Дадаизм (1916-1922 годы)

Дада нельзя считать художественным течением в полном смысле слова, это, скорее, художественная реакция творческого сознания на ужасы войны. Дадаисты настаивали на «антиэстетичности» своих взглядов, выступая против жестокости Первой мировой войны и, в первую очередь, безумия мира, который допустил ее возможность. Примечательно, что дадаизм возник в 1916 году в нейтральной Швейцарии, через два года после начала Первой мировой.

Беспрецедентная бойня Первой мировой войны вызвала шок и отторжение тех общественных ценностей, которые к ней привели. Дадаизм стал одним из проявлений протеста, сосредоточенным на художественных и культурных аспектах. Омерзительные реалии войны были восприняты дадаистами как результат гнетущего деспотизма общества и культуры. Они объявили искусство лицемерным и фальшивым из-за «бесчеловечного отношения к человеку».

В попытках разрушить традиционные художественные ценности, особенно почтительно-восторженное отношение к прошлому, подчеркнуть бессмысленность войны они создавали намеренно иррациональные произведения, нарушающие все прежде известные каноны. Дадаисты сознательно шли на провокацию, стремясь вызвать в зрителе взрыв эмоций, поскольку само направление было не только антихудожественным и антивоенным, но и антикапиталистическим.

Презрение и глумление

Во время Первой мировой войны многие художники и писатели переехали в нейтральный Цюрих. Именно там, в разговорах о последствиях военных преступлений, и родился дадаизм. Основателями его были писатель Гуго Балл (1886-1927), художник и поэт Жан (Ханс) Арп (1887-1966), румынский поэт Тристан Тцара (1886-1930) и другие.

В 1916 году Балл и его подруга Эмми Хеннингс (18851948) открыли в Цюрихе ночной клуб, «Кабаре "Вольтер”», где они познакомились с другими представителями богемы, возмущенными войной. Бурные, неистовые представления с использованием новых форм, таких как «звучащая поэзия» или «симультанная (совместная) поэзия», танцев и музыки порой завершались дракой. Пренебрежительное и оскорбительное поведение публики и артистов по отношению друг к другу только приветствовалось. Позже Балл издавал журнал «Дада», одно из множества дадаистских произведений.

 Гуго Балл
Гуго Балл
Тристан Тцара
Тристан Тцара
«Дада — это была бомба... вы можете представить, чтобы через полвека после взрыва бомбы кто-нибудь собирал ее осколки, склеивал и демонстрировал публике?» Макс Эрнст

Уже через год, в 1917-м, «Кабаре "Вольтер”» закрылось, но художники перебрались в другое место. Балл говорил: «Для нас искусство само по себе не представляет ценности... это лишь возможность подлинного восприятия и понимания времени, в котором мы живем». Вскоре дадаистские кружки появились в Париже, Берлине, Кельне и Нью- Йорке. К ним в числе прочих присоединились Марсель Дюшан (1887-1968), Франсис Пикабиа (1879-1953) и Курт Швиттерс (1887-1948).

Ради достижения главной цели — шокировать и бесить публику— дадаисты использовали все: публичные дискуссии, демонстрации, издание художественных и литературных журналов. Поэзия, автоматическое письмо, коллажи — все шло в ход, предвосхищая «хэппенинги» 1960-х. При этом акцент всегда был на абсурдности происходящего и презрении к окружающему миру. Дадаисты утверждали, что раз на фронте бессмысленно уничтожают миллионы жизней, то и искусство должно рождаться спонтанно, случайно, уничтожая традиционную эстетику и красоту. Ханс Арп писал: «Возмущенные бойней войны 1914 года, мы в Цюрихе всецело посвятили себя искусству. Пока вдали грохотали пушки, мы изо всех сил пели, рисовали, делали коллажи и писали поэмы».

Марсель Дюшан
Марсель Дюшан
«То, что называют действительностью, есть, выражаясь точнее, раздувшееся Ничто» Хуго Балл
Ханс Арп
Ханс Арп

Вздор

Основа дадаизма — абсурд. Это не просто отсутствие единого стиля, это даже не художественное творчество: свои идеи дадисты выражали на сцене кабаре и выставках, существовали дадаистская музыка и литература. Дадаисты неустанно атаковали публику хамскими выходками. В своем отрицании буржуазных ценностей и попытках уничтожить искусство они декларировали антисоциальное и безнравственное поведение.

Заимствуя идеи предыдущих художественных направлений — коллаж у кубистов, динамизм и публичность футуристов, достижения фотографии, — дадаисты неустанно критиковали роль, которую искусство сыграло в развязывании мировой войны. Демонстрация случайности — один из способов художественного выражения этой идеи. Арп, например, разбрасывал в произвольном порядке клочки бумаги, а потом приклеивал их, где упадут «в соответствии с законом вероятности». Ман Рэй (1890-1976) создавал ассамбляжи (объемные коллажи) из бытовых предметов, Швиттерс делал «мерц» — от немецкого слова «торговля, коммерция» — ассамбляжи из мусора, который он собирал на улице, а Дюшан известен своими «реди-мейд».

«Я часто противоречил самому себе, чтобы не подыгрывать собственному вкусу» Марсель Дюшан

Политический ракурс

Сначала дадаисты вполне сочувственно относились к футуристам, но, когда национализм и милитаризм футуризма стали очевидны, дружбе пришел конец. Выступления дадаистов продолжались и после Первой мировой войны, их манифестации в Германии и Париже были гораздо более политизированны, чем где-либо еще. Немецкие дадаисты в духе бурного времени выступали против Веймарской республики и нацизма. Еще несколько лет движение ширилось, но в 1922 году, после конфликта между Тцарой, Пикабиа и знаменитым Андре Бретоном (1896-1966), группа дада распалась. Но эхо их шумного творчества заложило основы будущего сюрреализма.

Андре Бретон
Андре Бретон

Случайное название

Тристан Тцара рассказывал, что слово «дада» в 1916 году он нашел совершенно случайно, пролистывая словарь. Он искал что-нибудь нелогичное, что характеризовало бы бессмысленность искусства. Так появилось «дада». По-французски это означает «деревянная лошадка», в некоторых славянских языках — просто удвоенное утверждение. В общем, ничего особенного не значит.

Реди-мейд

Дюшан устроил в Нью-Йорке выставку того, что сам он назвал «реди-мейд». Это повседневные, бытовые предметы, расположенные причудливым образом, перевернутые или соединенные друг с другом. Задавшись вопросом, в чем же сущность искусства (с точки зрения материализма), он предлагал зрителю воспринимать вещь как произведение искусства, просто не соответствующее признанным образцам прошлого.

Выбор Дюшана демонстрировал его чувство юмора, иронию, двусмысленность намеков.

Позже реди-мейд определили как «перемещение объекта из нехудожественного пространства в художественное», как творческий акт автора. Самые известные среди произведений Дюшана — перевернутый писсуар на постаменте с автографом «R. Mutt» под названием «Фонтан»; «Пока рука не сломана» — совковая лопата, на которой он аккуратно написал название.




Поделиться ссылкой