В эпоху Ренессанса так и не появилось такой профессии — архитектор. Конструктивные задачи могли решать обычные строители, а планы грандиозных сооружений чертились прямо на земле. В эту пору можно было получить образование ювелира — и воздвигнуть купол, на века затмивший славу купола Пантеона. Таков был гений ренессансного зодчего!
После заката последнего стиля Средневековья — готики — наступило время, которое принято называть эпохой Возрождения, или Ренессанса. Что же возрождалось?
Очевидный ответ можно найти в скульптуре и архитектуре того времени: это возвращение к наследию античной эпохи. На смену сложным по своему облику и конструкции готическим соборам пришли ясные и спокойные формы, которые были характерны для античной архитектуры. Возрождается ордер, а излюбленным материалом ренессансных зодчих опять становится мрамор. Наступает эра переосмысления наследия греческого искусства, которое оставила нам классическая эпоха Перикла.
На смену цеховому мастеру эпохи готики пришел зодчий, обладавший творческой индивидуальностью и обширными познаниями в точных науках. Однако профессии архитектора пока еще не существовало. А необходимые в строительстве знания можно было получить, обучаясь на… ювелира.
Зачастую архитекторы были и теоретиками. Широкую известность приобрел труд Л. Б. Альберти «Десять книг об архитектуре». Это была, по существу, первая теоретическая работа в эпоху Ренессанса, посвященная проблемам зодчества. Интересно, что современные архитекторы при строительстве как зданий, так и городов заняты решением задач, обозначенных Альберти еще в XV веке.
Трактат Альберти — первая попытка охватить всю архитектуру как единое целое. Для архитекторов-современников он имел огромное практическое значение. Рекомендации Альберти строителям не потеряли своей актуальности и по сей день!
Д. Б. Виньола создал трактат «Правила пяти ордеров», в котором изложил систему их построения. Вплоть до настоящего времени этот труд не потерял своей практической значимости. Все знания греков и римлян, отраженные в трактатах, были сполна применены в строительстве крестово-купольных храмов Ренессанса.
Местом зарождения Ренессанса ученые называют один из древнейших тосканских городов Италии — Флоренцию. Само название города означало «Цветущая». А его главный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре был посвящен Мадонне с цветком. Наверное, это не случайно: город поражал своим великолепием.
Семейство Медичи — богатейших и честолюбивых меценатов в истории искусства — постаралось сделать Флоренцию одним из самых значительных и влиятельных городов Италии того времени. Их ум, предприимчивость и проницательность позволили осуществиться самому амбициозному проекту эпохи. Речь идет о куполе собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Поскольку гигантский купол Санта-Мария-дель-Фьоре возводился без лесов, Брунеллески создал целый ряд машин и механизмов, необходимых для подъема строительных материалов на большую высоту. Ему принадлежит изобретение трехскоростной лебедки со сложной системой шестеренок, винтов и карданных валов. Устройство приводилось в движение быками, которые вращали деревянный рычаг.
Его строительство было начато столетием раньше, но грандиозное по своим масштабам пространство для купола так и оставалось незаполненным. Город без собора! Что могло быть хуже в религиозную эпоху? Не было архитектора, способного решить казавшуюся невыполнимой задачу, хотя проектов было множество.
Выбор пал на Филиппо Брунеллески — человека с образованием ювелира, непростой судьбой и крайне сложным характером. Только благодаря всевластным Медичи, под наблюдением сотен жителей Флоренции, началось строительство, и фантастический по своей величине и смелости инженерный замысел был осуществлен.
История уже знала примеры купольных сооружений большого масштаба. Это и Святая София, и Пантеон. Но купол флорентийского собора превзошел их все и своими размерами, и новыми конструктивными решениями. Двойная оболочка, способ кладки и новые строительные приспособления — это лишь малая часть новаторских достижений Брунеллески.
Это был не просто шедевр инженерной мысли. Этот проект задал высочайшую планку для развития всей ренессансной архитектуры. Гениальным зодчим были открыты основные законы линейной перспективы, поднято значение пропорций, которые он сделал основой для новой архитектуры. И именно Брунеллески возродил античный ордер. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов стали отличительными чертами его творчества и творчества его последователей.
Новый стиль формировался и в дворцовой архитектуре. Городские дворцы — палаццо — вначале имели вид крепостей. Флорентийские палаццо Питти и Медичи объединяла простота композиции: это были прямоугольные в плане здания с открытым внутренним двором, мерным ритмом оконных проемов и выступающим за плоскость стены карнизом.
Наряду с суровыми дворцами появились здания с несколько иной обработкой фасадов — с применением ордеров. Палаццо Ручеллаи по проекту Л. Б. Альберти было облицовано рустом — рельефной кладкой из камней с грубо отесанной лицевой поверхностью.
На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. В Венеции, процветающей торговой республике, архитектурные традиции были связаны преимущественно с Византией и другими странами Востока. К тому же готика долго не хотела сдавать свои позиции в городе на лагуне. Поэтому палаццо в Венеции, сочетающие в себе самые разные черты, такие нарядные и изысканные.
Купол собора Святого Петра высотой 136,57 метра — самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра. Это немного меньше, чем у его предшественников: диаметр купола Пантеона в Риме составляет 43,3 метра, купола Санта-Мария-дель-Фьоре — 44 метра
Во времена Брунеллески роль Рима в истории ренессансной Италии была совсем незначительной. Только в XVI столетии, когда один из пап решил сделать Вечный город столицей христианского мира, там началось бурное строительство. Для этого были приглашены крупнейшие мастера Италии. Важнейшим проектом стало окончание строительства собора Святого Петра.
Проект композиции храма был предложен еще Браманте — квадрат с наложенным на него равносторонним крестом с огромными апсидами на концах. В центре был задуман грандиозный купол. Строительство собора продолжил величайший мастер Ренессанса Рафаэль Санти. А в 1546 году главным архитектором собора стал Микеланджело. Его участие способствовало появлению еще одного шедевра Возрождения.
Архитектурные идеи Возрождения распространились по всей Европе. Королевский дворец Лувр в Париже и дворец Фонтенбло, Уоллатон-холл в Англии — образцы ренессансной архитектуры.
Конечно, в эпоху Ренессанса искусство еще не перестало быть ремеслом. Однако на первом месте уже была творческая индивидуальность художника-универсала, совмещающего деятельность архитектора с увлечением литературой, поэзией и философией, с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или ренессансной, личности стало впоследствии нарицательным.