В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.
В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.
От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.
Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.
В России барокко появилось еще в XVII веке и приобрело черты подлинного национального стиля. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями. Это позволяло окрашивать здания в разные цвета. Наиболее популярными были лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие. Такое решение отвечало традициям русского национального зодчества
Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.
Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.
Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.
Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.
Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.
Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.
Архитектура барокко славится искусством создания городских и дворцовых ансамблей. Ансамблем называют художественно законченное и согласованное единство застройки большого участка. В разные периоды он мог создаваться в течение многих десятилетий, иногда даже веков. Современные ансамбли и проектируются, и строятся как единое целое
Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.
XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.
В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.
Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.
В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.
Стиль барокко распространился по всей Европе. В Испании он получил название чурригереско, в честь семейства испанских архитекторов эпохи барокко Чурригера. Наиболее известным сооружением испанского барокко стал собор Святого Иакова — один из наиболее почитаемых верующими храмов Испании