Архитектура модерна

Стиль модерн – одно из самый ярких и значительных явлений в искусстве Нового времени. Историзм и эклектика лишь пользовались достижениями предшествующих эпох. Разностилью историзма и невысоким художественным качествам эклектики новое поколение мастеров хотело противопоставить некий целостный стиль, который стал бы основой нового синтеза искусств.

Лестница в Отеле Тассель. 1893–1894. Брюссель. Бельгия
Лестница в Отеле Тассель. 1893–1894. Брюссель. Бельгия. Особняк профессора Тасселя в Брюсселе построен одним из крупнейших представителей архитектуры модерна в Западной Европе – В. Орта. Оригинальное оформление лестницы стало наиболее изысканным примером нового стиля, и одним из самых хрестоматийных. Орта использовал любимые модерном растительные и флоральные мотивы, подвергнув их линейной стилизации.

Параллельно они хотели эстетизировать среду обитания. Эти идеи пропагандировали и старались претворить в жизнь участники объединения «Искусства и ремесла», в России – члены кружка «Мир искусства». Последние особенно ратовали за то, чтобы привить широкой публике хороший вкус. Традиции народного творчества пытались возродить в художественных мастерских в Абрамцево и Талашкине – усадьбах С. Мамонтова в Подмосковье и М. Тенишевой в Смоленской области. Правда, со временем, когда приемы модерна сложились в целостную систему, это все равно привело к известной стандартизации.

Модерн возник в искусстве Западной Европы, но быстро пришел и в Россию. Его существование в качестве ведущего стиля было недолгим – конец XIX – начало XX вв. На смену ему приходят новые направления, которые начинают все чаще сменять друг друга. Этому способствовали драматические события, потрясшие мир в начале XX в., острые противоречия между старым новым, идеалами и жестокой реальностью, поиск новых художественных форм, адекватных новому ритму жизни и духовным запросам эпохи. Но роль модерна была необычайно велика. Он не только стал последней прекрасной вспышкой искусства Нового времени и показал высокие возможности искусства, но и породил много таких идей, которые получили свое развитие в дальнейшем. Пожалуй, больше всего это касается архитектуры и моды.

Отель Гимар в Париже. Франция
Отель Гимар в Париже. Франция. Природная органика пронизывает все формы здания: она есть в изгибе карнизов и стен, в линиях портала и рисунке решеток. Архитектурные детали то заглубляются в стену, то выступают из нее. Создается впечатление, что архитектурные формы пребывают в процессе становления, которое совершается у нас на глазах. Мастер выразительно обыгрывает разную фактуру и цвет материалов, что типично для архитектуры модерна.
Майоликовый дом в Вене. Австрия
Майоликовый дом в Вене. Австрия. Декор фасада сродни панно Г. Климта или А. Мухи – представителям модерна в живописи. Интересно, что изображение цветов на стенах в теплое время года дополняли живые цветы, которые выставляли на балконах жители дома. Таких домов с простой, утилитарной конструкцией, но богатым изящным декором в Европе в конце XIX – начале XX в. строилось немало.

Стиль модерн, как и любой стиль, имеет свои хорошо узнаваемые приемы. Но одновременно он демонстрирует множество оригинальных решений. Перечень эпох, тем и образов, которым модерн отдавал предпочтение, неудивителен. Модерн, который бросил вызов обыденному и приземленной буржуазной культуре, был своего рода бегством с мир грез, иллюзий, мистических видений и воспоминаний о прекрасном прошлом. Одним из самых главных источников вдохновения модерна стала природа. Мастеров модерна привлекает мягкость ее форм и линий, ее органика, загадочность и скрытая сила. Неудивительно, что теперь они часто отдают предпочтение асимметричным композициям.

Самые распространенные мотивы модерна – волна, изгибающиеся стебли растений. В дизайнерских решениях также могут просматриваться образы различных живых существ, реальных и фантастических; иногда это вполне конкретные изображения. Также модерну свойственны стилизация, декоративность, любовь к орнаменту. Вот почему такой расцвет в рамках этого стиля переживают графика, искусство плаката, возрождается искусство витража, пользуются популярностью изразцовые панно, художественная ковка, а в области живописи одним из ведущих типов стал тип настенного панно.

Несмотря на то, что модерн так часто обращался к миру фантазий, в этом стиле строились не только частные особняки, концертные залы, театры и музеи, но и доходные дома, вокзалы, больницы и прочие общественные сооружения весьма практического назначения. Но это, напомним, соответствует цели многих представителей стиля модерн привнести в обыденную жизнь красоту и поэзию. В стиле модерн возведен и целый ряд культовых сооружений, в первую очередь христианских.

Каса Мила в Барселоне. Испания
Каса Мила в Барселоне. Испания. А. Гауди заботился не только о красоте, но и об удобстве и функциональности своих построек. Каса Мила имеет три внутренних двора, которые обеспечивают приток света и воздуха в помещения, систему вентиляции; в нем были запроектированы лифты и подвижные межкомнатные перегородки.
Ярославский вокзал в Москве. Арх. Ф.О. Шехтель. 1902–1904. Москва. Россия
Ярославский вокзал в Москве. Арх. Ф.О. Шехтель. 1902–1904. Москва. Россия. Использование глазурованных плит для облицовки фасадов или создания декоративных панно необычайно распространено в архитектуре модерна.
Особняк С. П. Рябушинского. 1900–1903. Москва. Россия
Особняк С. П. Рябушинского. 1900–1903. Москва. Россия. Построен по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля для С.П. Рябушинского. Расположен на Малой Никитской улице. В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением ирисов.

Как уже говорилось, модерн стал интернациональным стилем. Он широко распространился не только по Европе, включая Россию, но пришел и в Америку. Наряду с термином «модерн» существуют и другие названия этого стиля, принятые в ряде стран. Так, во Франции его называют ар нуво, в Германии югендстиль.

Тип частного особняка – один из самых любимых в модерне типов зданий. В этой области было создано немало шедевров. Так, в России это знаменитый особняк Рябушинского, построенный архитектором Ф. Шехтелем в Москве (ныне Литературный музей им. А.М. Горького), в Испании – дом Батло и другие постройки А. Гауди в Барселоне.

Типография «Утро России» в Москве. Россия
Типография «Утро России» в Москве. Россия. Здание типографии «Утро России», принадлежавшей крупному предпринимателю П. Рябушинскому, относится к позднему этапу модерна, когда в его рамках все яснее обозначаются новые стилистические предпочтения. Типография построена в 1907 г. по проекту Л. Кекушева, наряду с Ф. Шехтелем, главным представителем стиля модерн в архитектуре Москвы.
Панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь». Москва. Россия
Панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь». Москва. Россия. На фасаде гостиницы «Метрополь» на стене со стороны Театрального проезда находится самое известное майоликовое панно города – «Принцесса Греза» Врубеля. Панно было выполнено в гончарной мастерской «Абрамцево».

Отель Гимар – яркий пример частного дома эпохи модерна. Автор проекта, Эктор Гимар, прославленный представитель стиля модерн во Франции, подарил особняк своей супруге. Композиция фасадов асимметрична. Мастер использует несколько типов окон одновременно, но так удачно выбирает их положение относительно друг друга, что это смотрится органично и естественно. Кирпичной кладке сероватого оттенка противопоставлены детали из желтоватого камня, обширным гладким плоскостям стен – сквозной узор решеток, а весомость архитектурных элементов – легкости последних. Отдельно стоит отметить значительный размер многих окон – это становится распространенным в модерне, а впоследствии будет подхвачено другими стилями.

Ярославский вокзал – яркий пример большого общественного сооружения в стиле модерн, а также местной интерпретации стиля, в которой основные стилистические приемы модерна сочетаются с национальными мотивами. Казалось бы, стилистика модерна и старой русской архитектуры бесконечно далеки друг от друга. Но блистательный представитель модерна в России – Федор Шехтель сумел создать на редкость органичный их синтез. Он использует варианты шатровых покрытий, так любимых в народном деревянном зодчестве Руси и в ее каменной архитектуре XVI–XVII веков, мотив крутоверхой крыши с гребешком, встречавшейся в русских теремах, оформление окон подобием кокошников и элементы крепостного строительства.

Парк Гуэль. Зал ста колонн. Барселона. Испания
Парк Гуэль. Зал ста колонн. Барселона. Испания. Парк Гуэль в Барселоне – подлинный триумф неистощимой творческой фантазии Гауди. Он органически связывает свои постройки с рельефом, создает такой дизайн парковых павильонов и галерей, что они кажутся продолжением природных форм, а порой и их порождением. Даже в строгом Зале ста колонн со строгими стволами дорического типа присутствует тема природной органики.
Вилла Мажореля. Нанси. Франция
Вилла Мажореля. Нанси. Франция. Вилла Мажореля в городе Нанси была спроектирована Анри Соважем в 1901–1902 гг. и принадлежала известному мастеру-декоратору Луи Мажорелю. В интерьере дома особое внимание привлекает камин, отделанный керамической плиткой с бронзовым отливом.
Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа). 1882 – настоящее время. Барселона. Испания
Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа). 1882 – настоящее время. Барселона. Испания. В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Заложенный в 1882 г. грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилиа») постепенно приобретает вид завершенного творения – такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX в. Антонио Гауди.

В качестве другого яркого примера в Москве можно привести гостиницу «Метрополь». Автором ее панно стал знаменитый художник и керамист, работавший в стиле модерн, М. Врубель. Стремление художественно оформить такое утилитарное здание, как вокзал, двигало представителями стиля модерн во многих странах. Примером может служить роскошный вестибюль старого вокзала, Эстасьо дель Норд в Валенсии.

Доходный дом – еще одна важная точка приложения творческих усилий зодчих модерна. В XIX в. большой доходный дом становится неотъемлемой частью города, в том числе и его центральных улиц. Такие дома во многом определяли облик города. В России прекрасные варианты такого рода зданий созданы в Москве (доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, арх. Л. Кекушев) и Петербурге (дом Лидваль).

Интерьер Искупительного храма Святого Семейства. Барселона. Испания
Интерьер Искупительного храма Святого Семейства. Барселона. Испания.

Майоликовый дом в Вене построен Отто Вагнером, представителем объединения «Сецессион». Его участники – создатели австрийского варианта модерна. Форма здания необычайно проста. Она не имеет никакого отношения не только к модерну, а вообще к какому бы то ни было стилю. Зато декор здания роскошен. Оно сплошь облицовано глазурованными плитками с изображением маков, листьев и венков. Яркую красно-зеленую цветовую гамму дополняет золото на решетках балконов.

Имя и творения каталонского архитектора Антонио Гауди приходят на ум, когда говорят о стиле модерн. В его проектах модерн преломился необычайно ярко, демонстрируя в отдельных приемах квинтэссенцию стиля, и в то же время его творчество глубоко индивидуально. Гауди строил не только светские, но и храмовые здания. Самый грандиозный его проект – собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства) в Барселоне.

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке. Москва. Россия
Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке. Москва. Россия. Дом был построен в 1895–1899 гг. по проекту архитектора В. Мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе – редчайшая экзотика для Москвы. Постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением.
Доходный дом Захаровых. Санкт-Петербург. Россия
Доходный дом Захаровых. Санкт-Петербург. Россия.

Каса Мила совмещает в себе типы частного и многоквартирного дома. Он построен для семейства Мила , но поделен на отдельные квартиры. Предпочтение, которое модерн отдавал волнообразным линиям, здесь достигает своего апогея: здание кажется не выстроенным, а вылепленным. Оно также напоминает огромную скалу из мягких известняковых пород, в которой вода и ветер создали большие пещеры. В народе здание прозвали Ла Педрера (каменоломня).

Антонио Гауди. Каса Батло (Барселона, Испания)

Дом Батло в Барселоне – одна из самых знаменитых работ знаменитого архитектора Антонио Гауди. Некогда жилое здание – доходный дом с торговыми помещениями – сегодня внесено в список всемирного наследия Юнеско и открыто для посещения туристами. Над проектом Антонио Гауди работал с 1904 по 1906 гг. Это был заказ на переделку здания 1877 г. постройки, принадлежавшего текстильному магнату Жузепу Батло. «Дом костей», или «дом зевак», как его ещё называют каталонцы, – образец совершенства и гармонии формы, цвета, эргономичности и функциональности.

Антонио Гауди. Каса Батло. Барселона. Испания
Антонио Гауди. Каса Батло. Барселона. Испания.
Интерьер Каса Батло
Интерьеры Каса Батло. Витражные вставки украшают огромные окна второго этажа, сложной каплевидной формы.
Башенку увенчивает георгиевский крест
Башенку увенчивает георгиевский крест.
Лестница в доме Батло
Лестница в доме Батло.



Поделиться ссылкой