Жизнь первобытных людей была суровой и опасной. От холода и диких зверей они укрывались в пещерах, но постоянно там не жили. Они строили гигантские таинственные сооружения, но зачем — историки до сих пор не знают наверняка. Что же это была за архитектура?
Древний мир — это первый и самый долгий период человеческой истории. Условия существования первых людей были чрезвычайно неблагоприятными: похолодания и потепления сменяли друг друга, четыре раза наступали и отступали ледники. Человеку нужно было где-то спасаться от непредсказуемой природной стихии. Но способен ли был первобытный человек сам построить себе жилище?
Скорее всего — нет. Широко бытует мнение, что изначально человек нашел спасение в пещерах, его и называли одно время троглодитом, то есть пещерным человеком. Для этого определения были все основания: в XIX веке в Европе был открыт ряд пещер с удивительными изображениями на стенах и следами длительного пребывания в них людей.
Сейчас мало кто сомневается в том, что первые люди умели рисовать. Но в позапрошлом столетии ученые отказывались признавать авторство первобытного человека. В этом отношении очень показательна история археолога-любителя Марселино де Саутуолы. Ему принадлежит открытие пещеры Альтамиры в Испании — находка, которая произвела настоящий переворот в археологии.
Впрочем, сам Саутуола поначалу ничего интересного, кроме нескольких черных знаков, не увидел. А вот его восьмилетняя дочь Мария благодаря маленькому росту сумела попасть вглубь пещеры и рассмотреть десятки огромных изображений животных — таких реалистичных, что казались живыми. Бизоны, лошади, кабаны — первобытные художники с огромной наблюдательностью и точностью запечатлели их внешность, сумели передать движение и силу. Однажды посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Восхищенный Саутуола попытался поделиться своим открытием, но был высмеян ученым миром. Троглодит — художник? Нелепо! В 1888 году любитель древностей умер, а о пещере забыли.
Спустя некоторое время подобные изображения нашли и в других пещерах Испании, Франции, России. Самые известные из них — Ляско, Фон де Гом, Капова пещера на территории нашей страны. А Альтамира, открытая Саутуолой, и вовсе была названа Сикстинской капеллой первобытного искусства. И ученые на время решили, что пещеры и есть прообраз первых жилищ.
Когда ажиотаж вокруг удивительных находок немного спал, ученые задались вопросом: а для чего же, собственно, предназначались эти пещеры? Версия о том, что люди использовали их для жилья, недолго оставалась основной.
Что же заставило усомниться в этом? Ведь, казалось бы, пещера — идеальное место для обустройства жилища. Она легко защитит от ветра, дождя и снега, а при необходимости в ней можно спрятаться и от хищников. Что еще нужно бедному троглодиту?
Но это не совсем так. Темное и сырое пространство нужно постоянно освещать и обогревать. К тому же чем глубже и больше была пещера, тем более неблагоприятный для человека микроклимат в ней создавался. Вдобавок в пещерах довольно часто селились летучие мыши и другие животные — такое соседство было очень опасным, и древние люди это прекрасно понимали. Да и наскальные рисунки в большинстве своем несли определенно сакральный смысл. Поэтому под сводами гигантских природных пещер обычно устраивались святилища или погребения.
Так где же все-таки проживал троглодит?
Человек предпочитал жить не в темных и сырых пещерах, он строил наземные жилища. Сначала в дело шли ветки и листья. Позже для строительства использовал он и такие материалы, которые в современном мире уже давно не применяются: черепа, лопатки, тазовые кости и бивни мамонта. Крупные кости древнего гиганта шли на укрепление жилища.
Кости ног мамонта, длина которых иногда превышала средний рост человека, часто находят в вертикальном положении. Это говорит о том, что они использовались как столбы. Жилища были округлыми, овальными или конической формы. Для большего тепла их покрывали шкурами.
Так что пещеры — это не жилища! Нельзя назвать «первобытным домом» и другие архитектурные творения древнего человека — мегалитическую архитектуру.
Мегалитами называют древние сооружения из больших каменных блоков. Слово «мегалит» греческого происхождения и переводится как «большой камень». Однако, при всей похожести, каменные сооружения значительно отличаются друг от друга.
Различить их очень несложно. Самые простые из них — менгиры — одиночные вертикально стоящие высокие камни. Название произошло от бретонского men — камень и hir — длинный. Другой вид мегалитических сооружений — дольмены, чье название тоже кельтского происхождения, точнее бретонского: tol — стол и men — камень, вместе получается «каменный стол». Действительно, по виду камни напоминают этот привычный для нас предмет мебели. Благодаря этому сходству родилась гипотеза о том, что кельтские дольмены служили алтарями или жертвенниками жрецов-друидов.
Кроме менгиров и дольменов, существуют и более сложные постройки — кромлехи. Кромлехом принято называть круги из камней. Самое известное мегалитическое сооружение, относящееся к кромлехам, — это знаменитый Стоунхендж. Он находится на Солсберийской равнине, в 130 километрах к юго-западу от Лондона. Его камни настолько огромны, что строительство сооружения приписывали то мистическому Мерлину, то допотопным гигантам. А жители древней Великобритании образно назвали это сооружение «Пляской великанов».
Так что, если в путешествии вы заметите груду наваленных камней — приглядитесь внимательней: может, они так поставлены не случайно, и вы видите еще не известный историкам древний менгир или дольмен?..
Хенджем называют доисторическое ритуальное сооружение: кольцеобразный земляной вал с несколькими входами. Соответственно Стоунхендж — «Каменный хендж»