Фовизм (1900-1920 годы)

Первое из авангардных движений ХХ века, фовизм — это живопись, которая не пытается походить на жизнь. Это невероятной яркости краски, ломаные контуры, свободная техника и композиция. Фовизм просуществовал недолго, никогда не был формально организован, но оказал влияние на искусство и дизайн всего ХХ столетия.

Фовизм родился в Париже в начале ХХ века. Выразительный стиль, совпавший по времени с грандиозными техническими изобретениями: автомобили, радио, электричество стремительно меняли общественную жизнь. В определенном смысле это художественное течение стало продолжением работ Ван Гога, Сезанна и Гогена. Подобно постимпрессионистам, фовисты отказались от объективности и тщательной детализации импрессионизма, их искусство было, скорее, эмоциональным и экспрессивным.

Дикие звери

Стилистика фовизма развивалась в творчестве нескольких художников примерно десять лет, но как оформившееся направление он просуществовал только три года. Фовисты провели всего три совместные выставки. «Les Fauves» называли таких художников: Анри Матисс (1869-1954), Андре Дерен (1880-1954), Морис де Вламинк (1876-1958), Жорж Брак (1882-1963), Жорж Руо (1871-1958), Альбер Марке (1875-1947) и Рауль Дюфи (1877-1953). Это прозвище они получили на парижском «Осеннем салоне» в 1905 году.

Как и в случае с импрессионистами, название родилось из насмешки критика. В той же галерее были выставлены классические скульптуры, и Луи Вексель (1887-1945), показывая на них, громко заявил: «Donatello au milieu des fauves!» («Донателло среди диких зверей!»). Вексель яростно фовизм раскритиковал энергичную свободную манеру живописи, отсутствие светотени и полутонов, использование пронзительно-яркого, неестественного для предметов цвета, назвав все это смехотворной бессмысленной демонстрацией отсутствия мастерства.

Анри Матисс
Анри Матисс
 Андре Дерен
Андре Дерен
«Я рисую не этот стол, но чувства, которые он во мне вызывает» Анри Матисс
Жорж Брак
Жорж Брак
Альбер Марке
Альбер Марке

Цвет

С 1901 по 1906 год в Париже прошло несколько ретроспективных выставок, где среди прочих демонстрировались полотна Гогена, Ван Гога и Сезанна. Впервые Гоген и Сезанн были представлены публике в таком объеме. Художники, воодушевленные увиденным, решились экспериментировать с собственными новаторскими идеями. Матисс с 1897 года изучал живопись у художника-импрессиониста Джона Питера Рассела (1858-1930).

Рассел объяснил ему теорию цвета, и Матисс начал работать с чистыми красками. Рассел, друживший с Ван Гогом, показал Матиссу его рисунки. После этого яркие цвета, плотные выразительные мазки и минимальное сходство с действительностью стали визитной карточкой работ Матисса. Дополнительную роль сыграл и интерес к орнаментам восточных ковров, пейзажам и искусству Северной Африки.

Джон Питер Расселл
Джон Питер Расселл

Отвергая традиции

Фовисты пренебрегали точностью формы, а палитру и технику выбирали на основе своих ощущений. Они отказались от традиционного изображения световых эффектов, перспективы, объема и текстуры, порой даже утрировали плоскостное изображение. Цвет должен был передавать чувства или впечатления от объекта — например, радость или тепло яркого солнечного света. Их творчество казалось дерзким, а техника — небрежной, но темы работ оставались вполне традиционными — обнаженная натура, пейзажи, натюрморты. Важнее всего был цвет. И с этой точки зрения фовизм, с его чистыми красками и оригинальным способом нанесения их на холст, может считаться прямым наследником постимпрессионизма и стилем, противостоящим неоимпрессионизму, который, по их мнению, насаждал монотонное единообразие. Матисс однажды заявил: «Фовизм сверг тиранию дивизионизма».

Насмешки

Фовисты подвергались бесконечным насмешкам и издевкам. Их привычка выдавливать краски из тюбика прямо на холст, избегать даже намека на реалистичность вызывала недоумение у современников, которые не могли понять, какую цель преследуют художники, столь жестоко искажая действительность. Публика считала, что фовисты просто не умеют рисовать, что они не «настоящие» художники, а просто компания бездарей, ищущих славы. Но в среде молодых живописцев стиль обретал все большую популярность, и в двух следующих выставках вместе с фовистами участвовали Кеес ван Донген (1877-1968) и Отон Фриез (1879-1949). Все, кого прозвали «Les Fauves», использовали похожие технические приемы и работали в едином стиле, но общей философии у них не было.

Во многих работах мелькают элементы наивного искусства ранних периодов. Возможно, это следствие выставки французских примитивистов, на которой были представлены до-ренессансные работы, — молодежь привлекала свежесть и убедительная искренность старых мастеров. Другим источником вдохновения для фовистов, в творчестве которых появилась почти первобытная стилизация, стала африканская скульптура, которую коллекционировали Вламинк, Дерен, Матисс и другие.

«Лишь после долгих лет подготовки молодой художник имеет право обратиться к Цвету. К Цвету, конечно, не как средству внешнего описания, а как средству Духовного выражения» Анри Матисс

Пик успеха фовизма приходится на 1905-1907 годы. После этого художники постепенно отдаляются и каждый развивает собственный стиль. Матисс еще несколько лет работал в технике фовизма, но остальных захватили новые идеи.

Матисс и Моро

В 1892 году Матисс поступил в Школу изящных искусств в Париже, где учился у художника-символиста Гюстава Моро. Помимо Матисса, Моро обучал еще Марке и Руо, побуждая их развивать собственные творческие предпочтения, а не следовать традиции. Его открытость, непредвзятость, оригинальность и вера в эмоциональную силу цвета были новаторскими и необычными для того времени. Это он сказал Матиссу: «Ищи свой цвет. Учись представлять его».

Сэмюэл Джон Пепло

Вдохновленная Матиссом, эта картина является образцом наивного стиля, напоминая рисунок ребенка, выполненный простыми штрихами и чистыми красками. В результате получается радостное живое изображение, которому совсем не обязательно быть похожим на правду.

Пепло называют шотландским колористом, а не фовистом, но для него цвет тоже является важнейшим элементом. Большинство фовистов располагали комплементарные цвета рядом, дабы усилить их, аккуратно добавляли противоречащие оттенки, чтобы подчеркнуть различия.




Поделиться ссылкой