Движение «Де стиль»

С 1910-го по 1920-й г. голландские архитекторы составляли авангард модернизма. Их движение «Де Стиль», породившее ошеломительные белоснежные дома невероятной изысканности, сильно повлияло на Баухауз и другие школы дизайна, и современные архитекторы до сих пор многому учатся у голландской архитектуры того времени — и вдумчивому обращению с пространством, и вниманию к деталям и внутреннему убранству.

Пока Европа тяжело переживала Первую мировую войну, Нидерланды сохраняли нейтралитет, а художники и зодчие этой страны пользовались возможностью развить особый род модернизма — утонченнее и сложнее прочих. Они свели колеровку к комбинации прямых линий и основных цветов, а архитектуру — к ее сущностным составляющим, то есть плоскостям и пространствам. Сформировавшееся направление получило простейшее из возможных имен — оно отражало видимую простоту такой архитектурной работы, а потому было названо «De Stijl», т. е. попросту «Стиль».

Работы Мондриана

Все началось с живописи, в особенности — с работ Пита Мондриана. Начав под влиянием кубистов организовывать прямые на картинах в группы, по-прежнему изображавшие реальные предметы, Мондриан все более упрощал свою живопись. Типичное полотно Мондриана — вертикальные и горизонтальные черные прямые, а прямоугольники между ними закрашены белым или другими основными цветами. Такие композиции имели для Мондриана духовный смысл. Планируя композицию как совокупность простых частей, он преследовал и высшую истину — некую духовную геометрию.

Пит Мондриан
Пит Мондриан

Влияние Фрэнка Ллойда Райта

Мондриан-художник трудился в двух измерениях. Однако художники «Стиля» нашли и трехмерное вдохновение — в постройках американца Фрэнка Ллойда Райта.

Фрэнк Ллойд Райт
Фрэнк Ллойд Райт

Современные голландские архитекторы подхватили влюбленность Райта в переплетение плоскостей и текучесть внутренних пространств. Им понравились большие веранды и нахлобученные крыши, как, например, у райтовского «Роби-Хауса» в Чикаго. А еще им пришлось по вкусу, что Райт в своих постройках сам разрабатывал каждую деталь. На старомодное в Райте — его тяготение к «Искусствам и ремеслам» и декоративности — они не обращали внимания.

Пространство и дух

Архитектуру течения «Стиль» представляли Тео ван Дусбург, Я. Й. П. Оуд, Геррит Ритвельд, Корнелис ван Эстерен и Роберт ван»т Хофф. Они применили лаконичный стиль Мондриана, добавив пространственной пластики Райта. Они искали не только чистоты и простоты форм, но и духовного смысла.

Так появились типичные для «Стиля» дома, составленные из множества пересекающихся плоскостей — стен, полов, нависающих кровель и так далее, в основном белых с внезапными вкраплениями чистых основных цветов. Многие плоскости, казалось, висели в воздухе, придавая всему зданию некую нематериальность.

«...Вызревает стиль, основанный на чистом соответствии времени и его способов выражения» Тео ван Дусбург (1883-1931), голландский художник, архитектор, поэт и писатель

Внутри архитекторы «Стиля» позволяли пространству свободно течь, иногда разгораживая комнаты подвижными, а не стационарными стенами. Благодаря большим окнам пространства сада и дома становились единым целым. Конструкции вроде стеклянных лестниц также позволяли распахнуть внутреннее пространство и к тому же придать ему ощущение волшебства. При этом мощные горизонтали и вертикали — глазурованные балки, балконные перила, отопительные батареи — придавали интерьерам устойчивость, в точности как черные прямые на картинах Мондриана.

«Расширяясь во всех направлениях — вперед, назад, вправо и влево... современная архитектура постепенно устремится к редукции до положительных пропорций...» Якобус Йоханнус Питер Оуд (1890-1963), голландский архитектор

Такой высокоутонченный стиль реализовался во всей полноте в утрехтском «Доме Шрёдер», построенном по проекту Геррита Ритвельда для госпожи Шрёдер, художницы, в 1923–1924 гг. Здание невелико, однако великолепно отделано снаружи, а внимание к деталям таково, что даже отдельные крепления и муфты спроектированы архитектором лично. Обстановка дома также выполнена художниками «Стиля».

Дом Шрёдер
Дом Шрёдер
Геррит Томас Ритвельд
Геррит Томас Ритвельд

Скрупулезность «Стиля» превращала дом в «завершенное произведение искусства» и нравилась понимающим заказчикам, однако более широкой публике такой подход казался недостаточно практичным. И все же голландские архитекторы направления «Стиль» привнесли чистую эстетику в массовое строительство. Я. Й. П. Оуд, к примеру, стал архитектором жилого строительства в Роттердаме, применил белостенную эстетику простых плоскостей и пространств к постройке жилья для рабочих. Его районами Кейфхук и Хук-ван-Холланд восхищаются и поныне.

«Стиль» процветал все 1920-е гг. Ван Дусбург читал лекции в «Баухаузе», распространяя видение «Стиля» в Германии, а оттуда это течение воздействовало на архитектуру Европы, возрождавшейся после Первой мировой войны. Течение оставалось живо вплоть до смерти Дусбурга в 1931 г. Ныне архитекторы по-прежнему ищут вдохновения в «Стиле», дизайнеры же обожают мебель, придуманную Ритвельдом: его знаменитый «Красно-синий стул» производят до сих пор.

Духовное или практичное?

Практически с самого начала в течении «Стиля» наметился идеологический раскол. С одной стороны, великий теоретик движения ван Дусбург настаивал, что архитектура должна иметь духовный смысл. Он, например, использовал цвет так, чтобы возникало дополнительное измерение, и рассматривал зодчество как высокое призвание, должное возвысить сооружения над бытовыми нуждами заказчиков. Я. Й. П. Оуд, напротив, подчеркивал важность общественных потребностей людей, эксплуатировавших постройки. Он покинул движение в начале 1920-х и последовал своему более прагматичному видению, хотя здания его все равно покорились влиянию мощных архитектурных композиций «Стиля».

Мебель архитекторов

Многие архитекторы, в том числе и последователи течения «Искусства и ремесла», модернисты вроде Миса ван дер Роэ, а также последователи «Стиля», рассматривали здание как единое произведение искусства. Они считали, что архитектор должен проектировать в своем здании все — от крепежей до мебели. В результате многие современные архитекторы создали для своих сооружений поразительные мебельные дизайны, и они приобрели самостоятельную популярность. «Барселонский стул» из металла и кожи, спроектированный ван дер Роэ для Немецкого павильона Барселонской выставки, а потом обильно копируемый, — один из самых известных примеров. «Красно-синий стул» Геррита Ритвельда (справа), конструкция из плоскостей и прямых линий, своего рода трехмерная картина Мондриана, для многих людей стала символом «Стиля».

Мис Ван дер Роэ
Мис Ван дер Роэ
«Красно-синий стул» Геррита Ритвельда
«Красно-синий стул» Геррита Ритвельда



Поделиться ссылкой