К середине XIX в. классицизм начинает себя изживать. Новых решений уже не появлялось. Архитекторы и их заказчики начали уставать от нормативности этого стиля, который превратился в набор скучных формул. Антиподом классицизма еще в первой половине XIX века, стал романтизм.
Как и классицизм, он зародился в XVIII столетии. Многие идеи, присущие ему (культ чувства, а не разума, культ свободной человеческой личности) восходят к таким важным культурным явлениям XVIII столетия, как Просвещение и сентиментализм. Немалую роль в формировании романтизма сыграли события Великой Французской революции и разочарование в ее последствиях. Романтизм стал протестом против жестких норм, подавляющих все личное и индивидуальное. Неудивительно, что представители романтизма создали свой почерк, отличный от почерка классицистов, и не руководствовались их правилами. Им были чужды строгость линий, завершенность композиции, сдержанность в проявлении эмоций.
Более всего романтизм проявил себя в живописи и литературе, а также в музыке. В архитектуре он не создал чего-то принципиально нового. Но именно идеи романтизма породили такое явление, как историзм. Он, в свою очередь, нашел применение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, в оформлении интерьеров.
Эпоха историзма охватывает середину – вторую половину XIX в. Определенное влияние историзм оказал на стиль модерн. Сам историзм трудно было бы назвать стилем. В рамках этого явления архитекторы Европы и Америки обращались к самым разным историческим стилям прошлого. В одних случаях они старались полностью их повторять, выдерживая в одном стиле все здание, включая его интерьеры, или, по крайней мере, оформление одного помещения. В других мастера соединяли в одном произведении мотивы, взятые из архитектуры и декора разных стран и эпох. Такое явление именуют эклектикой. Стремление подражать тому или иному стилю прошлого имело свои положительные стороны. Оно способствовало комплексному изучению старых памятников (что, кстати, побуждало реставрировать их и спасать от разрушения), освоению различных полезных навыков, прививало хороший вкус, расширяло кругозор архитекторов. Впоследствии все это сыграло большую роль для формирования стиля модерн, в котором мастера уже свободно оперировали различными мотивами, творчески их переосмысляя.
Романтизм проявлял большой интерес к национальным культурам и видел в них проявление самобытности. Не менее интересной для него был стиль готики и вообще искусство Средневековья, в котором высоко ценилась эмоциональная выразительность. Загадочность и экзотика Востока также волновали романтиков. Так возникают неоготика, мавританский и неорусский стили и многое другое. Наряду с этим в эпоху историзма возрождали традиции барокко и рококо и продолжали обращаться к наследию античности. Используя исторические стили прошлого, строили городские дворцы и загородные резиденции, парковые павильоны, храмы, музеи, торговые ряды, вокзалы, больницы, а порой даже промышленные и хозяйственные сооружения. Интересно, что со временем возник перечень предписаний, в каком стиле лучше выдерживать здания того или иного типа.
Что касается эклектики, то в большинстве случаев она, напротив, демонстрирует упадок вкуса. Архитектурный и скульптурный декор нередко механически наносится на стены здания, его детали мало согласованы друг с другом, а конструкция здания примитивна. Так были оформлены многие частные и доходные дома, ряд общественных зданий. Очень часто здание оказывалось перегружено декором, получалось вычурным и помпезным.
Храм Христа построен в русско-византийском стиле. В основе его лежит тип центрического сооружения, конкретно – крестово-купольного храма. Творение Тона отнюдь нельзя считать точной имитацией старинных образцов. Отдельные мотивы трактуются им достаточно вольно. Так, совсем иными были пропорции барабана относительно тела храма (в данном случае он слишком массивный и широкий) и закомары, завершающиеся как отдельные отсеки стен, не смотрятся таким естественным их завершением, как это было в лучших образцах древнерусской архитектуры.
Формы купола и декоративная резьба на барабане также отличаются от своих древнерусских прототипов. Такая вольная трактовка традиционных мотивов и их неожиданное сочетание по-своему интересны и эффектны. Но архитектурным деталям присуща суховатость и дробность, а формам излишняя тяжеловесность. Язык архитектурных форм слишком чопорный и официальный. С другой стороны, такие его качества соответствуют той основной цели, с которой строился храм, – стать мемориалом, памятником прославляющим мужество и героизм, стойкость русского народа. Им соответствуют и главные образные характеристики этого храма – торжественность, монументальность, величие.