«Наверное, есть что-то схожее между селфи и моими автопортретами.»
Ясумаса Моримура
Апроприацией в искусстве называется прием, при котором художник использует в своем творчестве какие-либо предметы или даже произведения других мастеров, то есть, «присваивает» их, придает с их помощью новое звучание собственным шедеврам.
Если мы, как и положено искусствоведам, зададимся целью проследить историю апроприации как явления в искусстве, поиск заведет нас на сто лет назад: ведь еще в творчестве кубистов, в произведениях Марселя Дюшана, в искусстве поп-арта разнообразные предметы использовались в их «первозданном» виде, придавая дополнительные оттенки замыслу художника. Например, клочки газет, которые кубисты наклеивали на свои коллажи, оставались клочками газет — носителями информации, олицетворением печатного слова. При этом художнику не приходилось расходовать свой талант и силы на то, чтобы изобразить, представить этот образ при помощи красок и кисти: он просто брал готовое. Дюшан, отправив на выставку писсуар с названием «фонтан» (эту историю мы рассматривали подробно), «присвоил» значение предмета, вывернув его наизнанку и представив как произведение искусства. Он же превратил «велосипедное колесо» в пародию на объект для медитаций.
Ныне художники, использующие в своих произведениях прием апроприации, мыслят глобальнее — ведь в распоряжении у них больше средств и способов, чем у их единомышленников первой четверти XX века. Современные «присваиватели» используют фотографию и ксерокопии, компьютерные программы и звуковые файлы. Правда, высказываются мнения, что апроприация стала более откровенной и примитивной.
Надо уточнить, что апроприация — это не столько стиль или направление, сколько творческий прием; в целом же художник может работать в рамках любого постмодернистского течения.
К примеру, американец Роберт Лонго (р. 1953) в своем творчестве использует фотографии, которые он всячески видоизменяет — при помощи линз, фильтров, множительной техники и компьютерных программ, а затем использует полученные полуфантастические образы. Присвоение? В определенном смысле да, ведь художник отчасти использует то, что «за него» сделала техника.
Можно присвоить и образ целиком, видоизменив его для наилучшего воплощения своего замысла: так, в 1980-х годах Лонго создал серию «Черный флаг», в которой представил государственный символ США в довольно неприглядном виде: в темных тонах, напоминающим по форме крышку гроба. Художник часто обращался к теме упадка культуры, утраты нравственных ориентиров, выступал против засилья массовой продукции. Не правда ли, интересно — художник, использующий основной прием поп-арта — возможность тиражировать свои произведения и обрабатывать их при помощи разнообразных приспособлений, ратует за возрождение высокой культуры и искусства!
Лонго также работал как композитор, клипмейкер и режиссер — известнейшей его работой в этой сфере стал фильм 1995 года «Джонни Мнемоник», представлявший мир будущего как убийственное сочетание высоких технологий, социального неравенства и звериных законов.
Свое слово в апроприации сказала и популярнейшая художница Синди Шерман (р. 1954). Ее любимое направление — постановочная фотография, перевоплощение в разных персонажей. То есть «объектом присваивания» становится определенный образ. По воспоминаниям самой художницы, с самого раннего детства она обладала буйной фантазией и очень любила переодеваться в разные костюмы — причем девочку привлекали не только принцессы и феи. Ей нравились мрачные образы древних сказок и мифов — ведьмы, злые духи, коварные волшебницы.
Прошли годы. Страсть к переодеванию в необычные костюмы никуда не делась; кроме того, девочка проявляла явные способности к рисованию. И Синди поступает на факультет изобразительных искусств, правда, скоро разочаровывается в нем: в это время ее начинает интересовать фотография. Фотоснимки по сравнению с живописью кажутся Синди прекрасной возможностью сократить время от замысла до воплощения. И она начинает создавать серии фотографий, используя в качестве модели саму себя. Разнообразные костюмы (подчас самые фантастические), затейливый грим (Синди Шерман никогда не боялась предстать на фото в смешном или отталкивающем виде). Так на свет появились серии фотографий «Пассажиры автобуса» или «Кадры из фильмов без названия». В первой художница предстала в образах людей, которых каждый из нас встречает в автобусе, в метро, просто на улице.
«Кадры из фильмов.» были несколько сложнее с точки зрения замысла и воплощения. Синди с детства обожала смотреть различные фильмы и хорошо разбиралась в истории кинематографа. И ей пришла в голову мысль представить на снимках образы, которые могли бы присутствовать в фильмах прошлых лет. Могли бы. Но никогда не присутствовали. Эта серия работ представляет собой кадры, как будто выхваченные из кинолент: изысканная дама идет по оживленной улице, кокетливая красавица сидит у окна, как будто поджидая кого-то, жертва преступления лежит на полу. Любой увидевший эти снимки начинал вспоминать: «Где я это видел? Из какого фильма этот кадр?» Но в том-то и дело, что таких фильмов попросту не существовало. Художница представляет лишь образы, клише, стандартные приемы разных жанров кинематографа.
Все последующие работы Синди Шерман («Исторические портреты. Старые мастера», «Сексуальные картинки» и другие) также были невероятно успешны.
Схожий путь в искусстве избрал для себя японский художник Лсумаса Моримура (р. 1951). На своих фотографиях он предстает в образах Дюрера и Ван Гога, Веласкеса и Брижит Бардо, Фриды Кало и Рене Магритта. Иногда он скрупулезно копирует полотна прошлого, для того чтобы «вмонтировать» в них себя, тщательно подбирает костюм и антураж, повторяет мимику и движения рук прототипа.
Иногда же Моримура позволяет себе нечто вроде «фантазий на тему» того или иного произведения или какого-ибо персонажа. Например, в работе «Магритт. Тройная личность» Моримура не просто изображает знаменитого сюрреалиста. Магритт-Моримура сидит перед мольбертом и пишет автопортрет — на нем он представлен в точно такой же позе и одежде и пишет точно такой же автопортрет! И лишь на третьем автопортрете из-под кисти художника «вылетает» птица.
Чтобы постичь суть искусства, считает Моримура, нужно перевоплотиться в своего героя, самому стать экспонатом. Только в этом случае ваши умственные и творческие способности заработают в полную силу! А иллюзорность, многослойность, которые так часто присутствуют в его работах, помогут разобраться в себе. По мнению японского художника, в каждом из нас переплетено великое множество начал и возможностей. Главное — раскрыть их и научиться ими пользоваться.
Что же касается картин, которые послужили источником вдохновения для художника-фотографа, он всегда относится к ним уважительно, хотя и считает, что главное в искусстве—уверенность автора в том, что он вносит свой вклад в его развитие. Если посетитель музея увидел в представленном объекте искусство — это прекрасно!