Дороманская архитектура: основательность и мощь

«Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя.»
Р. Вагнер

Перенесемся в Западную Европу времен раннего Средневековья. Приблизительно с конца V века до XI столетия здесь господствует так называемый дороманский стиль, связанный с правлением германских династий, пришедших на смену римским императорам. В целом для этого периода характерно смешение римских традиций с чертами искусства пришлых племен. Как это проявилось в архитектуре?

Наследие готских племен

В предместье Равенны до наших дней сохранился «мавзолей Теодориха», который в 520 году повелел построить для себя король германского племени остготов, в конце V века ставший хозяином всего Апеннинского полуострова. Биография этого владыки довольно необычна: в детстве он как сын остготского короля прожил несколько лет в Византии в качестве военного заложника. Видимо, тогда он и проникся уважением к образованности и высокой культуре — во всяком случае, став хозяином части бывшей Римской империи, Теодорих выделял большие средства на реставрацию старинных дворцов и храмов. Для себя самого он тоже приказывал возводить помещения, во многом напоминающие лучшие образцы греко-римского наследия. Будучи сам христианином, этот правитель отличался большой религиозной терпимостью.

Интерьер баптистерия в Пуатье. Фото начала XXI в.
Интерьер баптистерия в Пуатье. Фото начала XXI в.

Мавзолей Теодориха представляет собой мощное, круглое в плане двухъярусное строение, причем каждый ярус имеет десять граней. Постройка возведена из известняка и увенчана куполом, что интересно — высеченным из цельного камня. Верхний ярус украшают скромные резные каменные фризы. Все сооружение в целом производит впечатление основательности и прочности. Интересно, что это единственная сохранившаяся до наших дней постройка остготов; когда Апеннинский полуостров был завоеван византийским правителем Юстинианом I, останки Теодориха убрали из мавзолея и превратили постройку в капеллу...

В северной Испании сохранилось несколько культовых зданий, возведенных вестготами — «параллельной» остготам ветвью германских племен. Для этих храмов, сложенных из тесаного камня, также характерны тяжеловесные формы, приземистые арки, крошечные немногочисленные окна и уплощенные крыши.

Интересно, что прикладное искусство вестготов, довольно изысканное и разнообразное, явно контрастирует с простыми линиями архитектурных форм. В середине XIX столетия в испанской Гварразаре был обнаружен клад, содержавший великолепные образцы ювелирного и декоративного вестготского искусства. Судя по всему, когда-то эти предметы играли роль церковных подношений: кресты, диадемы, декоративные металлические накладки и так называемые вотивные короны. Эти предметы внешне напоминают обруч или диадему с многочисленными подвесками, центральное место среди которых занимает богато орнаментированный крест. Подобные «короны» подвешивались в храмовых арках или располагались над алтарем. «Короны Гварразары» выполнены неизвестными мастерами из золота и обильно украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Сан-Педро-де-ла-Наве
Неподалеку от испанского города Самора сохранилась построенная когда-то вестготами церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Внешне это типичная постройка вестготов — мощная, тяжеловесная, сложенная из тесаного камня. Главной художественной ценностью в ней являются украшающие интерьер резные и лепные детали

Также на землях, занятых когда-то вестготами, археологи находят в средневековых захоронениях всевозможные предметы, доказывающие, что и суровым воинам было не чуждо желание украсить себя, — застежки-фибулы, серьги, богато орнаментированные ременные пряжки. Многие изделия явно свидетельствуют о влиянии на вестготов сначала римского, а позднее — византийского искусства...

Постройки франков

В конце V века на территории нынешних Франции и Бельгии приходит к власти династия Меровингов — представителей союза древнегерманских племен франков. «Меровингский период» здесь продлился до середины VIII столетия и ознаменовался многочисленными достижениями в дороманском искусстве. Остановимся пока на архитектуре.

дворец Теодориха
В Равенне по сей день сохранились останки средневекового здания (часть фасада с массивными арками, фундамент и фрагменты кладки стен), которое обычно называют «дворцом Теодориха». На самом деле это здание возведено в более позднее время и, возможно, служило для какого-то административного учреждения. Некоторые исследователи склонны считать, что это перестроенный храм

Старейшим христианским строением на территории нынешней Франции считается «баптистерий в Пуатье», или баптистерий Иоанна Крестителя, возведенный еще в середине IV столетия. Баптистерием принято называть пристройку к храму или отдельное строение, предназначенное специально для обряда крещения. В те времена в христианстве практиковалось совершение обряда с полным погружением — как для детей, так и для взрослых. Поэтому планировка баптистериев часто включала в себя небольшой бассейн.

О первоначальном облике баптистерия нам сейчас сложно судить: он несколько раз ремонтировался и перестраивался, первый раз — в VI столетии, уже при Меровингах. Видимо, именно тогда нартекс (притвор) приобрел «граненую» форму, а над входом была построена маленькая арочная колоколенка. Как выглядело первоначально внутреннее убранство постройки — неизвестно. Ныне украшающие интерьер фрески появились только в XII-XIV веках. В целом строение представляет собой интересное сочетание уюта и немного тяжеловесной силы.

К числу зданий, сохранивших черты архитектуры периода Меровингов, относятся также базилика Святого Мартина в Туре, церковь Святого Петра во французском Вьене и баптистерий в Рьезе. Многие храмовые постройки этого периода имеют так называемые крипты — сводчатые подземные помещения, предназначенные для хранения и погребения мощей (в основном тех святых, в честь которых освящался храм). Фактически крипты выполняли функции «нижнего» храма.

Далеко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал (А. Блок, «Равенна»)

C 751 по 987 год государством франков правила династия Каролингов, получившая название по имени самого известного франкского короля — Карла Великого. К числу архитектурных шедевров Каролингов дороманского периода относится принадлежавший Карлу Ахенский дворец. (Город Ахен, находящийся ныне на территории Германии, в период раннего Средневековья входил в состав государства франков и долгое время являлся его столицей.) Увы, до нашего времени от этого комплекса сохранилась лишь капелла Карла Великого (бывшая дворцовая церковь), в которой он и был похоронен. Для возведения этой постройки использовались готовые архитектурные детали — в частности, колонны, привезенные по приказу Карла из Рима и Равенны. Такая экономия объяснялась не только нехваткой времени и средств в условиях многочисленных войн, но и желанием правителя представить себя как наследника императоров древности.

Альбрехт Дюрер. Карл Великий. Ок. 1512 г. Германский национальный музей
Альбрехт Дюрер. Карл Великий. Ок. 1512 г. Германский национальный музей

Капелла, освященная в честь Девы Марии, еще во время строительства благодаря своей форме получила название «октагон» — «восьмиугольник». До наших дней сохранились многотонные бронзовые врата капеллы, которые, что интересно, не составлялись из отдельных деталей, а отливались как единое целое.

С постройкой капеллы связана довольно популярная в Ахене легенда. Говорят, что денег на строительство не хватало и жители города, понимая, что недостающие суммы правитель будет настойчиво вытряхивать из их карманов, якобы заключили сделку с самим дьяволом. Повелитель тьмы выделил средства (да-да, на строительство капеллы!), но потребовал: по окончании строительства он должен получить душу первого, кто войдет в эту постройку. Он был уверен, что это, конечно же, будет священник. Но хитроумные ахенцы, готовясь к торжественному открытию капеллы, поймали в лесу волчицу и первой запустили внутрь именно ее. Раздосадованный дьявол так хлопнул дверью, что она треснула, — эту трещину на одной из панелей экскурсоводы до сих пор демонстрируют всем желающим.

В капелле по сей день находится мраморный трон Карла Великого. Сама же она является ныне частью комплекса готического Ахенского собора: при строительстве этого величественного храма капеллу включили в его ансамбль.

К числу шедевров каролингской архитектуры дороманского периода историки относят также монастырь Райхенау на Боденском озере. Основан он в первой трети VIII столетия, а наиболее значительные постройки, дошедшие до наших дней, относятся к более позднему времени, к VIII—IX вв.

Именно в дороманский период в культовой архитектуре Европы утверждаются такие характерные черты, как, например, средокрестие: два нефа — главный и поперечный (трансепт) — пересекаются, образуя в плане крест, обычно увенчанный куполом. В монастырских постройках часто используется клуатр — крытая галерея, обрамляющая внутренний двор.

Также в IX—X веках в Западной Европе начинают массово появляться замки — постройки, объединяющие в себе функции жилища феодала и военного оборонительного сооружения.

Как видим, дороманский период заложил основы архитектурных традиций, которые будут развиваться в последующие века.




Поделиться ссылкой