«Аркигрэм»

Британская группа «Аркигрэм» сформировалась в 1960-х гг. как форум для архитектурных дискуссий и обмена идеями. Проекты группы существовали в основном на бумаге, зато ее видение оказалось крайне значимым. Члены «Аркигрэма» предпочитали популярную культуру героической высокой эстетике модернизма и предлагали архитектуру не зданий в традиционном их понимании, а подключаемых к бытовым коммуникациям модулей — одноразовых конструкций ярких цветов поп-арта.

Авангардная архитектурная группа «Аркигрэм» набрала популярность в Лондоне в 1960-х гг. «Аркигрэм» был богатой смесью самых разных людей: из шестерых лидеров трое (Уоррен Чок, Деннис Кромптон и Рон Херрон) были опытными архитекторами, чьи проекты уже реализовались, а трое других (Питер Кук, Дэйвид Грин и Майк Уэбб) — юными и неопытными, с ворохом не самых практичных идей. Это сочетание матерых практиков и талантливых горячих голов оказалось совершенно уникальным: они способны были думать по-новому и развивать радикальные направления в дизайне.

Питер Кук
Питер Кук

Тек и поп

Архитектура «Аркигрэма» черпала вдохновение из ультрасовременных технологий — космических, нефтедобывающих и подводных сооружений. Из современной культуры они тоже брали многое: поп-арт, комиксы, «Битлз», одноразовая упаковка — все наталкивало на новые мысли. Их интересовали легкие архитектурные конструкции Бакминстера Фуллера, равно как и идеи футуристов, воспринимавших города как машины.

Ричард Бакминстер
Ричард Бакминстер

Блистательное созвездие характеров и увлечений привело к архитектурному мышлению, легко ломавшему традиционные определения. «Аркигрэм» породил мегаконструкции, но не в виде небоскребов или «героических» композиций модернизма. Один из самых известных проектов группы, «Ходячий город», выглядел как громадное насекомое на металлических ногах. Превращая своих жителей в кочевников, такие бродячие поселения могли останавливаться у сервисных станций и пополнять запасы всего необходимого. К тому же они обеспечивали защиту на случай ядерной войны.

Другой проект «Аркигрэма», «Мгновенный город», более походил на бродячий фестиваль, нежели на стационарную структуру. Предполагалось, что он прибывает — судя по чертежам, на воздушных шарах — в какой-нибудь скучный город и оживляет его различными потехами, новыми сооружениями и технологиями. Такая мгновенная стимуляция, считали авторы проекта, призвана пробудить интеллектуальный и творческий потенциал сообщества, подключить местных жителей к новым социальным взаимодействиям и оставить за собой вновь созданную сеть взаимосвязанных сообществ, после чего бродячий цирк «Мгновенного города» мог отправляться дальше.

Модульный город

«Подключаемый город» — обширная система, в которую можно встроить бесчисленное множество стандартных «модулей». Попросту говоря, можно смотреть на эту систему как на развитие идеи полносборного строительства. Но «Аркигрэм» развил это представление гораздо дальше и глубже. Участники группы, к примеру, взялись за транспорт. Им не нравились поезда и автомобили на бензине — за то, что те дурно пахнут, опасны и требуют железных дорог и автотрасс. Аркигрэмовцы видели, чем их можно заменить, — чистыми и компактными электромобилями. Они попробовали обращаться с электромобилями как с подвижной мебелью, встраивая их в здания так, как это невозможно для обычных транспортных средств.

«Аркигрэм» перевернул множество привычных представлений с ног на голову. Дома они заменили жилыми коконами изогнутых природных форм, портативными жилищами или даже костюмами, снабженными всем необходимым для жизни. Их здания двигались, росли и выворачивались наизнанку. Вот он, мир бесконечных возможностей и оптимизма, питаемого чудесами технологий.

Средство общения

Замыслы группы оказали громадное влияние — отчасти потому, что аркигрэмовцы были хорошими популяризаторами и педагогами. Они обнародовали свои идеи в виде плакатов (называемых «Аркиграммами»), те продавались по всему миру и, оформленные яркими картинками-комиксами, были глотком свежего воздуха.

Группа также обрела громогласных сторонников в критиках вроде Рейнера Бэнэма, распространявшего их видение еще шире. Архитектор Ханс Холляйн, время от времени участвовавший в изданиях «Аркигрэма», понимал мощь этих публикаций, называя архитектуру группы «средством общения».

Ханс Холляйн
Ханс Холляйн

Долгий след

Многочисленные публикации и чертежи принесли «Аркигрэму» большое уважение в архитектурных кругах. Хотя их рисунки и вдохновленные попартом идеи в значительной степени пропитаны духом того времени, способность аркигрэмовцев мыслить по-разному поучительна и ныне. Они оказали мощное влияние на течение хай-тек. Их творческий подход к ячеистым системам и «плавучим» сервисным структурам оставил след в сооружениях вроде Центра Помпиду в Париже. С их идеями возятся архитекторы XXI в., желающие взглянуть на методы архитекторов «Аркигрэма» по-новому.

Центр Помпиду в Париже
Центр Помпиду в Париже
«Воспринимать архитектуру как естественное следствие обстоятельств в той же мере, что и любой другой продукт или ситуацию, — вот крайне здоровый подход» Сэр Питер Кук (р. 1936), британский архитектор, писатель, педагог. Из книги «Экспериментальная архитектура» (1970)

Бауэллизм

В 1958 г. Майк Уэбб, незадолго до вступления в «Аркигрэм», спроектировал штаб-квартиру Ассоциации производителей мебели. По проекту здание выглядело мешаниной исполинских труб, цилиндров и контейнеров, сплошные сглаженные углы и округлые стены. Таков был знаменитейший пример утерянного архитектурного направления, названного за похожесть зданий на комок человеческих внутренностей бауэллизмом. Изогнутые формы этого стиля, пусть и оставшиеся на бумаге, повлияли на дизайн 1960-х и на то, как постройки хай-тек иногда выставляют свои «потроха» напоказ.

Обшивки

Многие конструкции, придуманные «Аркигрэмом», имели природную форму: «жилые коконы» с гладкими округлыми потолками и стенами, «ходячие города», напоминающие насекомых, цилиндры и другие обтекаемые фигуры обильно встречаются в их работах. Многие такие конструкции имеют «обшивку» различных видов, вовлекая в архитектуру новые материалы — ткань, пластик и стекловолокно. Все они легкие — ничего общего с громоздкими плотными материалами типа бетона и дерева, которые используют почти в любом строительстве. Но некоторые архитекторы и инженеры применили эти материалы на практике. Натяжные конструкции Фрая Отто для Олимпиады в Мюнхене 1972 г. — яркий тому пример.

Натяжные конструкции Фрая Отто
Натяжные конструкции Фрая Отто



Поделиться ссылкой