Храм Святой Софии - древнейшый христианско-мусульманский храм

Собор Святой Софии

Храм Св. Софии в Стамбуле (Константинополе) был создан полторы тысячи лет назад (532-537 гг.) по заказу византийского императора Юстиниана. С тех пор он претерпел множество изменений, но до сих пор представляет собой образец византийского искусства.

Построенный профессиональными математиками Анфимием из Тралла и Исидором из Милета, храм одновременно математически выверен (75,6 м дл. и 68,4 м шир.), и в то же время оставляет ощущение воздушности и невесомости.

Та «куполообразная базилика», которую мы знаем как храм Св. Софии, в действительности при основании не была такой. Свою нынешнюю форму она приобрела после разрушительного землетрясения. В дальнейшем эта форма была закреплена турецкими архитекторами. До нашего времени сохранилась большая часть «родных» мраморных стен храма.

При входе в храм сохранилось множество византийских мозаик и рельефов, но они все в очень плохом состоянии. В самом храме на сводах можно найти остатки золотой мозаики. На самой известной из них изображена Богородица и два императора – Константин и Юстиниан. Первый на ней сжимает модель города, второй – храма.

На золотистом фоне купола хорошо заметно и еще одно византийское наследие – остатки креста, нарисованного синим цветом.

Главное украшение купола – 40 окон – также неплохо сохранились. Но они покрыты тонким слоем известняка. На нем – многочисленные изречения из Корана. Столбы с рисунками ангелов и херувимов, поддерживающие центральный купол, остались нетронутыми.

Нетронутыми остались и лестницы, с помощью которых можно подняться вверх. На них и сейчас можно найти остатки некогда пышного византийского мозаичного декора. Хорошо сохранилась мозаика с изображением императрицы Зои и ее супруга.

Наполовину сохранился и легендарный «Деисус» у основания лестницы, на котором и сейчас можно найти фигуры Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

После падения Константинополя в 1453 г. под натиском турков «Великая Церковь» претерпела ряд изменений. Над ее куполом были подвешены четыре щита. В дальнейшем турки пристроили к храму фасад.

Таким образом, исчезнув с исторической арены, византийская цивилизация оставила после себя прекрасный памятник своего зодчества.





Поделиться ссылкой