Древняя архитектура

Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер – они служили для защиты от холода и непогоды. Там, где не было естественных природных укрытий – пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши.

Первобытная архитектура

Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер – они служили для защиты от холода и непогоды. Там, где не было естественных природных укрытий – пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши.

Жилище первобытных людей
Жилище первобытных людей. Шалаши возводили как из листьев и веток, так и строили на каркасе из костей крупных животных (китов, мамонтов) и покрывали шкурами.

Постепенное накопление опыта, развитие навыков, создание новых орудий труда, а в дальнейшем – и освоение новых материалов привели к созданию жилищ из дерева. В заболоченных местностях, на берегах водоемов появляются свайные конструкции. Использование для строительства бревен приводит к появлению в сооружениях прямых линий и углов. Помимо отдельных жилищ мог строиться и целый комплекс, в котором жила община. Дома могли располагаться по периметру, образуя круглое в плане поселение с замкнутым пространством в центре. В такой планировке отразилась не только идея единения членов общины, но и стремление защититься от внешнего врага, создать подобие укрепления. Интересно, что круглые в плане дома и поселки впоследствии строились и в камне. Со временем древние люди начинают возводить собственно крепостные стены вокруг жилищ.

В целом, природа подсказывала человеку многие решения, которые впоследствии были развиты в архитектуре более позднего времени. Так, каркас из веток и костей, заполненный более легкими материалами, станет прототипом собственно архитектурного каркаса здания; круглый ствол дерева подарит идею колонны; широкие плоские камни, установленные вертикально и перекрытые сверху еще одной каменной плитой, стен и потолка, а согнутые вверху и скрепленные вместе ветви шалаша – идею свода.

Дольмен Браунсхилл. Ирландия
Дольмен Браунсхилл. Ирландия. Мегалитический дольмен, расположенный в трех километрах на восток от Карлоу.

Со временем стали архитектурно выделять различные культовые объекты, придавая им все большее значение. Это могло быть как просто священное место – роща, холм, источник, дерево, некоторые из которых могли впоследствии огораживать, архитектурно оформлять, так и очаг, служивший алтарем камень, насыпь над местом захоронения. Постепенно их начинают выделять – размещать в центре поселения или же, напротив, выносить за его пределы, акцентировать более значимыми размерами и т.д. Расслоение внутри первобытного общества, растущая роль жречества и племенной знати способствуют тому, что здания начинают отличаться друг от друга размерами, местоположением, отделкой, убранством – архитектура начинает обретать разнообразные новые функции. Наконец, в ней все более важным становится понятие красоты.

Наиболее знаменитые памятники первобытной архитектуры относятся к эпохе бронзы. Это т.н. мегалиты (от греч. мега – большой и литос – камень). Все они имели культовое назначение. Они могли возводиться над местами захоронений, отмечать священные места, где проходили религиозные ритуалы.

Памятники мегалитической архитектуры представлены менгирами, дольменами и кромлехами. Все они выполнялись из необработанного или грубо обработанного камня. Такие сооружения встречаются в различных частях земного шара – Европе, Азии, Африке. Преимущественно это прибрежные регионы.

Менгиры в Карнаке. Бретань. Франция
Менгиры в Карнаке. Бретань. Франция. Менгиры – это вертикально стоящие монолитные столбы, иногда с подобием изображения человеческой головы наверху высотой 1 м и более.

Менгиры могли образовывать аллеи. Возможно, они были связаны с древними религиозными шествиями. И здесь уже можно говорить о том, что в архитектуре появляется понятие ритма, стремление организовать пространство. Дольмены состоят из нескольких плит. Самый простой вариант – три плиты, две из которых установлены вертикально, а третья лежит на них сверху горизонтально. В ряде случаев они могли образовывать коридоры.

Кромлех представляет сбою целый комплекс из дольменов. Наиболее ярким примером является знаменитый Стонхендж в Англии.

Стонхендж. Графство Уилтшир. Англия
Стонхендж. Графство Уилтшир. Англия. Памятник мировой архитектуры относят к началу II тыс. до н.э. Строительство велось в три этапа. В итоге в диаметре комплекс имеет 90 м. Для его возведения было использовано 125 глыб весом до 25 т. Есть предположение, что он служил не только местом отправления древних культов, но и являлся подобием древней обсерватории: на его главной оси в день летнего солнцестояния восходит солнце.

Архитектура Древнего Египта

Цивилизация, возникшая в долине реки Нил в Северо-Восточной Африке, – одна из древнейших в истории человечества. Искусство Древнего Египта в основных своих чертах начинает формироваться еще в IV тыс. до н.э., а в следующем, третьем тысячелетии достигает своего первого расцвета. Сохранившиеся до наших дней постройки – сооружения культового назначения: храмы и гробницы.

Древнеегипетская гробница. Провинция Эль-Минья. Египет
Древнеегипетская гробница. Провинция Эль-Минья. Египет

Древнеегипетский жрец Манефон, живший в конце IV – начале III в. до н.э., поделил историю своей страны на несколько крупных периодов. Эта периодизация, с некоторыми дополнениями, принята и поныне. Эпоха Древнего царства (XXXI–XX вв. до н.э.), эпоха Среднего царства (XXI–XVI вв. до н.э.), эпоха Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) и Поздний период.

Древнеегипетские постройки – это, за очень редким исключением, сооружения культового назначения: храмы и гробницы. Объясняется это тем, что их, в отличие от большинства жилых зданий, строили из камня. С камнем в Египте не было проблем, но строительные механизмы были крайне примитивны, обработка камня делалась вручную – все это создавало для строителей значительные трудности. Египтяне необычайно заботились о благополучии в новой, загробной жизни, поэтому гробница – «дом вечности» – должна была быть построена из наиболее прочных материалов. Храмы также предпочитали строить из камня. На это были брошены основные силы архитекторов и их заказчиков – фараонов, жрецов, вельмож. Далеко не каждый египтянин мог себе позволить иметь персональную гробницу.

Гробница Рехмира. Фрагмент стелы. Фиванский некрополь. Египет
Гробница Рехмира. Фрагмент стелы. Фиванский некрополь. Египет

Жилища бедняков были из тростника, обмазанного илом, поэтому такие сооружения до наших дней практически не дошли.

Известное представление о жилой архитектуре, помимо немногочисленных находок археологов, дают росписи и макеты из гробниц, а также отдельные постройки некоторых заупокойных комплексов: тесная связь с религией – характерная черта древних цивилизаций. В египетском искусстве она проявляется необычайно ярко. Египетские жилые постройки были простых форм и планировки. Если говорить о домах, построенных из кирпича, то к ним примыкал внутренний двор с садом, и сад и дом обносились стенами. Жилые помещения выходили на северную сторону, где было больше прохлады. На плоских крышах домов могли устраивать беседки, где отдыхали в вечерние часы и могли спать ночью в особенно жаркое время. Окна были невелики и обычно размещались вверху стен, под потолком. Воздух и свет шли через входные проемы, прикрытые циновками или тканями.

Роспись из гробницы Хнумхетепа в Бесни-Хасане. Египет
Роспись из гробницы Хнумхетепа в Бесни-Хасане. Египет. Дикая кошка в зарослях.

В Древнем Египте появились многие архитектурные элементы и планировочные решения, которые активно использовались впоследствии. И прежде всего – в европейском зодчестве. Так, в Египте обрела свои основные черты такая важнейшая архитектурная деталь, как колонна. В истории мировой архитектуры колонны имели самые разные формы и пропорции, но именно древнеегипетские архитекторы разделили колонну на отдельные составляющие, выявив у нее базу и капитель.

Другим важным изобретением египтян в области архитектуры стал портик. Колонны и стена в глубине портика поддерживали общие перекрытия. И перекрытия, и крыши в Древнем Египте были плоскими. Наконец, египтяне разработали деление рядами колонн внутреннего пространства храмовых залов на отдельные части. Позже они получили название нефов. Таких залов – нефов – у египетского храма было, как правило, три. Впоследствии подобная трехчастная планировочная структура широко применялась в древнегреческой и древнеримской архитектуре, а еще позднее она стала характерна для многих типов христианских храмов, и в первую очередь – базилики. Не менее важным достижением египетских зодчих, которое использовали архитекторы других цивилизаций, было размещение нескольких звеньев архитектурного ансамбля на одной продольной оси. Причем в основе такой планировки главенствовал принцип симметрии.

Колонны в архитектуре Египта
Колонны в архитектуре Египта. Египетские колонны своими формами то напоминали ствол пальмы и ее расширяющуюся кверху крону, то пучки стеблей лотоса или папируса с бутонами вверху. Форму сомкнутых бутонов или кроны пальмы получали капители. Мотивы лотоса и папируса, и вообще растительные мотивы имели важный сакральный смысл. Это знак процветания, вечной жизни, возрождения к ней. Лотос в Египте был особо почитаемым растением, поскольку из него, по мифу, родилось солнце.
Комплекс пирамид в Гизе. Египет
Комплекс пирамид в Гизе. Египет. Несмотря на то, что каждая из трех великих пирамид – это самостоятельный заупокойный комплекс, их вершины находятся на одной линии, и они смотрятся как единый ансамбль.
Пирамида фараона Джосера. Арх. Имхотеп. XXVII в. до н.э. Египет
Пирамида фараона Джосера. Арх. Имхотеп. XXVII в. до н.э. Египет. Пирамида Джосера – еще не классическая пирамида. Она составлена из шести мастаб, поставленных одна на другую и постепенно уменьшающихся в размерах. Общая высота пирамиды – 60 м. В этом раннем сооружении уже четко обозначены основные черты древнеегипетской архитектуры, остававшиеся практически неизменными на протяжении нескольких сотен лет существования древнеегипетской цивилизации: статика и устойчивость архитектурных форм, крупные, простые, малорасчлененные объемы, отсутствие или скупость архитектурного декора, замкнутость, самодостаточность сооружения, преобладание в планировочных решениях прямых четких линий.

Древнеегипетская архитектура знала разные типы гробниц. Древнейшим считается насыпной холм удлиненной формы. Он напоминал о мифическом холме Бен-Бен – первом участке суши в Мировом океане, над которым взошло солнце. От него произошла форма мастабы – усеченной пирамиды с прямоугольным основанием. Погребальная камера с мумией находилась при этом не внутри мастабы, а под землей. После завершения обряда погребения вход в нее замуровывался. В наземной части мастабы могли устраивать заупокойный храм. В декоре храма использованы различные орнаменты – геометрические и растительные.

Еще древними греками пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина были отнесены к Семи чудесам света. Как и подавляющее большинство древнеегипетских гробниц фараонов и вельмож и рядовых захоронений простых египтян, они находятся на западном берегу Нила. В представлении египтян загробное царство, царство бога Осириса, находилось на западе – там, где заходит солнце.

На противоположном восточном берегу Нила расположилась столица Древнего царства – Мемфис. Самой знаменитой является пирамида Хеопса. Ее высота достигает 147 м, каждая сторона основания – 233 м. Пирамида сложена из 300 тыс. каменных блоков весом примерно по 2,5 т. Внутри пирамиды находится погребальная камера, к которой ведет длинная узкая галерея, и система разгрузочных камер, поражающая сложностью технического расчета. Когда-то пирамида была облицована известняковыми плитами. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света. Пирамида была лишь частью погребального комплекса. В него входил заупокойный храм, связанный еще с одним храмом в долине Нила, а также малые пирамиды жен фараона.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Египет
Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Египет. В эпоху Среднего царства ведущим становится тип скальной гробницы. К нему принадлежит и знаменитый комплекс в Дейр-эль-Бахри, построенный уже в эпоху Нового царства (арх. Сенмут, конец XV в. до н.э.). От долины к гробнице ведут три террасы, соединенные пандусами. Террасы дополнены портиками и молельнями, украшены скульптурами. Все элементы ансамбля размещены на единой оси, соответствующей идее торжественного шествия. Строгие линии и объемы складываются в четкую геометрическую структуру. Горизонтали террас четко соотнесены с вертикалями портиков и уходящих вверх пандусов.
Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. Египет
Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. Египет. Зал, перекрытия которых поддерживает большое число колонн, принято называть гипостильным, или просто гипостилем. Самый знаменитый гипостильный зал в древнеегипетской архитектуре – зал храмового ансамбля в Карнаке. Он насчитывает 134 колонны. Колонны поставлены достаточно близко друг к другу, поскольку перекрытия сделаны из тяжелых каменных плит. Стесненное огромными колоннами, погруженное в полумрак пространство гипостильных залов оказывало сильное, но давящее впечатление. Оно соответствовало тому ореолу загадочности, которое окутывало любое святилище. Стволы колонн, если они не имитировали стебли, покрывали раскрашенные рельефы или росписи.
Ансамбль храма бога Амона-Ра в Луксоре. Египет
Ансамбль храма бога Амона-Ра в Луксоре. Египет. Храмовый комплекс располагался неподалеку от города Фивы, бывшего столицей Египта в эпоху Среднего и Нового царства. Другой знаменитый храм, в Карнаке, также находился в районе Фив. Храмовые ансамбли Карнака и Луксора были соединены дорогой, по которой в дни религиозных празднеств двигались торжественные процессии.

Храмовый комплекс в Луксоре – один из самых прославленных памятников древнеегипетской архитектуры. Как и сами Фивы, оба комплекса построены на восточном берегу. Согласно древнеегипетской мифологии солнце восходило со стороны правого, восточного берега Нила, а именно бог солнца был верховным божеством древних египтян.

Месопотамия

Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла в Передней Азии, в долинах рек Тигр и Евфрат и прилегающих к ним территориях – регионе Двуречье, или Междуречье. По-гречески этот регион называют также Месопотамия.

По сравнению с древнеегипетской архитектура древнего Двуречья отличается бóльшим однообразием планировочных решений, еще более простыми, малорасчлененными объемами. Но здесь впервые в истории архитектуры была предпринята попытка возводить арки и своды, был создан тип многоярусного храма. Зачастую, правда, своды были «ложными»: их поверхность состояла из рядов камней, нависавших один над другим, и постепенно сближавшихся по мере того, как эти ряды поднимались уступами кверху. Поверхность свода не была ровной и гладкой, его конструкция не имела распора.

Храм Набу – Эзида («Дом вечности») в Борсиппе. Современный Бирс-Нимруд. Ирак
Храм Набу – Эзида («Дом вечности») в Борсиппе. Современный Бирс-Нимруд. Ирак. Разная высота объемов, поставленных рядом, или зубчатое завершение стен оживляли силуэт зданий.

Основным строительным материалом месопотамских зодчих был кирпич-сырец. Природного камня здесь, в отличие от Египта, было крайне мало, зато было много глины. Как и в Египте, ввиду недостаточного количества топливных материалов кирпич обжигали на солнце, что не способствовало хорошей сохранности построек. Отрицательное действие оказывали и частые наводнения. Это объясняет, почему храмы и царские дворцы здесь строили на высоких платформах. Строительство из кирпича не располагало к созданию криволинейных плоскостей и сложных элементов декора. Снаружи поверхности зданий разнообразили простые вертикальные ниши. Постройки представляли собою простые геометрические объемы.

Внутри здания могли украшать фрески, мозаики из раковин или глиняных «гвоздей», шляпка которых была покрыта стеклянной глазурью; из них выкладывались простые геометрические узоры. На севере, в Ассирии, для украшения царских дворцов создавались раскрашенные каменные рельефы. В Вавилоне в I тыс. до н.э. некоторые наружные части особо значимых зданий покрывали глазурованными плитками – тем, что мы называем изразцами.

Зиккураты
Зиккураты. Зиккурат представляет собой несколько усеченных пирамид, поставленных одна на другую. Каждый последующий ярус был меньше по размеру предыдущего. Зиккурат в Уре, не считая платформы, на которой он возвышался, имел три ступени. Впоследствии количество ярусов у зиккуратов могло быть и большим. Так, зиккурат Этеменанки в Вавилоне (Дом основания небес и земли) имел семь ярусов. Собственно храм находился на самом верху. «Ступени» зиккуратов соединяли сходящиеся и расходящиеся лестницы. Ярусы зиккуратов когда-то выделялись разными цветами.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

Рядовая гражданская архитектура была очень проста. Небольшие дома прямоугольной формы не имели окон. Дополненные внутренним двором, они тесно лепились друг к другу вокруг храмов и дворцов. Застройка была в основном хаотичной и нерегулярной. При этом в городах нередко существовала канализация. Города окружали крепостные стены.

Еще у древних шумеров приблизительно в третьем тысячелетии был создан тип многоярусного храма, получивший название «зиккурата». Происхождение подобной формы храмов связывают с тем, что храмы стремились строить на одном и том же месте, при этом в новое здание частично включали остатки старого. Но интересно, что у других народов, которые также старались возводить новые храмы на месте более древних святилищ, это не привело к подобному результату. Скорее всего, подобная конструкция с организацией объемов по вертикали находит свое объяснение в названии одного из зиккуратов – «связь небес и земли». В этом контексте нельзя также не вспомнить про легенду о Вавилонской башне, вершина которой должна была достичь неба.

Дворец в Хорсабаде. Ирак
Дворец в Хорсабаде. Ирак. Дворцовые помещения группировались вокруг внутренних дворов. Выделялось три зоны – парадная, собственно царские покои и хозяйственная. Дворцы строились на платформе. Снаружи они, как правило, окружались крепостной стеной с башнями и рвом. По сторонам входов в парадные и жилые помещения часто стояли гигантские изваяния шеду и ламассу – добрых божеств из ассирийской мифологии. Помимо охранительной функции эти статуи могли играть и конструктивную – поддерживать арку над входом.
Ворота Иштар в Вавилоне. Современный Эль-Хилла. Ирак
Ворота Иштар в Вавилоне. Современный Эль-Хилла. Ирак. Ворота поставлены в начале дороги процессий, которая вела через город к наиболее значимым, центральным храмам. Отдельные участки стен зданий, стоявших на Дороге процессий, и сами ворота Иштар были облицованы изразцами глубоких, насыщенных цветов. Фигуры львов в обрамлении орнаментов составляют фриз в нижней части стен зданий по сторонам улицы. Растительные же узоры над ними помещены по вертикали и зрительно увеличивают высоту зданий.

Ступенчатые конструкции с обширными террасами применялись и в дворцовом зодчестве. На таких террасах были устроены так называемые Висячие сады Семирамиды в Вавилоне. До наших дней сохранилось только основание сооружения.

Архитектура Древней Греции

Художественное наследие Древней Греции, в том числе и архитектура, входит в золотой фонд мировой культуры. Древнегреческое искусство периода своего наивысшего расцвета – середины первого тысячелетия до нашей эры – стало для многих поколений архитекторов и художников эталоном формального совершенства, неразрывно связанного с высоким внутренним содержанием.

Древняя Греция не являлась единым государством. На ее территории существовало большое количество небольших государств, союзных или враждующих друг с другом. Наличие греческих колоний в различных регионах Европы и Азии приобщило местные народы к высоким достижениям греческой цивилизации и обогатило саму греческую культуру. Греческие мастера использовали многие достижения Египта, Малой Азии, Ближнего Востока, но они настолько глубоко их переработали в соответствии со своими менталитетом и традициями, что готовый результат разительно отличался от своего первоисточника. Как уже было сказано выше, колонна как важный, самостоятельный архитектурный элемент была создана в Египте, там же стали активно использовать такой архитектурный элемент, как портик.

Другая необычайно распространенная в древнегреческой архитектуре деталь – фронтон – ранее, чем в Греции, встречается в архитектуре Малой Азии. Но греки переработали отдельные мотивы, подчинили иному пропорциональному строю, по-другому соотнесли с пейзажем и человеком, наполнили новым философским и образным содержанием, применили другие материалы. К этому они прибавили и свои открытия. В результате чего и родился феномен греческой архитектуры.

Кносский дворец на Крите. Греция
Кносский дворец на Крите. Греция. Наиболее прославленный памятник архитектуры древнего Крита – дворец в городе Кносс. В греческой мифологии его именуют также лабиринтом. Здание имеет сложный, запутанный план. И планировка, и форма дворца необычайно динамичны. Архитектурные формы кажутся естественным продолжением природы, ее гармонической частью. Помещения дворца то заглубляются в землю, то поднимаются на высоту двух-трех этажей. Внутренние помещения Кносского дворца выходят частью во внутренние дворики, частью в «световые колодцы». Перекрытия поддерживают деревянные колонны, форма и цветовое решение которых уникальны: наперекор законам тектоники колонны не расширяются, а сужаются книзу.
Кносский дворец на Крите. Настенная роспись. Греция
Кносский дворец на Крите. Настенная роспись. Греция. Яркость, цветность, живая пульсирующая энергия есть и в настенных росписях, украшающих парадные помещения дворца. Интенсивные, яркие цветовые пятна охвачены подвижной и гибкой линией контура. Среди героев росписи – дельфины, птицы, растения, животные – жизнерадостный мир природы. Кносский дворец был одновременно и важным культовым центром, и это не удивительно, поскольку царь в большинстве древних цивилизаций обожествлялся либо выполнял функции жреца, как минимум считался любимцем богов.

Древнегреческое искусство прошло в своем развитии несколько этапов. Зарождение греческой цивилизации относят к третьему тысячелетию до н.э.; во втором она переживает свой первый расцвет. Ведущим центрами в это время становятся Микены – столица Ахейского царства, расположенного на Пелопонесском полуострове, и города острова Крит. Архитектура Микен и других центров материковой Греции той поры – простая и суровая. С древнейших времен греки возводили на возвышениях акрополи, на территории которого строились в первую очередь храмы почитаемых богов и в те времена, когда у власти были цари, царский дворец.

На рубеже II–I тысячелетий до н.э. греческая цивилизация переживает период упадка, связанного с природными катастрофами и войнами. Возрождение культуры начинается с IX–VIII вв. до н.э. Первые достижения в области архитектуры относятся к VII–VI вв. до н.э., т.н. эпохе архаики. В это время складываются основные объемно-пространственные решения и планировочные схемы, появляются новые типы зданий (театр, стадион). Наконец, складывается ордерная система. Ордер – это определенная система числовых соотношений между архитектурными элементами здания, между отдельной его частью и целым. Не менее важно то, что ордер выражает соотношение несущих (колонн, стен) и несомых частей (перекрытий).

Акрополь в Микенах. Львиные ворота. Греция
Акрополь в Микенах. Львиные ворота. Греция. Крепостные стены Микен сложены насухо (без раствора) из гигантских, грубо обработанных камней. Позже сами греки не могли поверить, что такие стены было под силу построить человеку, и полагали, что их возвели мифические великаны циклопы. Поэтому подобную каменную кладку стали впоследствии называть циклопической. Формы и планы зданий – ясные и лаконичные. Это то, что ляжет в основу греческой архитектуры первого тысячелетия.

Колонна – самый важный и выразительный элемент древнегреческой архитектуры – получила такую интерпретацию и такое масштабное соотношение со зданием и со зрителем, что ее стали сравнивать с образом человека. Известно, что знаменитый древнеримский архитектор и теоретик Витрувий сопоставлял дорические колонны с мужчиной, ионические – с женщиной, а коринфские – с юной девушкой. Каннелюры – желобки, вертикально идущие по поверхности колонны, сопоставимы со складками драпированных древнегреческих одежд, а небольшое утолщение в средней части ствола колонны (энтазис) можно сравнить с набухшими от напряжения мышцами. Не случайно их могли заменять статуи атлантов (мужские) и кариатид (женские) соответственно.

Здания дорического ордера имеют самые мощные и приземистые пропорции. Дорические колонны не имеют базы и вырастают непосредственно из стилобата, как дерево из почвы. Круглая в сечении, колонна когда-то действительно изготавливалась из ствола дерева. Колонна постепенно сужается кверху, что зрительно увеличивает ее высоту и сообщает ей большую стройность.

Дорический, ионический и коринфский ордеры
Дорический, ионический и коринфский ордеры. В переводе с латыни слово «ордер» обозначает «порядок, строй». Самым древний ордер – дорический, он возник и получил наибольшее распространение в ареале расселения греческого племени дорийцев. Второй ордер – ионический. Его происхождение связывают с греческими племенами ионийцев, живших на островах Эгейского моря и в Малой Азии. Третий, коринфский, получил свое название от города Коринф. Он появился позже, в конце V в. до н.э.

Колонну завершает капитель, составленная из двух плит – круглой и квадратной. Нижняя, круглая часть капители выглядит логическим продолжением ствола колонны. Она идеально вписывается в квадрат верхней части капители, которая в свою очередь служит переходом к прямоугольной форме антаблемента.

Ионические колонны получили базу, а их капитель имеет два завитка – волюты. Их пропорции более стройные. Коринфские колонны еще более стройны, а их капитель составлена из завитков листьев аканфа. В ордерных системах отличалось и оформление антаблемента. В дорическом ордере его украшает триглифо-метопный фриз (триглифы – вертикальные полосы, чередуются с квадратами – метопами), а в двух других – зофорный фриз.

Древнеримская архитектура

Архитектура – одно из высших достижений древнеримской цивилизации. Изначально римская архитектура была скромна и проста, но постепенно римляне все чаще стали использовать богатые материалы для отделки зданий, а также придавать ряду сооружений колоссальный масштаб, чтобы подчеркнуть могущество Римского государства или конкретных его правителей.

Термы Диоклетиана. Рим. Италия
Термы Диоклетиана. Рим. Италия

Римляне многое заимствовали от греков, чьи колонии в древности находились в Италии, а также от других своих соседей – этрусков. Однако они смогли все это творчески переработать в соответствии со своими вкусами, а также сделали ряд ценнейших изобретений, в первую очередь в самой технике строительства. Этими изобретениями мы пользуемся до сих пор. Так, римляне изобрели крестовый свод, купольную конструкцию, а также такой строительный материал, как бетон.

Римляне создали новые виды сооружений: это амфитеатр, акведук, триумфальная арка, термы. Они строили превосходного качества дороги. Для римлян были важны не только и не столько красота и гармония сооружения, как для греков, сколько его прочность и практическая польза. Но понятно, что как греки не пренебрегали последними, так и римляне не игнорировали первые. Даже утилитарным по своему назначению сооружениям римляне умели придавать высокие художественные качества.

Как уже было сказано, римские архитекторы многое переняли у греков, переосмыслив их достижения на свой лад. Это относится и к ордерной системе и ее интерпретации. Элементы ордера здесь чаще использовались в качестве архитектурного декора. Главным мотивом в наружном облике древнеримских зданий была не колоннада, а плоскость стены, монолитный, замкнутый объем здания. Колонны здесь зачастую заменены полуколоннами или пилястрами, которые помогают ритмически организовать поверхность стены, разделяя ее на отдельные участки. Не колонна, а стена является в римской архитектуре главным несущим элементом здания.

Купол Пантеона. Вид сверху. Рим. Италия
Купол Пантеона. Вид сверху. Рим. Италия
Купол Пантеона. Вид изнутри. Рим. Италия
Купол Пантеона. Вид изнутри. Рим. Италия

Римляне придумали еще два ордера – тосканский и композитный. Первый является во многом аналогом греческому дорическому ордеру. Колонны тосканского ордера крепкие и приземистые. Но их стволы лишены каннелюр, несколько отличается и форма капители.

Во втором ордере капитель одновременно включает элементы и коринфской, и ионической капителей. Ствол либо покрыт каннелюрами, либо также гладкий. Кроме того, римляне придумали систему соподчинения ордеров, которая, как и два новых ордера, широко применялась в европейской архитектуре Нового времени (Колизей). Одним из ведущих элементов римской архитектуры стала арка. Она может быть сквозная или глухая. Также римляне строили триумфальные арки. Впоследствии в архитектуре Европы и Азии появились различные по своим очертаниям арки.

Римская арка имеет форму полукруга, ее также именуют полуциркульной. Эта арка может лежать в основе конструкции купола (купол Пантеона) сводов – цилиндрических и крестовых. Первые представляют собою половинку цилиндра. Его продольные части тянутся вдоль стен с ровным завершением, в торцах стены повторяют очертания свода и имеют полукруглое завершение. Крестовый свод демонстрирует более сложное решение – его образуют два пересекающихся цилиндрических свода, взаимно уравновешивающие друг друга. Одно помещение может быть перекрыто чередой крестовых сводов, опирающихся на стены и отдельно стоящие внутри него опоры. Если помещение было квадратным в плане и более компактным, его мог перекрывать один крестовый свод, в таком случае его именуют также сомкнутым.

Акведук. Сеговия. Испания
Акведук. Сеговия. Испания. Один из самых впечатляющих древнеримских акведуков расположен в испанском городе Сеговия, недалеко от Мадрида. Он построен в начале II в.н.э. из огромных блоков местного серого гранита. Вода подавалась по каменному желобу, устроенному в самой верхней части акведука. Постепенно спускаясь по склону и становясь все выше, акведук подступает к стенам города, расположенного на скалистом возвышении.

Древнеримская архитектура прошла несколько этапов. Как и в истории Древнего Рима, прежде всего, выделяют царский период (середина VIII в. – начало VI в. до н.э.), период Республики (начало VI в. – 27 г. до н.э.) и период Империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Римские города обычно получали определенный набор общественных архитектурных объектов: главную городскую площадь – форум, базилику для совершения юридических и финансовых операций, амфитеатр, театр, термы.

Триумфальная арка Константина. 312–315 гг. Рим. Италия
Триумфальная арка Константина. 312–315 гг. Рим. Италия. Арка Константин была установлена в честь победы Константина над императором Максенцием. Арка украшена многочисленными статуями и рельефами, сохранившимися в удивительно хорошем состоянии. Арка Константина является одной из трех остающихся имперских триумфальных арок в Риме. Арки Тита и Септимия Севера находятся в соседнем Римском Форуме.

Форум – главная площадь древнеримского города. Самый древний форум находится в самом Риме – древнее государство Рим первоначально представляло собою город Рим и его округу. Этот форум так и называется «Римский», а на родном языке древних римлян – латыни – «Романум». Впоследствии, когда Рим уже стал столицей огромного государства, в нем появилось еще несколько форумов – форум Юлия Цезаря, а также форум Августа, форум Веспасиана, форум Нервы и форум Траяна, т.н. императорские форумы.

Форум играл в древнеримских городах важную роль. Он размещался в центральной части города, там, где под прямым углом пересекались две его главные улицы – кардо и декуманус. По периметру его стояли храмы и различные общественные здания – базилики, в которых выполняли биржевые операции и вершили судебные дела, торговые лавки. Форумы украшали статуи, включая памятники знаменитым гражданам. Акведуки призваны были доставлять воду в римские города и обеспечивать необходимый напор воды. Они подводили воду от далеких горных источников через реки и овраги, снабжали ею расположенные на возвышенности римские цитадели.

Форум Романум. Рим. Италия
Форум Романум. Рим. Италия. Форум Романум расположен у склонов Капитолийского холма, одного из семи холмов, на которых расположился город Рим. Ансамбль форума, большинство зданий которого ныне лежит в руинах, складывался в течение длительного времени и не по единому плану. Так, к храмам более древнего периода в III в. до н.э. были прибавлены храмы Януса и круглый в плане храм, окруженный колоннами (предположительно был посвящен богине домашнего очага Весте). В итоге сама площадь представляла собой в плане прямоугольник неправильной формы. Новые форумы строились за более короткий срок, их планировка идеально правильная, застройка по периметру хорошо продуманная.
Театр в Мериде. Испания
Театр в Мериде. Испания. В театре испанского города Мерида колонны идут в два яруса. Стена отгораживала сценическое пространство от окружающего пейзажа, изолировала его, замыкала в себе. Тенденция обособлять архитектурные объемы и внутреннее пространство зданий от природного окружения была одной из характерных черт римской архитектуры. В данном случае римскими архитекторами был сделан еще один шаг на пути к созданию театрального здания в том виде, в котором оно существует сейчас.

В Древнем Риме архитектура театров претерпевает определенные изменения. В связи с тем, что роль хора постепенно сходила на нет, орхестра была сильно уменьшена в размерах. Из круглой она стала полукруглой. Возросла роль проскениума, на котором теперь все чаще играли ведущие актеры. Стена позади него становится все более монументальной и пышно украшенной рядами колонн.

Колизей – самый грандиозный из амфитеатров, построенных в Римской империи (75 – 80 гг. н.э.). Его размеры – 188 м в длину и 156 в ширину; высота стен – 48,5 м. Даже его название происходит от слова «колоссальный». Но оно считается связанным не с гигантскими размерами самого амфитеатра, а с тем, что он был построен неподалеку от огромной статуи (колосса) одного из римских императоров – Нерона либо Веспасиана.

Колизей. Рим. Италия
Колизей. Рим. Италия. На арене Колизея могли одновременно сражаться до 3 тыс. пар гладиаторов, а на трибунах находилось до 50 тыс. зрителей. Устраивались здесь и морские сражения – навмахии, при этом арена заполнялась водой.

Пантеон в переводе с греческого – храм всех богов. Сохранившееся до наших дней здание построено около 125 г. н.э. Архитектором предположительно был Аполлодор из Дамаска. Возможно, поэтому здание сочетает римскую грандиозность и греческую гармонию. Здание представляет собой центрическую постройку.

Частный дом богатого или зажиточного римлянина – отдельная глава в истории древнеримской архитектуры. Главным помещением в римском жилом доме был атриум, прообразом которого предположительно является мегарон в древнегреческом жилище. Но вместо очага в центре атриума находился бассейн для сбора дождевой воды, падавшей через отверстие в крыше. Крышу поддерживали четыре колонны, стоявшие по сторонам. Со временем в атриумах богатых домов бассейны приобрели декоративное значение, их украшали красивые бронзовые скульптуры, одновременно выполнявшие функцию фонтанов (дом Фавна в Помпеях, II–I вв. до н.э.).

В бедных домах атриум мог быть единственным помещением, тогда его делили на отдельные секции тканевыми завесами. В богатых домах по периметру атриума устраивали ряд комнат, перед атриумом была расположена прихожая, а за атриумом кабинет хозяина – таблиний. По этой же оси находился внутренний дворик – перистиль, перенятый из греческой архитектуры эпохи эллинизма, а греками, как полагают, заимствованный с Востока. Перистиль имел прямоугольную форму. По периметру этого внутреннего дворика шла колоннада, в которую выходили комнаты окружавших его помещений, в том числе столовая (триклиний), ванные комнаты, спальни.

Пантеон. Рим. Италия
Пантеон. Рим. Италия. Пантеон представляет собой гигантскую ротонду. В отличие от Греции, где круглые в плане сооружения возводились редко, в Риме такой тип зданий был распространен с давних времен.
Интерьер Пантеона. Рим. Италия
Интерьер Пантеона. Рим. Италия. Особенно великолепен интерьер, на которым едва ли не впервые в античной архитектуре поставлен столь сильный акцент: по сравнению с внутренним убранством снаружи храм необычайно прост, за исключением входного портика. Поверхность свода покрывают углубления – кессоны. Чем ближе они к куполу, тем меньше их размеры, что усиливает эффект перспективного сокращения и заставляет казаться купол еще грандиознее. Кессоны не только украшают свод, они выполняют важную техническую функцию – делают купол легче. Когда-то внутри кессонов помещались металлические декоративные детали в виде цветка – розетты.
Жилой дом в Помпеях. Италия
Жилой дом в Помпеях. Италия. В городе, засыпанном вулканическими породами при извержении Везувия в I в. н.э., сохранились общественные и частные здания. Здесь обнаружили предметы домашнего обихода, ценнейшие образцы настенной живописи – фресок, так редко сохраняющейся со столь далеких времен, мозаики.



Поделиться ссылкой