Органическая архитектура: вокруг очага

Начать строить здание от очага — в этом заключалась главная идея представителей течения, которое назвали органической архитектурой.

Идеальный дом

Вернуть архитектуру к корням, к естественным потребностям человека, когда домом становилась крыша, защищающая костер от дождя, и стены, ее поддерживающие, — один из постулатов этого направления.

Внутреннее пространство идеального дома — это просторный зал с очагом посередине и скамьями для всей семьи вокруг. От него отходят рукава — личные покои. Или висят подвешенные на балки балконы, в эти покои ведущие, если здание сооружено двухэтажным. А сколько этажей будет у него — решать хозяину и пейзажу вокруг.

Дом, созданный Фрэнком Ллойдом Райтом. Пенсильвания. Сентябрь 2016 г.
Дом, созданный Фрэнком Ллойдом Райтом. Пенсильвания. Сентябрь 2016 г.

Дом не должен выделяться из окружающего пространства, но может стать его продолжением. Если во дворе есть скала — сделаем ее декором комнаты, могучее дерево — введем его в интерьер, соорудив специальную крышу. Даже над ручьем с водопадом можно построить виллу.

Яркие представители

Основные постулаты органической архитектуры были выражены Луисом Салливаном в 1890-е гг. А воплотил их в жизнь один из талантливейших архитекторов середины XX в. Фрэнк Ллойд Райт.

Стиль быстро стал международным, но особую популярность он приобрел в Финляндии, где совпали ценности общества — любовь к не испорченной промышленными сооружениями природе — и талант архитектора Алвара Аалто.

Немного критского, немного японского

Органическая архитектура имеет серьезные, тысячелетиями эксплуатации выверенные образцы для подражания. Во-первых, это Кносский дворец — уникальное сооружение Эгейской цивилизации на острове Крит. Другим источником вдохновения стала архитектура островной Японии (искусство островов, где бы они ни находились, отличается особой живописностью). Здесь та же, что и на Крите, сейсмическая опасность. Те же, только иначе расположенные архитектоничные формы, сочетающие тяжелые, массивные и легкие павильонные элементы. И то же внимание к пейзажу, к гармоничному слиянию с ним.

Комфорт и гармония

В райтовском доме могут сочетаться камень и штукатурка, кирпич и покрытие под покраску. И обязательно дерево и стекло.

Вся солнечная сторона должна быть остеклена, как в типовом доме для северных стран «Солнечный полукруг». И пусть остекление будет двойное — так теплее. А освещение в доме скрытое, чтобы не било в глаза и не отвлекало от огня в центре и пейзажа вокруг. А еще — что для второй половины XX в. почти крамола — спальня будет для сна, а кухня для приготовления еды, детские окажутся внизу, чтобы топот не мешал родителям, а в гостевых будут отдельными не только санузлы, но и выходы. Хозяева и гости должны порой отдыхать друг от друга. Причем выходы устраиваются в соответствии со сторонами света и розой ветров — нечего выстуживать дом, открывая дверь навстречу северному ветру.

Плавно перетекая в ландшафт крытыми террасами на опорах, широкими полями крыши, затеняющей нужные пространства, дом Райта делает жизнь простой, удобной и гармоничной.

вид Музея Завтра
Биотек. Рио-де-Жанейро, Бразилия — 11 апреля 2017 г.: вид Музея Завтра (Museu do Amanha), созданного Сантьяго Калатравой, ночью на Пирсе Мауа.

Яркие цвета не приветствуются в интерьерах Райта. В них живут душевно здоровые и богатые не только духовно, но и материально обитатели. К сожалению, органическая архитектура Райта не для массового строительства, а загородные усадьбы такого типа определенно не дешевы.

Кстати

Райт считал, что дома в пейзаже видно быть не должно, что это дилетантство — сровнять холм ради удобства ведения строительных работ. Плохим строителям всегда что-то мешает. А хорошие подберут естественные природные материалы, соответствующие климату, специфике постройки и, обязательно, занятиям хозяина, его увлечениям и привычкам.

Вопреки традиции

Райт умудрился выступить против основополагающих принципов классицистической архитектуры, против античных греков и мастеров Возрождения. Припомним, как Парфенон, будто корона, венчает скалу, на которой расположился Акрополь. Римские храмы и виллы эпохи Возрождения — белокаменные, четко «прорисованные» — доминируют над пейзажем. А уж об очаровании палладианских особняков на зеленых холмах Озерного края в Британии остается только вздыхать с восхищением. Все они по определению — заметны, они объединяют, определяют и одухотворяют окружающий пейзаж. А сооружения Райта становятся частью ландшафта и почти незаметны.

Чикаго, Иллинойс
Чикаго, Иллинойс — 20 сентября 2015 г.: построенный в 1910 г. недалеко от кампуса Университета Чикаго дом Фредерика С. Роби, созданный американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом.

Не биотек

Органическая архитектура использует традиционные материалы. А биотек копирует природные формы. Архитекторы биотека создавали сооружения максимально заметными. А Райт был против того, чтобы сооружение выделялось на фоне ландшафта. В доме Райта комфортно жить. Домами представителей биотека куда приятнее наслаждаться издалека как произведениями искусства.

Оук-Парк, Иллинойс — 15 июня 2016 г.: интерьер Храма Единения, созданного Фрэнком Ллойдом Райтом
Оук-Парк, Иллинойс — 15 июня 2016 г.: интерьер Храма Единения, созданного Фрэнком Ллойдом Райтом



Поделиться ссылкой