Палладианство в архитектуре

Андреа Палладио был одним из самых влиятельных архитекторов всех времен. Его узнаваемый, бескомпромиссно классический стиль получил развитие в Италии в XVI в., но влиял на зодчих всей Европы и Америки и двести лет спустя. Пропорции, симметрия и величественные портики палладианских зданий и поныне исполнены классической мощи.

Андреа Палладио
Андреа Палладио

Архитектура Возрождения, основанная на ордерах и видении Витрувия, преобладала в городских пейзажах Италии в XV–XVI вв. Архитекторы того времени, например Браманте и Альберти, оказали огромное влияние на архитектуру и в самой Италии, и за рубежом; как и Микеланджело, чьи архитектурные решения — лишь часть его громадного наследия. Однако в XVI столетии едва ли не большую 2 влиятельность приобрел другой архитектор — Андреа Палладио.

Архитектор и писатель

Палладио родился в Падуе и сначала работал каменщиком в Виченце. Там на него обратил внимание аристократ-гуманист Джан Джорджо Триссино; он дал Палладио образование и забрал в Рим изучать сооружения древних римлян. Вернувшись в Виченцу, Палладио взялся проектировать дворцы и загородные дома североитальянских вельмож. К тому же он принялся за описание античных зданий, увиденных им в Риме, в «Le antichita` di Roma» («Римские древности», по сути он стал первым путеводителем по римским руинам) и издал «I quattro libri dell»architettura» («Четыре книги по архитектуре»), ставшие едва ли не самым важным учебником зодчества в истории цивилизации. Как и его предшественники Альберти и Браманте, Палладио был классическим архитектором, подпавшим под влияние идей Витрувия и сооружений Древнего Рима.

«Витрувий — наставник мой, Рим — возлюбленная моя, а архитектура — моя жизнь» Андреа Палладио (1508-1580), итальянский архитектор

Но его постройки имели некоторые ключевые особенности, которым позднее многие стремились подражать: его планы были симметричны до мелочей, пропорции основывались на принципах музыкальной гармонии, а поскольку никаких римских жилых домов не сохранилось и позднейшим архитекторам не с чего было копировать, он сам разработал особую форму дома — виллу, с фасадом как у римских храмов.

В Северной Италии на здания по проектам Палладио уже имелись заказчики. Он спроектировал множество построек в Виченце, от дворцов до знаменитого «Театро Олимпико» — театра со встроенной сценой (разработанной Скамоцци, последователем Палладио); проект основывался на перспективных видах идеального города Возрождения. Однако более всего известны его виллы — загородные дома в Венето, их позднее многократно копировали. Также по планам Палладио в Венеции построено много церквей. Но влияние архитектора распространилось далеко за пределы Италии именно благодаря его писательским трудам.

Театро Олимпико
Театро Олимпико

Распространение стиля

Первым великим палладианцем стал английский архитектор Иниго Джоунз. Во время своих двух итальянских поездок Джоунз, вооружившись путеводителем Палладио, исследовал античные памятники. Вернувшись в Англию, он решил привнести классическую архитектуру в Лондон, все еще обильно застроенный домами с несущими элементами из дерева. Его успех, среди прочих, отмечают два его лондонских проекта — Банкетный зал Уайтхолла и Квинз-Хаус в Гринвиче. В особенности последний, с его довольно суровой симметрией и строгостью, построенный из светлого камня, наверняка поражал воображение лондонцев, однако с постройкой этого здания английская архитектура совершенно преобразилась. Так или иначе, классицизм сохранил влияние в Англии вплоть до XX в.

Иниго Джоунз
Иниго Джоунз
Банкетный зал Уайтхолла
Банкетный зал Уайтхолла

С легкой руки успешного классического архитектора Элиаса Холла палладианство распространилось и в Германии. Стиль также обрел популярность в Голландии в творениях Якоба ван Кампена, архитектора Королевской галереи Маурицхейс в Гааге и величественной городской ратуши в Амстердаме, позднее ставшей королевским дворцом. Как Джоунз и Холл, ван Кампен побывал в Италии и там, вероятно, повстречался с Винченцо Скамоцци, архитектором, знававшим Палладио и довершившим несколько его работ, в том числе «Театро Олимпико», после смерти наставника.

Королевская галерея Маурицхёйс
Королевская галерея Маурицхёйс

Все эти палладианцы несомненно располагали значительным влиянием в XVII в., однако идеи Палладио получили едва ли не большее распространение в следующем столетии, особенно в Британии, где архитекторы Колен Кэмбл, лорд Бёрлингтон и другие сильно тяготели к палладианским виллам, и в результате, в подражание итальянской «Вилле Капра» (Виченца), возникли два сооружения: замок Миэруорт в Кенте и Чизикский дом в Лондоне; последний Бёрлингтон построил для демонстрации своей художественной коллекции. Возникло и много других симметричных в плане, строго классических зданий с портиками — таково было влияние Палладио в Британии во второй половине XVIII столетия. Германия и Россия подцепили палладианство от Британии, оно же заразило и Томаса Джефферсона, архитектора и президента США. Так скромное архитектурное явление с севера Италии превратилось в мировое палладианство.

Вилла

Виллы Палладио — компактные загородные дома в предместьях Венеции, строившиеся в основном для отпрысков венецианской знати. Такое имение — действующая ферма с центром в виде изящнейшего дома. Фасад со входом в палладианской вилле снабжен большим портиком с колоннадой: Палладио вычитал у Витрувия, что греческие храмы возводили на манер жилых домов, и поэтому решил, что античная жилая застройка (не дожившая до его времени) выглядела как античные храмы (а те как раз сохранились), значит, и классические здания Палладио должны быть с портиками. Еще один важный элемент дизайна виллы — симметричный план, то есть комната справа должна иметь зеркальное отражение по форме и размеру слева. Некоторые здания Палладио, например знаменитая «Вилла Капра» (внизу), настолько симметричны, что снабжены портиками со всех четырех сторон.

Вилла Ротонда Андреа Палладио
Вилла Ротонда Андреа Палладио

Переводы Палладио

Палладианство подогревалось в некоторой степени и многочисленными переводами книг Палладио, вышедшими в Англии в XVIII в. Первый перевод — в 1716 г. — осуществил Джакомо Леони, венецианский архитектор, осевший в Англии. В 1738-м был опубликован более точный перевод. Его выполнил Айзек Уэр, последователь и протеже лорда Бёрлингтона. Благодаря точности этой переводческой работы, а также связям с Бёрлингтоном издание Уэра снискало признание у британских палладианцев.




Поделиться ссылкой