Часовня Королевского колледжа по праву считается выдающимся памятником английской перпендикулярной готики, позднеготического стиля, наиболее характерные постройки которого отличает веерный свод — уникальная конструктивная форма, встречающаяся только в английской архитектуре этого периода. Вся часовня заполнена одними из лучших витражей в Европе. Интерьер ее украшен великолепными предметами обстановки — преградой хора и резными скамьями.
В 1441 г. король Генрих VI основал колледж Св. Николая (его святого покровителя), позже изменив его название на «Королевский колледж Благой Марии и Св. Николая». Его строения образовывали двор к северу от часовни. В своем Меморандуме, или Воле, Генрих VI пожелал, чтобы «постройка моего колледжа была сделана в большой форме, ясно и основательно, оставляя в стороне излишество чрезмерно искусной резьбы и обильной лепнины».
В строительстве часовни можно выделить три стадии. Первая, с 1446 по 1461 г., шедшая под руководством Реджинальда Или и завершенная уже после свержения Генриха VI с престола. Вторая, с 1476 по 1485 г. И завершающая фаза, с 1508 по 1515 г. Свод и большая часть тонкой резьбы работы Томаса Стоктона относятся к третьему периоду, времени правления Генриха VIII — увенчанные коронами розы, решетки и лилии символизируют королевское покровительство. От сдержанности, которую ожидал увидеть Генрих VI, не осталось к завершению строительства и следа.
Деревянная крыша капеллы — одна из самых замечательных и самых больших позднесредневековых крыш в Англии. Она скрыта за великолепным веерным сводом, сооруженным в заключительной фазе строительства. Профили столбов, законченных в первый этап строительства, подразумевают иной стиль свода, который, видимо, намеревался построить Р. Или. Но когда свод начали строить после 1508 г., вырастающие из опор «диагональные» ребра разветвились на пять ребер веера, занимающего четверть ячейки свода. Кто на самом деле спроектировал этот свод, неизвестно, но чаще всего называют имя Джона Вастелла.
Деревянная алтарная преграда, или перегородка, вероятно, установленная между 1530 и 1535 гг., отделяет прихожан от духовенства. Она несет на себе укрепленный наверху орган и продолжается на восток, образуя спинку скамей хора. В ее изготовлении, безусловно, принимало участие немало мастеров. По стилю она ближе скорее французскому или голландскому ренессансу, чем итальянскому. Повторяющиеся круглые арки, деление на базу, ствол и антаблемент и тщательно выстроенная иерархия композиции выдают классическое чувство ордера. Внутри этой сетки можно увидеть херувимов, животных, птиц и стилизованные растительные формы, вплетенные между пилястрами и фризами.
Монограммы HR и AR и гербы Генриха VIII и Анны Болейн позволяют достаточно точно установить дату. Особенно хороши искусно вырезанные гербы на спинках боковых скамей и изображение Св. Георгия, побеждающего дракона.
В 1960-х гг. после некоторых дебатов, под восточным окном было установлено «Поклонение волхвов» Рубенса, и конец часовни был оформлен по-новому. Так что теперь в ней находится шедевр фламандской живописи XVII века, вступивший в диалог с позднеготической каменной резьбой, исключительного качества витражами и ренессансной деревянной преградой.
Витражи часовни Королевского колледжа — наиболее полный ансамбль церковных окон времен Генриха VIII; сохранились даже контракты на их эскизы и исполнение. Не известно лишь то, кто отвечал за общий замысел. Но кто бы то ни был, ему определенно были знакомы европейские гравюры, на которых основан рисунок витражей. Изощренно выстроенные композиции переходят с одного окна на другое, линии изысканны, эмоции переданы с необычной убедительностью. Главная тема — жизнь Христа, дополненная сценами из жизни Девы Марии. Изображенные архитектурные детали скорее ренессансные, чем готические по стилю, и часто встречаются намеки на патронаж юдоров, в особенности в великолепном восточном окне. Витражами можно любоваться и просто как абстрактными узорами.
Чтобы увидеть часовню Королевского колледжа, нужно вначале добраться до Кембриджа. Колледж и часовня располагаются в центре города и до них можно добраться на автомобиле, общественным транспортом либо на велосипеде. Но лучше никуда не торопиться и прогуляться по городу до часовни пешком.
В Кембридж лучше отправляться с мая по сентябрь.