Во второй половине XVIII в. на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно, классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России, в отношении зарубежной архитектуры Европы правильнее употреблять термин неоклассицизм, чтобы различать друг от друга классицизм XVII и XVIII в.
Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо. Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.
Классицизм 18 в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. В классицизме XVII в. было велико влияние барокко. Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия. Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.
В рамках классицизма выделяют несколько периодов. Ранний классицизм занимает 1760–1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров. Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир. Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.
Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности. Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением. Эти качества отличают дворец в парке Вёрлица, входившего во владения князей Ангальт-Дессау в Германии.
С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности. англичане.
Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.
В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.
Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.
Поздний классицизм (первая треть XIX в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire – империя. С одной стороны, оно объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи. С другой – ампир стал стилем Империи наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской империи. Стиль родился в наполеоновской Франции, победы Наполеона, которого сравнивали с римским императором Августом, отмечали сооружением триумфальных арок и колонн подобно тому, как это делали в Древнем Риме (арка на площади Звезды, Вандомская колонна со статуей Наполеона). И все же во Франции стиль получил наибольшее выражение в декоративно-прикладном искусстве и оформлении интерьеров.
В мебели и осветительной арматуре обыгрывались античные, а также древнеегипетские мотивы. Их формы обычно просты и массивны, силуэт лаконичен. В оформлении наружных частей зданий, оград распространенной становится различная военная атрибутика – военные трофеи, включающие античные доспехи и оружие, наградные венки, пучки фасциев с топориками, которые носили древнеримские ликторы. Среди архитектурных ордеров предпочтение отдается дорическому и тосканскому ордерам, с их приземистыми пропорциями, строгими формами и представительным видом.
Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь – в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г. Самым знаменитым, пожалуй, стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Другие важный ансамбль – улица Росси со зданием Александринского театра в конце, комплекс зданий Адмиралтейства и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова.
Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира, но все больший акцент ставится на пластической выразительности стены, на игре крепких, лапидарных объемов. Любимые мотивы – куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе: открытые (Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки) или остекленные (главный фасад Биржи в Петербурге). По сравнению со зданиями, построенными в стиле классицизма, ампирные постройки отличаются большей монументальностью, зачастую более приземистыми пропорциями, плотными и массивными формами.
В Москве ампир представлен зданиями Большого театра (бывш. Петровский театр, названный по улице Петровка, на которую выходит его боковой фасад), Манежем, павильоном Грот в Александровском саду, храмом Св. Людовика Французского, зданием Первой Градской больницы, Провиантскими складами. Но в целом московские постройки более камерные. Тем более что это в основном частные особняки и приходские церкви (усадьба Найденовых на Радищевской улице в Москве, арх. Д. Жилярди). Достаточно большое количество зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что Москва сильно пострадала во время пожара 1812 г. и заново отстраивалась.
Стрелка Васильевского острова – красивый и гармоничный архитектурный ансамбль на восточной оконечности Васильевского острова, сформированный Биржей, Ростральными колоннами, Биржевым сквером, зданиями таможни, южного и северного пакгаузов. Ансамбль создан в первой половине XIX в. по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона и И. Ф. Лукини.