Баухауз (1919-1933 годы)

В 1919 году в немецком Веймаре архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969) основал Школу искусства, ремесел и дизайна, она стала продолжением более раннего «Движения искусств и ремесел», стремившегося соединить изобразительное и прикладное искусство. Но в отличие от предшественников в Баухаузе признавали пользу машинного производства.

Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус

Став во главе новой художественной школы, Гропиус назвал ее «Баухауз» — перевернутое немецкое «Hausbau», то есть «дом строительства». Веймар в то время был центром общественнополитической жизни Германии, именно здесь социал-демократы составили текст Конституции новой республики.

Революция в преподавании

«Движение искусств и ремесел» конца XIX века, вдохновленное социалистическими идеями, побуждало к тесному сотрудничеству художников и ремесленников ради создания изящных, но простых и удобных предметов обихода, не перегруженных излишним декором. Именно это движение можно считать отправной точкой развития дизайна.

Пауль Клее
Пауль Клее

С 1907 года Гропиус работал с группой художников-авангардистов и дизайнеров в организации «Deutsche Werkbund». Двенадцать лет спустя он руководил Баухаузом на основе идей и целей прежнего сообщества. Намереваясь свести в единую структуру искусство, ремесло и промышленное производство, Гропиус создал школу, принципиально отличающуюся от других учебных заведений подобного рода.

Баухауз стал знаменит благодаря революционным методам преподавания. В числе преподавателей его были выдающиеся мастера-авангардисты — Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Йоханнес Иттен (1888-1967), Марсель Бройер (1902-1981), Джозеф Альберс (1888-1976) и Василий Кандинский.

«Наш главный принцип состоял в том, что дизайн — это не интеллектуальная забава и не исключительно материальный вопрос, это неотъемлемая часть жизни, необходимая каждому человеку в цивилизованном обществе» Вальтер Гропиус

Искусство в производство

Баухауз образовался в результате слияния веймарской Академии изящных искусств и Школы искусств и ремесел, поэтому студенты познавали одновременно теорию и практику — учились создавать произведения, имевшие одновременно художественную и коммерческую ценность. Гропиус задумал сообщество, в котором преподаватели и студенты могли бы жить и работать вместе, на равных, устраняя пропасть между искусством и промышленным производством. Определенным образом на идеологию школы повлияли теории Уильяма Морриса (1834-1896), лидера «Движения искусств и ремесел». Но во многих отношениях Баухауз был противоположен ранним течениям, ибо принимал индустриальную культуру массового производства ХХ века, в то время как художники «Искусств и ремесел» сторонились промышленности.

Уильям Моррис
Уильям Моррис
«Дизайн— это не профессия, это отношение» Ласло Мохой-Надь

Баухауз стал первой школой современного искусства, объединившей преподавание дизайна и собственно искусства. В основу курса была положена концепция ремесла как основы для любого художественного воплощения, поэтому все студенты сначала проходили шестимесячный подготовительный курс практических и теоретических занятий по основам ремесла, дизайна и изобразительных искусств. Затем в течение трех лет специализации с каждым студентом занимались два педагога — художник и мастер.

Специализации включали в себя работы по металлу, ремесло столяра-краснодеревщика, ткачество, гончарное ремесло, живопись, книжное оформление, фотографию, гравюру, скульптуру, а позже и архитектуру. Студентов учили создавать функциональные предметы, пригодные для массового производства. В 1923 году у школы появился девиз «Искусство — в индустрию».

Руководство и маркетинг

За время существования Баухауза в трех городах им руководили три разных директора. Вальтер Гропиус — с 1919 по 1928 год, Ханнес Майер (1889-1954) — с 1928 по 1930 год, а Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) — с 1930 по 1933 год. Каждый из них вносил небольшие изменения в расписание, внутренние правила школы, приглашал разных преподавателей. Классы керамики, к примеру, отменили с переездом школы из Веймара в Дессау. Но идеалы Баухауза оставались неизменны: простота дизайна и функционализм, убежденность в том, что красивые предметы можно производить в промышленном масштабе.

Благодаря талантливой рекламной политике слава школы росла. Одним из самых популярных факультетов был типографский, особенно когда туда пришли преподавать такие выдающиеся личности, как Ласло Мохой-Надь и графический дизайнер Герберт Байер (1900-1985). Именно Байеру Гропиус поручил в 1925 году разработать фирменный шрифт Баухауза для нужд рекламы и печати. Байер придумал простой геометрический шрифт без заглавных букв, который стал новым словом в графическом дизайне.

 Герберт Байер
Герберт Байер

Сменив Гропиуса на посту директора в 1928 году, Майер упразднил те курсы, которые считал чересчур формальными. Кроме того, он уделял большое внимание социальным функциям архитектуры и дизайна. Под нарастающим давлением со стороны реакционного правительства в 1930 году на смену Майеру пришел архитектор Мис ван дер Роэ. Он, в свою очередь, изменив программу обучения, сосредоточил ее на архитектуре.

Сложная политическая ситуация в Германии вкупе с критическим финансовым положением Баухауза привели к тому, что в 1930 году школа вынуждена была переехать в Берлин, а в 1933-м нацистское правительство окончательно закрыло Баухауз. Многие преподаватели эмигрировали в Британию, а затем в Соединенные Штаты, где их работы и философия преподавания оказали существенное влияние на поколения молодых дизайнеров. Идея функционального дизайна Баухауза стала одной из основополагающих концепций ХХ века.

Три центра

Баухауз действовал в трех немецких городах. Все началось в Веймаре в 1919-м, но уже в 1925-м, после падения Веймарской республики, школе пришлось переехать. Промышленный центр Дессау посчитали более подходящим местом. Там по проекту Гропиуса построили комплекс зданий из бетона, стекла и металла, где соседствовали рабочие помещения, аудитории для занятий и общежитие. В 1932 году Баухауз переехал в Берлин, но год спустя был закрыт нацистами.

Архитектура Баухауза

В новых зданиях школы в Дессау Гропиус воплотил собственные революционные идеи. Построенный всего за тринадцать месяцев, комплекс представляет собой идеальное рабочее пространство для студентов и преподавателей Баухауза. Здесь использованы самые современные строительные материалы и технологии: армированный бетон, большие окна, плоская крыша. Комплекс образуют три крыла: школа, мастерские и жилой корпус для студентов и администрации. Здание Баухауза стало вехой в истории архитектуры и основой для дальнейших поисков в этом направлении.

Здание Баухауз, Дессау, 1926
Здание Баухауз, Дессау, 1926



Поделиться ссылкой