически эти официальные институты определяли, каким быть искусству, официально поддерживая, одобряя и представляя его. Сами академии возникли первоначально в Италии еще в XVI веке.

Позже подобные учреждения появились повсюду в Европе, заменив средневековую систему гильдий и став самым надежным путем построения карьеры для профессиональных художников — благодаря системе обучения, выставок и наград. Чтобы попасть в академию, необходимо было сдать серьезный вступительный экзамен, а затем несколько лет напряженно учиться. Основанная еще в 1648 году, парижская Школа изящных искусств в 1816 году объединилась с двумя другими и стала крупнейшей художественной структурой Европы, по образцу которой были устроены все прочие.

Репутация и статус

Первоначально академическая система создавалась, чтобы укрепить позиции художников, подчеркнуть их иную, по сравнению с ремесленниками, роль. Поскольку и те и другие занимались «ручным трудом», упор делался на интеллектуальную составляющую творчества. Подготовка художника предполагала многолетнюю кропотливую учебу, изучение методов мастеров прошлого, обучение техническим приемам — и все это после того, как студенты уже сдали вступительный экзамен, имея рекомендации от известного преподавателя. Потом еще несколько лет студент копировал шедевры классической живописи и скульптуры, чтобы понять, каким образом передается форма и цвет объекта. Усвоив этот материал, он переходил к рисованию с натуры классических статуй и, достигнув необходимого уровня мастерства, получал разрешение изображать живых натурщиков.

К занятиям живописью допускали только тех, кто достиг совершенства в рисунке. Лишь после того, как студент овладел техниками работы с цветом, он поступал в мастерскую признанного академического художника. Все преподаватели были членами академии — и официально назывались академиками. Кульминацией прохождения через все эти стадии становилось признание студента «ассоциатом искусств», что означало, что он может работать в качестве профессионального художника. Если он продолжал работать в официально одобренном академией стиле, то мог претендовать на получение почетного звания академика.

Тематическая иерархия

Академия не только контролировала профессиональное мастерство художников, но и определяла значимость различных жанров. Наивысшим статусом обладали исторические полотна, к числу которых относились также картины на мифологические и библейские темы. Следующими по важности считались портреты и пейзажи, а самую низшую ступень в этой иерархии занимали натюрморты и жанровые сцены. На протяжении всего XIX века Академия изящных искусств одобряла два основных стиля — неоклассицизм с его четкостью рисунка и романтизм с его выразительностью цвета. Сочетая элементы обоих, студенты могли создавать идеальные, с точки зрения академии, работы.

Парижский салон

Парижский салон — это официальная художественная выставка Академии изящных искусств. С 1725 года и в течение всего XIX века салон проводился ежегодно или раз в два года и стал главным событием художественной жизни Европы. Художники предоставляли свои работы, которые, по усмотрению академии, могли быть отобраны для выставки или отвергнуты официальной комиссией, — а одобрялись только удовлетворяющие академическим требованиям. Каждый год тысячи полотен демонстрировались публике, а члены академической комиссии решали, в каком именно месте на заполненных от пола до потолка стенах выставки появится картина. От того, заметят или нет его произведение, порой зависела карьера автора. Репутация каждого художника, даже годами обучавшегося в Школе изящных искусств, зависела от академии.

«Не стоит доверять всем так называемым новшествам. Существует только одна природа и единственный взгляд на нее» Вильям Адольф Бугеро

Ведущие художники академизма

Произведения искусства пользовались все большим спросом среди преуспевающих представителей среднего класса. Официальные выставки, арт-дилеры и широкое распространение репродукций способствовали рекламе, а самым популярным стилем оставался академизм. Среди самых знаменитых представителей — автор классических полотен на религиозные и исторические темы Вильям Адольф Бугеро (1825-1905), хотя гораздо больше известны его обнаженные нимфы. Жан-Леон Жером (1824-1904) кроме всего прочего писал портреты и картины с восточной тематикой; Поль Деларош (1797-1856) создавал грандиозные, в натуральную величину, тщательно выписанные изображения легендарных героев прошлого; любимый художник Наполеона III Александр Кабанель (18231899) придерживался классических сюжетов, а Тома Кутюр (1815-1879) был не только живописцем, но и авторитетным преподавателем. Все эти мастера успешно сочетали принципы и подходы неоклассицизма и романтизма, создавая новые интерпретации классических сюжетов. Сентиментальные темы живописных полотен были в то время в моде и вполне соответствовали требованиям академии.

 Вильям Адольф Бугеро
Вильям Адольф Бугеро
Жан-Леон Жером
Жан-Леон Жером
Поль Деларош
Поль Деларош
Александр Кабанель
Александр Кабанель
Тома Кутюр
Тома Кутюр

Prix de Rome

Уже с 1663 года Парижская академия учредила ежегодную стипендию. Претенденты должны были соответствовать определенным условиям: мужчина, француз, холост, моложе тридцати лет. Конкурс был достаточно серьезным, но победитель получал возможность несколько лет провести в Риме, изучая классическое искусство и шедевры Возрождения. Теоретически это гарантировало успешную карьеру.

«Рождение Венеры»

Эта картина, типичный образец академического искусства, была куплена Наполеоном III после Парижского салона. Кабанель, обладатель Prix de Rome 1845 года, сумел объединить в своем творчестве неоклассицизм Энгра и красочность романтизма. Изящно лежащая фигура, выполненная с вниманием к мельчайшим деталям, представляет идеалистический образ богини Венеры и полностью соответствует тем канонам, которые одобряла академия. Такие картины с охотой покупали богатые буржуа. Якобы мифологический сюжет устраивал всех, хотя на самом деле это всего лишь оправдание для изображения обнаженного женского тела. Кабанель строго соблюдал принципы, за которые выступала академия.

«Рождение Венеры», Александр Кабанель, 1863, холст, масло
«Рождение Венеры», Александр Кабанель, 1863, холст, масло



Поделиться ссылкой