Архитектура и рельеф ионических храмов

Ионический стиль

Ионический стиль относится к одному из наиболее древних греческих архитектурных стилей, который возник в Ионии примерно в середине VI века до нашей эры. В дальнейшем ионический орден распространился в Древней Греции (V веке до нашей эры). По сравнению с дорическим стилем более поздний ионический отличается легкостью и пропорциональностью. Своеобразно оформляется капитель, она делается в виде двух противоположно направленных волют. Из-за утонченности, изысканности, обилия украшений ионический стиль в период античности называли «женским» орденом.

Среди больших ионических храмов особое внимание заслуживает храм Херы на Самосее. Он является первой масштабной постройкой, выполненной в данном стиле. Дата его основания точно не известна, примерно 570—560 годы до нашей эры. Просуществовал храм недолго, из-за сильного землетрясения постройка была разрушена. Удивительным по красоте является храм Артемиды Эфесской, который относят к оному из семи чудес света.

Ионический стиль имеет два варианта: малоазийский и аттический. Главным считается малоазиатский, аттический является более поздним вариантом и представляет собой видоизмененный малоазийский.

Колонна, выполненная в ионическом стиле, имеет свои характерные особенности. В ее структуре выделяются три части: основание, ствол и капитель. База, как правило, опирается на плинт – специальную плиту квадратной формы. Выпуклую часть базы украшали порезкой или горизонтальными желобками, скоции – вогнутые части – оставляли без орнамента. Ионическая колонна по сравнению с дорической отличается стройностью, верхняя ее часть сужалась не так сильно, как у ее предшественницы. Греки располагали колонны таким образом, чтобы между ними было широкое пространство, что создавало впечатление легкости и грациозности.

Капитель украшают валюты. Волюты представляют собой сдвоенные орнаменты, выполненные на эхине. Со стороны фасада валюты похожи на завитки. По боковым частям капители волюты соединяют балюстры (валы). По внешнему виду балюстры похожи на свиток. Сначала валюты делали в одной плоскости, потом их стали располагать в четырех плоскостях. Эхин (переходная часть от ствола колонны к капители) в ионическом стиле находится под подушкой, немного выступая из-под волют. Эхин украшали мелкой и крупной порезкой. Орнамент состоял из овальных элементов, между которыми располагались листья и стрелки.

Количество каннелюр (желобков) спустя некоторое время было строго определено числом 24. Благодаря такому постоянству, удалось сохранить соотношение каннелюры к диаметру колонны, на которое не влияла даже высота. Каннелюры располагались недалеко друг от друга (по сравнению с римской архитектурой), из-за этого они часто повреждались.

Еще одной отличительной особенностью ионического стиля является игра светотенью. Такой эффект достигается благодаря глубоким бороздам и четким граням дорожек.





Поделиться ссылкой