Архитектурное сооружение, скульптура, водоем, порой даже шоу со вспышками света и музыкальным сопровождением — эти формы фонтан освоил прочно. А ведь начиналось все со струи, бившей под напором во дворике сада где-то в Месопотамии или Египте.
В Западную Европу водяные забавы сложных форм, отличные от традиционных средневековых купелей, попали через арабскую культуру в XII в. Так, интересная система фонтанов была в парке Эден в Бургундии, владельцем которого являлся граф Робер II д’Артуа, бывший Робер Сицилийский, правитель постмавританской Сицилии.
Парк в Хелльбрунне под Зальцбургом, созданный в 1612—1617 гг. в стиле маньеризма, был полон чудес. Но самыми интересными из них считались фонтанные забавы. В Римском театре Хельбрунна и сегодня находится Княжеский стол с каменной столешницей.
Стоит приглашенным опуститься на каменные табуреты вокруг стола, как из сидений и пола вырываются струи воды, обливая всех с ног до головы. Сухим оставался только хозяин, чье сиденье было безопасным.
Лучшими фонтанами Европы навсегда останутся фонтаны садов Версаля. Аполлон на колеснице, богиня Латона, лягушки, тритоны, нимфы, перемежаясь со струями воды, создают чарующее сияние, отражаясь в глади партеров. Так одна стихия воды подчеркивает прелесть всех остальных, служащих ей роскошной оправой.
Фонтан как чаша купели — частый сюжет в средневековой живописи, от раннехристианских мозаик до картин Яна Ван Эйка и Альбрехта Альтдорфера, где мы видим Мадонну с Младенцем на пути в Египет, отдыхающую у источника.
Идея источника вечной молодости с бассейном для омовений приобрела особую популярность в позднем Средневековье. Лукас Кранах написал картину «Фонтан вечной юности», где пожилые, погружаясь в бассейн, выходят из него обновленными и тут же возвращаются к утехам молодости.
У Иеронима Босха парк с фонтаном также символизировал сладострастие и плотские наслаждения в его триптихе «Сад земных наслаждений».
Картина Тициана «Любовь земная и небесная» объединяет двух прекрасных женщин вокруг водяной чаши в форме римского саркофага. Купидон своей ручкой оживляет «мертвую» воду, благословляя ею любовь.
Барочные фонтаны с их извивающимися скульптурами на фоне массивных архитектурных задников, украшенных не менее пышно, производят впечатление, сильное до недоумения, — такое изобилие струй, форм бликов, пространственных преображений они являют. В отличие от фонтанов древнеримских, где вода двигалась под естественным напором, в фонтанах барокко использована система насосов.
«Писающий мальчик» на центральной площади Брюсселя — мифологический персонаж, забавляющий туристов, символ неисчерпаемого плодородия природы. Интересно, что у него есть даже свой гардероб, составляющий почти 2 тысячи нарядов. Традиция обряжать статую в созданный самыми достойными руками наряд идет еще от пеплоса Афины.