Скульптурный канон Высокой классики

Высокой классикой в древнегреческом искусстве обычно называют эпоху 450-410-х гг. до н.э. Выдающимися скульпторами этого периода были Фидий и Поликтет. По проекту Фидия был создан знаменитый Афинский акрополь. Самой значительной работой Фидия считают статую Афины Парфенос, которая стояла в ее храме в акрополе.

Статуя Афины Парфенос была высотой около 11 м. Она была изготовлена из дерева и покрыта золотом и слоновой костью. Одной рукой богиня опиралась на круглый щит, а во второй держала богиню победы Нику. У ног Афины извивалась змея (змея в Древней Греции была символом мудрости). На щите Афины была изображена битва греков с амазонками, а на ремешках сандалий – битва с кентаврами. Статуя не сохранилась, но до наших дней дошли многочисленные римские копии и изображения на монетах.

Фасады Парфенона были украшены рельефами и скульптурами Фидия: «Рождение Афины из головы Зевса», «Спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой», «Сражение богов и гигантов», «Сцены из Троянской войны» и другие. Для скульптур Фидия характерно изображение движущихся фигур, свободная, но единая композиция, отсутствие симметрии, непринужденность поз и естественность движений. В скульптурах Фидию удалось запечатлеть пластику и совершенство живого тела.

Поликтет изображал спокойно стоящих людей, в основном, спортсменов и воинов, которые считались идеалом мужественности. Поликтет написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил правила пропорции и симметрии, необходимые для построения правильного изображения человека. Скульптор стремился отобразить в неподвижном человеке его внутреннюю силу. Ярким примером стала скульптура «Копьеносец» («Дорифор»).

Для скульптуры эпохи высокой классики характерно отступление от монументально героических образов, появление лиричности и интимности в изображении человеческих образов. Эти черты также проявились в работах учеников Фидия – Кресилая («Портрет Перикла», «Голова Эфеба») и Алканена («Афродита в садах»).




Поделиться ссылкой