Колосс Родосский — одно из семи чудес света Древнего мира. Это гигантская (около 36 м) статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, которая была установлена между 292 и 280 гг. до н. э. в портовом городе Родосе, расположенном на одноименном острове в Эгейском море, в Греции. Автор — скульптор Харес, ученик Лисиппа.
В древности колоссами назывались любые статуи, которые были выше человеческого роста. Огромных размеров скульптуры встречались раньше и у древних греков, и у египтян. Однако самой знаменитой среди подобных скульптур является именно колосс Родосский.
Величественную статую возвели жители Родоса в память о том, что они отстояли свой город, который больше года был осаждён 40-тысячным войском Деметрия I Полиоркета — сына одного из бывших полководцев Александра Македонского. Это знаменательное для острова событие произошло в 305 году до нашей эры.
Статуя достигала 36-метровой высоты. Основой для неё стали три каменных столба, которые на уровне груди были скованы вместе железными тросами. На эти столбы фиксировался железный каркас, который впоследствии обшивался листами бронзы. Работы над статуей колосса были поручены Харесу — ученику знаменитого в то время скульптора Лисиппа. Он решил сделать бога солнца стоящим с ниспадающим покрывалом (одежда в виде плаща, но без рукавов) в левой руке, а правую, по его задумке, Гелиос должен приложить ко лбу, как бы вглядываясь вдаль.
Колосс возводился на острове в течение 12 лет. Статуя стояла на искусственном холме, который сверху был покрыт белым мрамором. Сначала скульптор изготовил стопы бога Гелиоса, которые были нужны для устойчивости статуи. Затем постепенно создавались другие части туловища, которые соединялись с теми, что уже были зафиксированы. После того как каменное основание и железный каркас были готовы, всё изделие покрыли тонкими пластинами бронзы. В завершение голову Гелиоса украсили венком. После этого гигантскую насыпь, закрывавшую до этого величественную скульптуру, убрали — весть об огромном блестящем на солнце боге быстро разлетелась по всему античному миру.
К сожалению, не только сама статуя, но и точное ее изображение не дошли до наших дней, поэтому предположений о том, как она выглядела, несколько. Наиболее достоверными признаны два: статуя могла находиться в гавани, где бог Гелиос, изображенный в полный рост, попирая ступнями края бухты, держал в руках факел, а между его широко расставленных ног проплывали корабли. Статуя также могла размещаться в центре города на постаменте, подняв правую руку ко лбу и вглядываясь вдаль. Сегодня первая версия находит больше сторонников.