Архитектура классицизма XVIII века

Во второй половине XVIII в. на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно, классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России, в отношении зарубежной архитектуры Европы правильнее употреблять термин неоклассицизм, чтобы различать друг от друга классицизм XVII и XVIII в.

Версаль. Малый Трианон. Франция
Версаль. Малый Трианон. Франция. Ранний классицизм во Франции иначе еще называют стилем Людовика XVI. Классический его образец – дворец Малый Трианон, построенный на территории Версальского парка, построенный по заказу самого Людовика XVI архитектором Ж.-А. Габриэлем в 1762–1764 гг.

Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо. Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.

Классицизм 18 в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. В классицизме XVII в. было велико влияние барокко. Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия. Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.

В рамках классицизма выделяют несколько периодов. Ранний классицизм занимает 1760–1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров. Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир. Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.

Дворец в Вёрлице. Германия
Дворец в Вёрлице. Германия. Автором здания стал архитектор Ф.В. фон Эрмансдорф. В Верлице бывали многие знаменитые представители Просвещения, в том числе И.В. Гёте.
Камеронова галерея. Россия
Камеронова галерея. Россия. Талант шотландского архитектора Чарльза Камерона, одного из самых тонких мастеров классицизма, нашел себе достойное применение именно в России. Галерею, построенную им возле Екатерининского дворца в Царскосельском парке, стали именовать Камероновой (1783 – 1786).
Храм любви в Версале. Франция
Храм любви в Версале. Франция. Храм любви в Версальском парке представляет собой ротонду, едва ли не самый распространенный тип сооружения в пейзажных парках классицизма.
 Большой каприз в Царском Cеле. Россия
Большой каприз в Царском Cеле. Россия. В оформлении пейзажных парков все чаще стали использоваться живописные мотивы руин. Они превосходно вписывались в пейзаж и создавали зачастую впечатление не специально сделанных павильонов, мостов, гротов, а старинных построек, разрушившихся от времени.

Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности. Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением. Эти качества отличают дворец в парке Вёрлица, входившего во владения князей Ангальт-Дессау в Германии.

С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности. англичане.

Оперный дом в Царицыно. Россия
Оперный дом в Царицыно. Россия. Наряду с классицизмом в архитектуре Европы во второй половине XVIII в. появляются и другие направления. Среди них – псевдоготический и мавритано-готический стили, одно из явлений предромантизма. К таким стилям относятся основные постройки усадьбы Царицыно в Москве (тогда в Подмосковье). Строительство велось В. Баженовым, а затем и М. Казаковым по указу Екатерины II.
Дом Пашкова. Москва. Россия
Дом Пашкова. Москва. Россия. К раннему этапу классицизма, еще не свободного от влияния барокко, и увлечению палладианством относится знаменитый дом Пашкова – жемчужина русской архитектуры XVIII в. .

Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.

В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.

Казанский собор в Петербурге
Казанский собор в Петербурге. Казанский собор явился не только одним из лучших примеров стиля «классицизм», но и стал еще одним важным проектом в области петербургского градостроительства. Автор собора – один из самых замечательных русских зодчих той поры Воронихин. Казанский собор (посвященный Казанской иконе Божьей Матери) решен как базилика.
Ограда Летнего сада
Ограда Летнего сада. Летний сад был создан еще в петровское время. Ограда в новом, классическом вкусе, была построена в 1773–1777 гг. по проекту Ю.Фельтена и стала одним из шедевров в этой области архитектуры.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция

Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция
Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция.
Парк Версаля
Парк Версаля был разбит в 1660-е гг. по проекту знаменитого паркового архитектора Андрэ Ленотра. Он относится к типу регулярного французского парка.
Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар
Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его первое название «Мраморный Трианон».
Фонтан «Квадрига Аполлона»
Один из самых красивейших и знаменитых фонтанов Версальского парка – фонтан «Квадрига Аполлона».

Стиль ампир

Поздний классицизм (первая треть XIX в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire – империя. С одной стороны, оно объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи. С другой – ампир стал стилем Империи наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской империи. Стиль родился в наполеоновской Франции, победы Наполеона, которого сравнивали с римским императором Августом, отмечали сооружением триумфальных арок и колонн подобно тому, как это делали в Древнем Риме (арка на площади Звезды, Вандомская колонна со статуей Наполеона). И все же во Франции стиль получил наибольшее выражение в декоративно-прикладном искусстве и оформлении интерьеров.

В мебели и осветительной арматуре обыгрывались античные, а также древнеегипетские мотивы. Их формы обычно просты и массивны, силуэт лаконичен. В оформлении наружных частей зданий, оград распространенной становится различная военная атрибутика – военные трофеи, включающие античные доспехи и оружие, наградные венки, пучки фасциев с топориками, которые носили древнеримские ликторы. Среди архитектурных ордеров предпочтение отдается дорическому и тосканскому ордерам, с их приземистыми пропорциями, строгими формами и представительным видом.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, вид на здание Генштаба. Россия
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, вид на здание Генштаба. Россия. Напротив арки установлена Александровская колонна (1829–1834, арх.О. Монферран) со статуей ангела, держащего крест (скульптор Б.Орловский). Высота колонны 47,5 м ее роль также необычайно велика в ансамбле. Поставленная между Генштабом и Зимним дворцом, она «держит» пространство огромной площади, отмечает ее центр и является необходимой высотной доминантой ансамбля.
Триумфальная арка на площади Звезды (площади Этуаль) в Париже. Франция
Триумфальная арка на площади Звезды (площади Этуаль) в Париже. Франция. Арка построена по проекту Ж.Шальгрена в 1806–1836 гг. по личному распоряжению Наполеона в честь побед его армии.
Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Россия
Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Россия. Центральная башня обильнее всего украшена скульптурой. Она эффектно выделяется на фоне стен насыщенно-желтого цвета. Нынешние здания Адмиралтейства построены на месте старой корабельной верфи, заложенной еще в 1704 г. по чертежу Петра. В 1730-х они были перестроены (арх. И. Коробов). От старых построек – П-образный план и основа центральной башни со шпилем. В 1806–1823 гг. была осуществлена еще одна перестройка Адмиралтейства, после чего оно приобрело свой представительный вид. Общая длина фасада зданий Адмиралтейства 407 м. .

Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь – в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г. Самым знаменитым, пожалуй, стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Другие важный ансамбль – улица Росси со зданием Александринского театра в конце, комплекс зданий Адмиралтейства и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова.

Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира, но все больший акцент ставится на пластической выразительности стены, на игре крепких, лапидарных объемов. Любимые мотивы – куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе: открытые (Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки) или остекленные (главный фасад Биржи в Петербурге). По сравнению со зданиями, построенными в стиле классицизма, ампирные постройки отличаются большей монументальностью, зачастую более приземистыми пропорциями, плотными и массивными формами.

Здание Биржи и Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Россия
Здание Биржи и Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Россия. Здание Биржи построено в 1805 – 1810 гг. по проекту Ж. Тома де Томона. Вместе с Ростральными колоннами и рядом более поздних зданий оно составляет ансамбль Стрелки Васильевского острова. Он, в свою очередь, вместе со зданием Зимнего дворца и Петропавловской крепостью входит в единый ансамбль старейшей части города и обрамляющего акваторию Невы.
Церковь Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве. Россия
Церковь Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве. Россия. Восточная часть храма представляет образец стиля ампир в церковной архитектуре. Его колокольня и трапезная построены В.И. Баженовым в стиле классицизма. Восточная часть возводилась в 1828–1833 гг. по проекту О. Бове. Она получила форму ротонды, часто использовавшуюся при строительстве церквей в стиле классицизма и ампир.
Большой театр в Москве. Россия
Большой театр в Москве. Россия. Высокий восьмиколонный портик с фронтоном – главное украшение здания. На фронтоне установлена бронзовая квадрига – колесница, запряженная четверкой лошадей. Квадригой правит Аполлон – бог искусства в древнегреческой мифологии. Выше еще один фронтон, завершающий верхнюю часть здания. Здание решено как монолитный блок, оживленный нишами и окнами.
Храм Св. Людовика Французского. Москва. Россия
Храм Св. Людовика Французского. Москва. Россия. Храм Святого Людовика Французского был сооружен по проекту известного архитектора А.О. Жилярди. Храм построен в стиле классицизма, и представляет собой трехнефную базилику с высоким центральным и более низкими боковыми нефами. Вход оформлен колоннадой, по обеим сторонам колоннады расположены невысокие колокольни.

В Москве ампир представлен зданиями Большого театра (бывш. Петровский театр, названный по улице Петровка, на которую выходит его боковой фасад), Манежем, павильоном Грот в Александровском саду, храмом Св. Людовика Французского, зданием Первой Градской больницы, Провиантскими складами. Но в целом московские постройки более камерные. Тем более что это в основном частные особняки и приходские церкви (усадьба Найденовых на Радищевской улице в Москве, арх. Д. Жилярди). Достаточно большое количество зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что Москва сильно пострадала во время пожара 1812 г. и заново отстраивалась.

Стрелка Васильевского острова (Санкт-Петербург, Россия)

Стрелка Васильевского острова – красивый и гармоничный архитектурный ансамбль на восточной оконечности Васильевского острова, сформированный Биржей, Ростральными колоннами, Биржевым сквером, зданиями таможни, южного и северного пакгаузов. Ансамбль создан в первой половине XIX в. по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона и И. Ф. Лукини.

Стрелка Васильевского острова. Санкт-Петербург. Россия
Стрелка Васильевского острова. Санкт-Петербург. Россия.
Дворцовый мост – разводной мост через Большую Неву
Дворцовый мост – разводной мост через Большую Неву. Соединяет центральную часть города – Адмиралтейский остров и Васильевский остров. Длина моста – 250 м, ширина — 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.
Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской Империи»
Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской Империи».



Поделиться ссылкой