Раннехристианский период охватывает II–V вв. Произведения I в. до наших дней не дошли. Раннехристианское искусство возникло и развивалось на территории Римской империи параллельно с языческим античным искусством, многое от него усваивая и приспосабливая на свой лад.
Первые христианские культовые сооружения появились только в IV в., так как до 313 г. христианство не являлось официально признанной религией. Большинство первых сооружений не сохранилось: одни сгорели или были разрушены во время войн, другие были перестроены, как первый собор Св. Петра в Риме. Обозначилось два типа христианских построек: центрические и базиликальные.
Здание базилики когда-то служило в Древнем Риме для светских общественных целей. Вход в него помещался с поперечной стороны. Теперь же вход был перенесен в торцовую часть постройки. Первоначально он предварялся двором, обнесенной аркадой – атриумом. Непосредственно перед входом в храм находился нартекс (в православной традиции он именуется притвор). С противоположного конца добавляется апсида, выступающая за линию торцовой стены храма; в ней размещается алтарь. Апсида чаще всего бывает полукруглой формы, но может иметь форму прямоугольника, квадрата, многогранника. Базилика делится на продольные залы – нефы: главный, центральный неф и один или две пара боковых.
Центральный неф выше и шире боковых. Аркада в нижнем ярусе связывает его с боковыми нефами, в верхнем расположены окна. Снаружи такой конструкции соответствует ступенчатая форма здания, что хорошо видно со стороны западного фасада или со стороны апсиды. В восточной части, перед входом в апсиду, начинают помещать поперечный неф – трансепт. Это было связано и с особенностями богослужения, со стремлением распределить поток богомольцев (по концам трансепта стали устраивать дополнительные двери, через которые можно было покинуть храм). Но такое решение было также важно и с точки зрения храмовой символики: за счет трансепта храм приобретал форму классического креста, – латинского, или в форме греческой буквы «Т» (тау). Крыша в центральном нефе была двускатной, боковые нефы имели односкатные кровли. В дальнейшем базилика станет ведущим типом церковного здания в Западной Европе.
Центрические сооружения – это сооружения, план и объемно-пространственная структура которых выстроены симметрично относительно их геометрического центра. К центрическим сооружениям относятся здания, представляющие в плане круг, квадрат, равноконечный крест (греческий крест), правильной формы многоугольник (например, шестигранник или восьмигранник).
Скромное снаружи, здание мавзолея поражает в интерьере роскошью и красотой своего убранства. Нижняя часть стен отделана полированными мраморными плитами. Своды и люнеты (участки стен с полукруглым завершением, обрамленные сводами) покрыты чудесными мозаиками, набранными из цветного стекла – смальты. Мерцание смальт преображает пространство этого миниатюрного сооружения. Таким образом, акцент переносится теперь с внешнего вида на интерьер культового здания.
Византия – средневековое христианское государство, возникшее в восточной части некогда единой Римской империи и просуществовавшее с конца IV в. до середины XV в. В ее состав входили земли Балканского полуострова, Малой Азии; в пору своего наивысшего могущества она владела территориями на Ближнем Востоке, в Египте, Италии и Причерноморье. Основные источники, питавшие ее культуру, – наследие греческой античности и молодая христианская культура.
Древнегреческое искусство с его стремлением к соразмерности частей и целого, красоте и гармонии, совершенством форм и линий высоко ценилось в Византии и во многом определяло приоритеты зодчих и художников. Большую роль играли также искусство восточных провинций и образ античного Рима, точнее, могучей Римской империи, наследниками которой себя мыслили византийцы. Вплоть до конца Средневековья Византия именовалась империей ромеев, т.е. римлян. Поэтому не удивительно, что в самом грандиозном и прославленном византийском сооружении – храме Святой Софии, премудрости Божией – его создатели стремились превзойти знаменитые постройки языческого Рима: Пантеон и базилику Максенция.
На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской. В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 г. император Юстиниан – начал строительство великого храма, которое было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 г. здание было освящено константинопольским патриархом. В 1453 г. храм был превращен в мечеть по приказу султана Мехмеда II.
Снаружи храм прост и строг. Акцент переводится на внутреннее пространство, великолепие которого было поистине ослепительно. Впоследствии, уже во времена турецкого владычества, храм дополнили четыре минарета. После сильного землетрясения храм пришлось укрепить контрфорсами. Внутреннее пространство храма рассчитано не столько на движение, сколько на предстояние и созерцание. Архитекторы создали эффектный контраст между затененными галереями нижнего яруса и центральным подкупольным пространством.
Храм совмещает два типа сооружения – базиликальный и центрический. Здание имеет три нефа, вытянутые с запада на восток. Боковые – двухэтажные, центральный – перекрыт куполом, расположенным над центральной его частью. Купол поддерживают четыре гигантские опоры, соединенные четырьмя арками. Переход от них к барабану – цилиндрическому основанию купола – осуществляют четыре паруса (сферические треугольники с изогнутой поверхностью). Мотив арки, взятый из римской архитектуры, повторяется многократно в решении интерьера (окна, аркады галерей). Он достигает апогея в величавом взлете четырех арок, поддерживающих барабан купола. Окна в его основании расположены так часто, что купол кажется парящим в воздухе.
Впоследствии ведущим типом церковного здания в Византии стал крестово-купольный храм в различных его вариантах. Известный в Византии и ранее, он окончательно утверждается в таком качестве с VIII–IX вв. Именно этот тип здания заимствуют многие страны православного мира, в том числе и Древняя Русь. Крестово-купольный храм относится к центрического типа сооружениям. В основе его – план равноконечного креста, который позже будут называть греческим. На месте пересечения его ветвей вверху покоится купол, установленный на круглом в сечении объеме – барабане.
Стены барабана прорезаны окнами. Переход от круглого основания барабана к квадратной в плане центральной ячейке храма, над которой расположен купол, помогают осуществить уже упомянутые паруса, либо тромпы (их поверхность не плавно изогнута, как у парусов, а имеет в середине резкое углубление). Ветви (рукава) креста четко выявлены в объемно-пространственном решении храма, они обычно перекрыты цилиндрическими сводами. Крест заключается в квадрат – между рукавами креста в нижней зоне строятся дополнительные ячейки. С запада обычно пристраивается притвор (нартекс). Снаружи купол зрительно собирает архитектурные массы к центру, доминирует в его композиции. В интерьере центральное подкупольное пространство также является доминирующим.
С востока храм дополняет апсида центрального нефа, в которой размещается алтарная часть храма. Боковые нефы могут иметь свои апсиды. Алтарную часть начинают отделять алтарной преградой с завесами, впоследствии на нее будут ставить иконы, что приведет к созданию иконостасов. Постепенно сложилась и система живописного убранства такого храма. Одни из ярких примеров крестово-купольного храма – церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе (совр. Бодрум-Джами), главная церковь (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде, церкви Панагия Горгоепикоос (известна также как Малая Митрополия) и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (известен как Капникарея) в Афинах и др.
Византийские храмы украшала монументальная живопись – мозаика и фреска. Скульптурный декор сводился к орнаментальной резьбе, изредка в храме могли быть рельефы: предпочтение отдавалось живописи, поскольку ее средствами можно было сделать более легкими и бестелесными, что соответствовало новым идеалам. К тому же скульптуры, особенно статуи, вызывали воспоминание о языческих идолах.
Несмотря на любовь и повышенный интерес к наследию Древней Греции, византийцы не могли принять его безоговорочно. Телесность ее архитектурных форм не соответствовала новым религиозным идеям. Ордер утрачивает свое былое значение. Колонны становятся хрупкими, меньшими по высоте. Их капитель покрывается ажурной резьбой, в том числе сквозной. Новый тип капители получил впоследствии название «корзинообразная».
Светская архитектура Византии, особенно Константинополя, также была пышна и великолепна, но от нее почти ничего не сохранилось. Археологи раскопали фундаменты знаменитого Большого константинопольского дворца и часть его напольных мозаик.
О необычайной роскоши дворца известно по старинным описаниям. Богатое убранство призвано было подчеркнуть могущество Византии и ее василевсов, как здесь по-гречески именовали императоров.