Первое из авангардных движений ХХ века, фовизм — это живопись, которая не пытается походить на жизнь. Это невероятной яркости краски, ломаные контуры, свободная техника и композиция. Фовизм просуществовал недолго, никогда не был формально организован, но оказал влияние на искусство и дизайн всего ХХ столетия.
Фовизм родился в Париже в начале ХХ века. Выразительный стиль, совпавший по времени с грандиозными техническими изобретениями: автомобили, радио, электричество стремительно меняли общественную жизнь. В определенном смысле это художественное течение стало продолжением работ Ван Гога, Сезанна и Гогена. Подобно постимпрессионистам, фовисты отказались от объективности и тщательной детализации импрессионизма, их искусство было, скорее, эмоциональным и экспрессивным.
Стилистика фовизма развивалась в творчестве нескольких художников примерно десять лет, но как оформившееся направление он просуществовал только три года. Фовисты провели всего три совместные выставки. «Les Fauves» называли таких художников: Анри Матисс (1869-1954), Андре Дерен (1880-1954), Морис де Вламинк (1876-1958), Жорж Брак (1882-1963), Жорж Руо (1871-1958), Альбер Марке (1875-1947) и Рауль Дюфи (1877-1953). Это прозвище они получили на парижском «Осеннем салоне» в 1905 году.
Как и в случае с импрессионистами, название родилось из насмешки критика. В той же галерее были выставлены классические скульптуры, и Луи Вексель (1887-1945), показывая на них, громко заявил: «Donatello au milieu des fauves!» («Донателло среди диких зверей!»). Вексель яростно фовизм раскритиковал энергичную свободную манеру живописи, отсутствие светотени и полутонов, использование пронзительно-яркого, неестественного для предметов цвета, назвав все это смехотворной бессмысленной демонстрацией отсутствия мастерства.
«Я рисую не этот стол, но чувства, которые он во мне вызывает» Анри Матисс
С 1901 по 1906 год в Париже прошло несколько ретроспективных выставок, где среди прочих демонстрировались полотна Гогена, Ван Гога и Сезанна. Впервые Гоген и Сезанн были представлены публике в таком объеме. Художники, воодушевленные увиденным, решились экспериментировать с собственными новаторскими идеями. Матисс с 1897 года изучал живопись у художника-импрессиониста Джона Питера Рассела (1858-1930).
Рассел объяснил ему теорию цвета, и Матисс начал работать с чистыми красками. Рассел, друживший с Ван Гогом, показал Матиссу его рисунки. После этого яркие цвета, плотные выразительные мазки и минимальное сходство с действительностью стали визитной карточкой работ Матисса. Дополнительную роль сыграл и интерес к орнаментам восточных ковров, пейзажам и искусству Северной Африки.
Фовисты пренебрегали точностью формы, а палитру и технику выбирали на основе своих ощущений. Они отказались от традиционного изображения световых эффектов, перспективы, объема и текстуры, порой даже утрировали плоскостное изображение. Цвет должен был передавать чувства или впечатления от объекта — например, радость или тепло яркого солнечного света. Их творчество казалось дерзким, а техника — небрежной, но темы работ оставались вполне традиционными — обнаженная натура, пейзажи, натюрморты. Важнее всего был цвет. И с этой точки зрения фовизм, с его чистыми красками и оригинальным способом нанесения их на холст, может считаться прямым наследником постимпрессионизма и стилем, противостоящим неоимпрессионизму, который, по их мнению, насаждал монотонное единообразие. Матисс однажды заявил: «Фовизм сверг тиранию дивизионизма».
Фовисты подвергались бесконечным насмешкам и издевкам. Их привычка выдавливать краски из тюбика прямо на холст, избегать даже намека на реалистичность вызывала недоумение у современников, которые не могли понять, какую цель преследуют художники, столь жестоко искажая действительность. Публика считала, что фовисты просто не умеют рисовать, что они не «настоящие» художники, а просто компания бездарей, ищущих славы. Но в среде молодых живописцев стиль обретал все большую популярность, и в двух следующих выставках вместе с фовистами участвовали Кеес ван Донген (1877-1968) и Отон Фриез (1879-1949). Все, кого прозвали «Les Fauves», использовали похожие технические приемы и работали в едином стиле, но общей философии у них не было.
Во многих работах мелькают элементы наивного искусства ранних периодов. Возможно, это следствие выставки французских примитивистов, на которой были представлены до-ренессансные работы, — молодежь привлекала свежесть и убедительная искренность старых мастеров. Другим источником вдохновения для фовистов, в творчестве которых появилась почти первобытная стилизация, стала африканская скульптура, которую коллекционировали Вламинк, Дерен, Матисс и другие.
«Лишь после долгих лет подготовки молодой художник имеет право обратиться к Цвету. К Цвету, конечно, не как средству внешнего описания, а как средству Духовного выражения» Анри Матисс
Пик успеха фовизма приходится на 1905-1907 годы. После этого художники постепенно отдаляются и каждый развивает собственный стиль. Матисс еще несколько лет работал в технике фовизма, но остальных захватили новые идеи.
В 1892 году Матисс поступил в Школу изящных искусств в Париже, где учился у художника-символиста Гюстава Моро. Помимо Матисса, Моро обучал еще Марке и Руо, побуждая их развивать собственные творческие предпочтения, а не следовать традиции. Его открытость, непредвзятость, оригинальность и вера в эмоциональную силу цвета были новаторскими и необычными для того времени. Это он сказал Матиссу: «Ищи свой цвет. Учись представлять его».
Вдохновленная Матиссом, эта картина является образцом наивного стиля, напоминая рисунок ребенка, выполненный простыми штрихами и чистыми красками. В результате получается радостное живое изображение, которому совсем не обязательно быть похожим на правду.
Пепло называют шотландским колористом, а не фовистом, но для него цвет тоже является важнейшим элементом. Большинство фовистов располагали комплементарные цвета рядом, дабы усилить их, аккуратно добавляли противоречащие оттенки, чтобы подчеркнуть различия.