Когда в 1204 году европейцы, называющие себя крестоносцами, под предлогом освобождения святынь вероломно ворвались в Константинополь — столицу древней Византии, начался вывоз сокровищ этого государства в Европу. Нескончаемый поток шел в течение пятидесяти лет. К сокровищам относились и памятники византийского зодчества — из их величественных обломков были построены шедевры уже европейской архитектуры.
Архитектура Византии — наследница умений римских зодчих. Зодчие молодого еще государства не стали изобретать ничего нового — они возводили великолепные сооружения, уже бывшие популярными в Вечном городе: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки. Но для новой религии — христианства — требовался другой тип храма. Поэтому новым типом зданий стали церкви.
Период высшего расцвета культуры Византии пришелся на время царствования императора Юстиниана. При нем строились храмы двух типов: купольные базилики и центрические церкви с куполом на восьми опорах.
Впоследствии широко распространилась другая система храмов — крестово-купольная. Однако период, когда появились подобные храмы, окончился для Византийской империи печально: Константинополь, ее столица, был взят и разграблен крестоносцами, среди которых преобладали венецианцы. Они хозяйничали в византийской столице в течение нескольких десятилетий. В результате венецианская архитектура вобрала в себя многие черты византийской.
Империя была восстановлена, но просуществовала после этого сравнительно недолго — до взятия Константинополя турками в 1453 году. Но несмотря на трагическую историю, византийская архитектура оказала огромное влияние на строительное искусство всего христианского мира, в том числе Древней Руси.
Триумфальная арка Константина до сих пор находится в Риме. Она воздвигнута в 312–315 годах, до переноса столицы. Это позднейшая из сохранившихся римских триумфальных арок
Константинополь возник на месте греческой колонии Византий — отсюда и название государства. Благодаря гигантским, по масштабам тех времен, строительным работам город за полвека превратился в один из крупнейших художественных центров Европы и Ближнего Востока.
Главный город молодого государства поражал своим великолепием. При императоре Константине была заложена церковь Святой Софии. Одновременно с первыми церквями в Константинополе была возведена громадная колонна, привезенная из римского храма Аполлона. Ее венчала статуя самого Константина в образе покровителя искусств, приветствующего восходящее солнце. Из Рима был также привезен знаменитый памятник в честь богини Афины Паллады, в свое время вывезенный римлянами из Афин. Эта колонна была превращена в пьедестал для статуи Константина, а затем и для статуй его преемников. Внешний облик Константинополя все еще хранил отпечаток языческих времен.
Популярным строительным материалом в Византии была плинфа. Это обожженный тонкий, но при этом широкий, почти равносторонний кирпич. Из плинфы часто строили и в Киевской Руси
К концу царствования императора в его новой столице было построено около 30 дворцов и храмов, более 4000 жилых зданий для знати, ипподром, цирк и два театра, восемь водопроводов, а также тысячи домов для простолюдинов. При Константине и его ближайших преемниках, которые активно покровительствовали местным мореходам и купцам, были оборудованы удобные гавани, построены причалы и торговые склады. Вскоре, благодаря новой религии, Византию начали украшать новые по своему облику и конструкции великолепные храмы.
Стоит сказать, что византийцы, как и древние римляне, любили эффектные зрелища. Исключительно пышными были приемы послов и выходы императоров. А позже в Константинополе такого рода церемониал стал присущ и церковным службам. Для них потребовался совершенно новый тип храма.
Теперь храм уже не был сооружением, где одиноко стояла статуя божества, как в античную эпоху: он превратился в место для собрания верующих. Там они участвовали в таинстве приобщения к божественному и слушали проповеди.
На первый взгляд, устройство византийского храма, которое легло в основу всей архитектуры христианского мира, очень сложно. Но это скорее из-за названий новых конструктивных элементов храма. На самом деле, в религиозных сооружениях, построенных по образу и подобию византийских, например, в храмах Древней Руси, нет ничего сложного и случайного.
Если представить, что вы смотрите на интерьер храма сверху, становится очевидно, что в плане храм образует крест — символ христианской церкви. Если же, находясь внизу, посмотреть вверх, то на пересечении ветвей креста, в центральной части — средокрестии — можно увидеть купол. Именно поэтому византийские, а затем и древнерусские храмы стали называться крестово-купольными. Совсем не сложно!
Немного позже зодчие стали разделять храм колоннами на три части — три нефа: один центральный и два боковых. Неф, который располагался поперек остальных и вместе с центральным нефом образовывал крест, стал называться трансептом.
Византийские зодчие, стоявшие у истоков христианской архитектуры, установили те каноны, которые в дальнейшем стали основой для классификации церквей. Так, константинопольская София является родоначальницей типа храмов, который позже стал называться центрально-купольной базиликой.
Константинопольская София — один из самых известных шедевров мировой архитектуры. До постройки Собора Святого Петра в Риме она оставалась самым большим храмом христианского мира.
Церковь Святой Софии была возведена при императоре Юстиниане и должна была усилить его позиции после восстания Ника, которое принесло страшные разрушения. Тогда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине.
Строителями символа величия и могущества империи стали архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. К началу возведения храма Софии эти мастера уже имели опыт постройки подобных сооружений.
В ХХ веке в Софии Константинопольской на стенах были обнаружены рунические надписи. Оставили их, скорее всего, наемники, служившие в армии византийского императора
С самого начала строительства со всех концов империи везли в Константинополь строительные материалы: мрамор, гранит, порфир, ценные породы дерева. Сооружение возводили из тонкого обожженного кирпича — плинфы. Между кирпичами были выложены широкие прослойки цемянки, известной еще римлянам. Цемянка была уникальным материалом — это известковый бетонный раствор, который, затвердев, становился крепче кирпича.
Стены Святой Софии были обшиты драгоценным цветным мрамором; мраморным был также и пол, над декором которого трудились лучшие художники империи.
Центральное пространство храма было перекрыто грандиозным куполом диаметром почти 33 метра. Столбы, подпирающие навершие (верхушку купола), были сложены из больших глыб известкового камня, скрепленных особым образом. Стены возводились из специальных легких кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. После просушки несколько таких кирпичей весили не более одного обычного.
На кирпичах были оттиснуты слова «Господь да поможет». Может быть, поэтому храм, несмотря на свою драматическую историю, сохранился до сих пор…
Святая София поражает не только громадным куполом, но и своим внутренним пространством. Благодаря конструкции здания и прорезанным в барабане купола окнам кажется, что он словно парит в воздухе.
Все пространство храма освещено золотистым сиянием. Византийские мастера добились такого эффекта, покрыв внутреннюю поверхность купола золотой мозаикой. Золотой цвет был выбран не случайно — это символ святости.
Особую декоративность пространству сообщали капители колонн храма, изготовленные из белого мрамора. В архитектурно-художественном образе храма Святой Софии зодчие воплотили представление о вечном и непостижимом божественном начале.
Согласно легенде, император Юстиниан, посетив храм Святой Софии, произнес: «Я превзошел тебя, Соломон!» — имея в виду древний Иерусалимский храм
В истории мировой архитектуры и римский Пантеон, и константинопольская София остались непревзойденными архитектурными шедеврами.
Взяв Константинополь, турки превратили этот собор в мечеть, и с тех пор его облик значительно изменился. Однако храм не утратил основных своих архитектурных особенностей, производя и в наши дни сильное впечатление.
Падение Константинополя вызвало возмущение всей Европы. Но достижения византийского зодчества не канули в лету, а были сполна восприняты всем христианским миром.