Раннехристианская архитектура

Раннехристианский период охватывает II–V вв. Произведения I в. до наших дней не дошли. Раннехристианское искусство возникло и развивалось на территории Римской империи параллельно с языческим античным искусством, многое от него усваивая и приспосабливая на свой лад.

Первые христианские культовые сооружения появились только в IV в., так как до 313 г. христианство не являлось официально признанной религией. Большинство первых сооружений не сохранилось: одни сгорели или были разрушены во время войн, другие были перестроены, как первый собор Св. Петра в Риме. Обозначилось два типа христианских построек: центрические и базиликальные.

Базилика Святого Димитрия в Салониках. Греция
Базилика Святого Димитрия в Салониках. Греция. Вход в базилику находится с западной стороны, в то время как алтарь – с восточной. Исключения могут быть, но они крайне редки. Алтарная часть храма обращена в сторону Святой земли – Палестины и в сторону восходящего солнца.
Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. Италия
Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. Италия. В основе плана мавзолея – равноконечный крест. На месте пересечения ветвей креста расположено подобие башни, отмечающее центр здания и как бы собирающее к нему его отдельные части. Внутри рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами.

Здание базилики когда-то служило в Древнем Риме для светских общественных целей. Вход в него помещался с поперечной стороны. Теперь же вход был перенесен в торцовую часть постройки. Первоначально он предварялся двором, обнесенной аркадой – атриумом. Непосредственно перед входом в храм находился нартекс (в православной традиции он именуется притвор). С противоположного конца добавляется апсида, выступающая за линию торцовой стены храма; в ней размещается алтарь. Апсида чаще всего бывает полукруглой формы, но может иметь форму прямоугольника, квадрата, многогранника. Базилика делится на продольные залы – нефы: главный, центральный неф и один или две пара боковых.

Центральный неф выше и шире боковых. Аркада в нижнем ярусе связывает его с боковыми нефами, в верхнем расположены окна. Снаружи такой конструкции соответствует ступенчатая форма здания, что хорошо видно со стороны западного фасада или со стороны апсиды. В восточной части, перед входом в апсиду, начинают помещать поперечный неф – трансепт. Это было связано и с особенностями богослужения, со стремлением распределить поток богомольцев (по концам трансепта стали устраивать дополнительные двери, через которые можно было покинуть храм). Но такое решение было также важно и с точки зрения храмовой символики: за счет трансепта храм приобретал форму классического креста, – латинского, или в форме греческой буквы «Т» (тау). Крыша в центральном нефе была двускатной, боковые нефы имели односкатные кровли. В дальнейшем базилика станет ведущим типом церковного здания в Западной Европе.

Центрические сооружения – это сооружения, план и объемно-пространственная структура которых выстроены симметрично относительно их геометрического центра. К центрическим сооружениям относятся здания, представляющие в плане круг, квадрат, равноконечный крест (греческий крест), правильной формы многоугольник (например, шестигранник или восьмигранник).

Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Равенна. Италия
Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Равенна. Италия. В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия.

Скромное снаружи, здание мавзолея поражает в интерьере роскошью и красотой своего убранства. Нижняя часть стен отделана полированными мраморными плитами. Своды и люнеты (участки стен с полукруглым завершением, обрамленные сводами) покрыты чудесными мозаиками, набранными из цветного стекла – смальты. Мерцание смальт преображает пространство этого миниатюрного сооружения. Таким образом, акцент переносится теперь с внешнего вида на интерьер культового здания.

Византия

Византия – средневековое христианское государство, возникшее в восточной части некогда единой Римской империи и просуществовавшее с конца IV в. до середины XV в. В ее состав входили земли Балканского полуострова, Малой Азии; в пору своего наивысшего могущества она владела территориями на Ближнем Востоке, в Египте, Италии и Причерноморье. Основные источники, питавшие ее культуру, – наследие греческой античности и молодая христианская культура.

Древнегреческое искусство с его стремлением к соразмерности частей и целого, красоте и гармонии, совершенством форм и линий высоко ценилось в Византии и во многом определяло приоритеты зодчих и художников. Большую роль играли также искусство восточных провинций и образ античного Рима, точнее, могучей Римской империи, наследниками которой себя мыслили византийцы. Вплоть до конца Средневековья Византия именовалась империей ромеев, т.е. римлян. Поэтому не удивительно, что в самом грандиозном и прославленном византийском сооружении – храме Святой Софии, премудрости Божией – его создатели стремились превзойти знаменитые постройки языческого Рима: Пантеон и базилику Максенция.

Собор Святой Софии. Стамбул. Турция
Собор Святой Софии. Стамбул. Турция. За пять лет (532 – 537) зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета воздвигли по указу императора Византии Юстиниана этот величественный храм, настоящее чудо инженерной мысли и подлинный триумф идей христианского богословия и нового мироощущения.

На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской. В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 г. император Юстиниан – начал строительство великого храма, которое было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 г. здание было освящено константинопольским патриархом. В 1453 г. храм был превращен в мечеть по приказу султана Мехмеда II.

Снаружи храм прост и строг. Акцент переводится на внутреннее пространство, великолепие которого было поистине ослепительно. Впоследствии, уже во времена турецкого владычества, храм дополнили четыре минарета. После сильного землетрясения храм пришлось укрепить контрфорсами. Внутреннее пространство храма рассчитано не столько на движение, сколько на предстояние и созерцание. Архитекторы создали эффектный контраст между затененными галереями нижнего яруса и центральным подкупольным пространством.

Интерьер храма Святой Софии. Стамбул. Турция
Интерьер храма Святой Софии. Стамбул. Турция. Эта идея восхождения мысли от земного к небесному нашла выражение во всем композиционном решении храма. Его основные объемы постепенно ступенями поднимаются вверх, группируясь вокруг купола как смыслового центра. С востока и запада к куполу примыкают два полукупола, которые в свою очередь дополняются тремя меньшими по размеру полукуполами. Наличие полукуполов призвано было уменьшить давление свода на опоры и арки.

Храм совмещает два типа сооружения – базиликальный и центрический. Здание имеет три нефа, вытянутые с запада на восток. Боковые – двухэтажные, центральный – перекрыт куполом, расположенным над центральной его частью. Купол поддерживают четыре гигантские опоры, соединенные четырьмя арками. Переход от них к барабану – цилиндрическому основанию купола – осуществляют четыре паруса (сферические треугольники с изогнутой поверхностью). Мотив арки, взятый из римской архитектуры, повторяется многократно в решении интерьера (окна, аркады галерей). Он достигает апогея в величавом взлете четырех арок, поддерживающих барабан купола. Окна в его основании расположены так часто, что купол кажется парящим в воздухе.

Ложа султана, декорированная братьями Фоссети
Ложа султана, декорированная братьями Фоссети.
Диаметр купола – 31.5 м, невысокий барабан прорезают 40 окон, расположенных вплотную друг к другу и дающих обилие света
Диаметр купола – 31.5 м, невысокий барабан прорезают 40 окон, расположенных вплотную друг к другу и дающих обилие света. Его лучи, контрастируя с поверхностью стен и купола, создают эффект парения последнего.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Впоследствии ведущим типом церковного здания в Византии стал крестово-купольный храм в различных его вариантах. Известный в Византии и ранее, он окончательно утверждается в таком качестве с VIII–IX вв. Именно этот тип здания заимствуют многие страны православного мира, в том числе и Древняя Русь. Крестово-купольный храм относится к центрического типа сооружениям. В основе его – план равноконечного креста, который позже будут называть греческим. На месте пересечения его ветвей вверху покоится купол, установленный на круглом в сечении объеме – барабане.

Стены барабана прорезаны окнами. Переход от круглого основания барабана к квадратной в плане центральной ячейке храма, над которой расположен купол, помогают осуществить уже упомянутые паруса, либо тромпы (их поверхность не плавно изогнута, как у парусов, а имеет в середине резкое углубление). Ветви (рукава) креста четко выявлены в объемно-пространственном решении храма, они обычно перекрыты цилиндрическими сводами. Крест заключается в квадрат – между рукавами креста в нижней зоне строятся дополнительные ячейки. С запада обычно пристраивается притвор (нартекс). Снаружи купол зрительно собирает архитектурные массы к центру, доминирует в его композиции. В интерьере центральное подкупольное пространство также является доминирующим.

Церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе. Бодрум-Джами. Турция
Церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе. Бодрум-Джами. Турция. До своего взошествия на престол византийский и мператор Роман Лакапин приобрел «дом мирры» неподалеку от берега Мраморного моря и начал строительство дворца, в основу которого легла превращенная в цистерну ротонда V в. с куполом диаметром 41,8 м – вторым по величине после римского Пантеона.

С востока храм дополняет апсида центрального нефа, в которой размещается алтарная часть храма. Боковые нефы могут иметь свои апсиды. Алтарную часть начинают отделять алтарной преградой с завесами, впоследствии на нее будут ставить иконы, что приведет к созданию иконостасов. Постепенно сложилась и система живописного убранства такого храма. Одни из ярких примеров крестово-купольного храма – церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе (совр. Бодрум-Джами), главная церковь (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде, церкви Панагия Горгоепикоос (известна также как Малая Митрополия) и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (известен как Капникарея) в Афинах и др.

Византийские храмы украшала монументальная живопись – мозаика и фреска. Скульптурный декор сводился к орнаментальной резьбе, изредка в храме могли быть рельефы: предпочтение отдавалось живописи, поскольку ее средствами можно было сделать более легкими и бестелесными, что соответствовало новым идеалам. К тому же скульптуры, особенно статуи, вызывали воспоминание о языческих идолах.

Церковь Богородицы Капникареи. Афины. Греция
Церковь Богородицы Капникареи. Афины. Греция. Это одна из старейших православных церквей греческой столицы (ок. 1050). Церковь посвящена Введению во Храм Пресвятой Богородицы, ее владельцем является Афинский университет, поэтому она именуется также «Священным Университетским Храмом».
Интерьер главной церкви (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Греция
Интерьер главной церкви (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Греция. В куполе принято было размещать изображение Христа Вседержителя (Пантократора) в окружении Сил Небесных. В простенках окон поддерживающего купол барабана размещали изображения апостолов (либо архангелов). В парусах (или тромпах) – евангелистов. Однако здесь могли разместить и сюжетные сцены, как это можно видеть в данном случае. На столбах изображали фигуры святых – столпов христианской веры, а на восточных столбах могла быть помещена еще и сцена Благовещения. Западная стена часто отводилась под изображение сцены Страшного суда.
Капители колонн. Интерьер церкви Сан-Витале в Равенне. Италия
Капители колонн. Интерьер церкви Сан-Витале в Равенне. Италия. При взгляде на эти изящные детали возникает ощущение, что они почти не несут на себе никакой нагрузки.

Несмотря на любовь и повышенный интерес к наследию Древней Греции, византийцы не могли принять его безоговорочно. Телесность ее архитектурных форм не соответствовала новым религиозным идеям. Ордер утрачивает свое былое значение. Колонны становятся хрупкими, меньшими по высоте. Их капитель покрывается ажурной резьбой, в том числе сквозной. Новый тип капители получил впоследствии название «корзинообразная».

Светская архитектура Византии, особенно Константинополя, также была пышна и великолепна, но от нее почти ничего не сохранилось. Археологи раскопали фундаменты знаменитого Большого константинопольского дворца и часть его напольных мозаик.

Церковь Малая Митрополия в Афинах. Греция
Церковь Малая Митрополия в Афинах. Греция. Каменные храмы в Византии были достаточно редки. На смену камню приходит узкий кирпич-плинфа. Но были и исключения. Так, церковь Малая Митрополия не только сложена из каменных блоков, но и включает обломки античных зданий и рельефов, использованных и как строительный материал, и для украшения стен храма. На западном фасаде, особенно богато орнаментированном, можно видеть византийские рельефы с фигурами двух львов по сторонам креста и различных животных, а также античный фриз со знаками зодиака, символизирующими месяцы. Углы фасада украшены коринфскими капителями.
Собор Сан-Марко в Венеции. Италия
Собор Сан-Марко в Венеции. Италия. Красота, великолепие и совершенство византийского искусства оказались притягательными для многих. Оно оказало влияние не только на искусство восточнохристианских стран. Византийских мастеров приглашали арабские правители, они работали в странах Западной Европы. В западноевропейском искусстве вообще можно встретить немало откровенных подражаний византийским образцам.
Интерьер собора Сан-Марко в Венеции. Италия
Интерьер собора Сан-Марко в Венеции. Италия. Собор Сан-Марко в Венеции был не только украшен мозаиками, причем при участии самих византийских мастеров, но и получил редкие для храмовой архитектуры Западной Европы купола.
Поверженный вождь варваров. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в.
Поверженный вождь варваров. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в. Мозаика Большого дворца набрана из известняков различной породы, мрамора и смальты (синей, зеленой и желтой). Общая гамма красок, в которой преобладают оттенки красного, синего, зеленого, желтого, коричневого и серого, а также белые и черные цвета, неяркая. В ней еще сильно чувствуется традиция античного колоризма с его легкими и прозрачными полутонами.
Девушка с кувшином. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в.
Девушка с кувшином. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в. Вся половая мозаика воспринимается как огромный ковер, заполненный декоративными мотивами. Она обрамлена широким бордюром из сочного, чисто античного типа аканфа, между побегами которого виднеются маски, фигурки различных животных, фрукты и цветы, поражает разнообразие и живость запечатленных на ней сцен: охота на зайцев, кабанов, львов и тигров, мирно щиплющий траву горный козел, доение коз, табун лошадей, пасущие гусей дети, восседающая с ребенком на коленях молодая мать, рыбак с удочкой, Пан с Вакхом на плече, несущая кувшин женщина.
Кормление осла. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в.
Кормление осла. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в. Мозаика пола Большого дворца представляет из себя случайно уцелевший фрагмент светского искусства, процветавшего при дворе византийских императоров. По ней можно составить лишь отдаленное представление о богатстве и блеске этого антикизирующего искусства.дворца. VI в.

О необычайной роскоши дворца известно по старинным описаниям. Богатое убранство призвано было подчеркнуть могущество Византии и ее василевсов, как здесь по-гречески именовали императоров.




Поделиться ссылкой