Стиль модерн – одно из самый ярких и значительных явлений в искусстве Нового времени. Историзм и эклектика лишь пользовались достижениями предшествующих эпох. Разностилью историзма и невысоким художественным качествам эклектики новое поколение мастеров хотело противопоставить некий целостный стиль, который стал бы основой нового синтеза искусств.
Параллельно они хотели эстетизировать среду обитания. Эти идеи пропагандировали и старались претворить в жизнь участники объединения «Искусства и ремесла», в России – члены кружка «Мир искусства». Последние особенно ратовали за то, чтобы привить широкой публике хороший вкус. Традиции народного творчества пытались возродить в художественных мастерских в Абрамцево и Талашкине – усадьбах С. Мамонтова в Подмосковье и М. Тенишевой в Смоленской области. Правда, со временем, когда приемы модерна сложились в целостную систему, это все равно привело к известной стандартизации.
Модерн возник в искусстве Западной Европы, но быстро пришел и в Россию. Его существование в качестве ведущего стиля было недолгим – конец XIX – начало XX вв. На смену ему приходят новые направления, которые начинают все чаще сменять друг друга. Этому способствовали драматические события, потрясшие мир в начале XX в., острые противоречия между старым новым, идеалами и жестокой реальностью, поиск новых художественных форм, адекватных новому ритму жизни и духовным запросам эпохи. Но роль модерна была необычайно велика. Он не только стал последней прекрасной вспышкой искусства Нового времени и показал высокие возможности искусства, но и породил много таких идей, которые получили свое развитие в дальнейшем. Пожалуй, больше всего это касается архитектуры и моды.
Стиль модерн, как и любой стиль, имеет свои хорошо узнаваемые приемы. Но одновременно он демонстрирует множество оригинальных решений. Перечень эпох, тем и образов, которым модерн отдавал предпочтение, неудивителен. Модерн, который бросил вызов обыденному и приземленной буржуазной культуре, был своего рода бегством с мир грез, иллюзий, мистических видений и воспоминаний о прекрасном прошлом. Одним из самых главных источников вдохновения модерна стала природа. Мастеров модерна привлекает мягкость ее форм и линий, ее органика, загадочность и скрытая сила. Неудивительно, что теперь они часто отдают предпочтение асимметричным композициям.
Самые распространенные мотивы модерна – волна, изгибающиеся стебли растений. В дизайнерских решениях также могут просматриваться образы различных живых существ, реальных и фантастических; иногда это вполне конкретные изображения. Также модерну свойственны стилизация, декоративность, любовь к орнаменту. Вот почему такой расцвет в рамках этого стиля переживают графика, искусство плаката, возрождается искусство витража, пользуются популярностью изразцовые панно, художественная ковка, а в области живописи одним из ведущих типов стал тип настенного панно.
Несмотря на то, что модерн так часто обращался к миру фантазий, в этом стиле строились не только частные особняки, концертные залы, театры и музеи, но и доходные дома, вокзалы, больницы и прочие общественные сооружения весьма практического назначения. Но это, напомним, соответствует цели многих представителей стиля модерн привнести в обыденную жизнь красоту и поэзию. В стиле модерн возведен и целый ряд культовых сооружений, в первую очередь христианских.
Как уже говорилось, модерн стал интернациональным стилем. Он широко распространился не только по Европе, включая Россию, но пришел и в Америку. Наряду с термином «модерн» существуют и другие названия этого стиля, принятые в ряде стран. Так, во Франции его называют ар нуво, в Германии югендстиль.
Тип частного особняка – один из самых любимых в модерне типов зданий. В этой области было создано немало шедевров. Так, в России это знаменитый особняк Рябушинского, построенный архитектором Ф. Шехтелем в Москве (ныне Литературный музей им. А.М. Горького), в Испании – дом Батло и другие постройки А. Гауди в Барселоне.
Отель Гимар – яркий пример частного дома эпохи модерна. Автор проекта, Эктор Гимар, прославленный представитель стиля модерн во Франции, подарил особняк своей супруге. Композиция фасадов асимметрична. Мастер использует несколько типов окон одновременно, но так удачно выбирает их положение относительно друг друга, что это смотрится органично и естественно. Кирпичной кладке сероватого оттенка противопоставлены детали из желтоватого камня, обширным гладким плоскостям стен – сквозной узор решеток, а весомость архитектурных элементов – легкости последних. Отдельно стоит отметить значительный размер многих окон – это становится распространенным в модерне, а впоследствии будет подхвачено другими стилями.
Ярославский вокзал – яркий пример большого общественного сооружения в стиле модерн, а также местной интерпретации стиля, в которой основные стилистические приемы модерна сочетаются с национальными мотивами. Казалось бы, стилистика модерна и старой русской архитектуры бесконечно далеки друг от друга. Но блистательный представитель модерна в России – Федор Шехтель сумел создать на редкость органичный их синтез. Он использует варианты шатровых покрытий, так любимых в народном деревянном зодчестве Руси и в ее каменной архитектуре XVI–XVII веков, мотив крутоверхой крыши с гребешком, встречавшейся в русских теремах, оформление окон подобием кокошников и элементы крепостного строительства.
В качестве другого яркого примера в Москве можно привести гостиницу «Метрополь». Автором ее панно стал знаменитый художник и керамист, работавший в стиле модерн, М. Врубель. Стремление художественно оформить такое утилитарное здание, как вокзал, двигало представителями стиля модерн во многих странах. Примером может служить роскошный вестибюль старого вокзала, Эстасьо дель Норд в Валенсии.
Доходный дом – еще одна важная точка приложения творческих усилий зодчих модерна. В XIX в. большой доходный дом становится неотъемлемой частью города, в том числе и его центральных улиц. Такие дома во многом определяли облик города. В России прекрасные варианты такого рода зданий созданы в Москве (доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, арх. Л. Кекушев) и Петербурге (дом Лидваль).
Майоликовый дом в Вене построен Отто Вагнером, представителем объединения «Сецессион». Его участники – создатели австрийского варианта модерна. Форма здания необычайно проста. Она не имеет никакого отношения не только к модерну, а вообще к какому бы то ни было стилю. Зато декор здания роскошен. Оно сплошь облицовано глазурованными плитками с изображением маков, листьев и венков. Яркую красно-зеленую цветовую гамму дополняет золото на решетках балконов.
Имя и творения каталонского архитектора Антонио Гауди приходят на ум, когда говорят о стиле модерн. В его проектах модерн преломился необычайно ярко, демонстрируя в отдельных приемах квинтэссенцию стиля, и в то же время его творчество глубоко индивидуально. Гауди строил не только светские, но и храмовые здания. Самый грандиозный его проект – собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства) в Барселоне.
Каса Мила совмещает в себе типы частного и многоквартирного дома. Он построен для семейства Мила , но поделен на отдельные квартиры. Предпочтение, которое модерн отдавал волнообразным линиям, здесь достигает своего апогея: здание кажется не выстроенным, а вылепленным. Оно также напоминает огромную скалу из мягких известняковых пород, в которой вода и ветер создали большие пещеры. В народе здание прозвали Ла Педрера (каменоломня).
Дом Батло в Барселоне – одна из самых знаменитых работ знаменитого архитектора Антонио Гауди. Некогда жилое здание – доходный дом с торговыми помещениями – сегодня внесено в список всемирного наследия Юнеско и открыто для посещения туристами. Над проектом Антонио Гауди работал с 1904 по 1906 гг. Это был заказ на переделку здания 1877 г. постройки, принадлежавшего текстильному магнату Жузепу Батло. «Дом костей», или «дом зевак», как его ещё называют каталонцы, – образец совершенства и гармонии формы, цвета, эргономичности и функциональности.