Футуризм (1909-1916 годы)

Пока во Франции развивался кубизм, в Италии группа молодых художников обсуждала новые идеи. В период с 1909 по 1916 год футуристы, как они себя называли, создали новое искусство, которое, по их мнению, разрушало все старые традиции и было обращено полностью в будущее — прекрасный новый мир современных технологий.

Футуризм — единственное авангардное течение, центр которого находился не в Париже, а в Италии. В 1909 году поэт и журналист Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) написал манифест футуризма, восхваляющий юность, машины, движение, мощь и скорость. В то время не существовало еще ни одного футуристического произведения — все идеи были чистой теорией. Для Маринетти и его друзей эти заводы, машины, индустриальный прогресс в целом символизировали всеобщее светлое будущее. Им казалось, что настало время отбросить наследие классического искусства и Возрождения и открыться новым идеям.

Филиппо Томмазо Маринетти
Филиппо Томмазо Маринетти

Прославляя насилие

Стоило Маринетти опубликовать первый футуристический манифест в декабре 1908 года в итальянской «La Gazzetta dell’Emilia», а месяц спустя во французской «LeFigaro», как революционную идею подхватили прочие писатели, художники, архитекторы, дизайнеры и композиторы. Они были согласны с тем, что век машин повернет к лучшему жизнь всего человечества. В 1910 году группа художников выпустила второй манифест, который они назвали «Манифест художников-футуристов», подписанный Умберто Боччони (1882-1916), Джино Северини (1883-1966), Джакомо Балла (1871-1958), Луиджи Руссоло (1885-1947) и Карло Карра (1881-1966). Он был даже радикальнее первого и содержал требование ко всем итальянским художникам забыть об опыте прошлого. Критикуя классическую живопись, футуристы всячески превозносили современные технологии.

Уже через месяц появился «Технический манифест футуристической живописи», призывавший искать новые методы изображения динамики движения в изобразительном искусстве. С 1909 по 1916 год было выпущено более пятидесяти манифестов, каждый из которых содержал не только информацию о воззрениях авторов, но и прямые указания, как должен думать и творить современный художник. Футуристов вдохновляли, помимо технических достижений, экспрессионизм, неоимпрессионизм, кубизм и музыка Игоря Стравинского (1882-1971).

Промышленные достижения, прогресс и даже война казались им захватывающим приключением, стремительным и современным, что, безусловно, стоило увековечить в произведениях искусства. Не в последней степени потому, что футуристы были убеждены: все это поможет избавиться от общественных предрассудков и социального неравенства. Они утверждали, что «война — это единственная гигиена мира». И даже готовы были воспевать насилие и жестокость, пока не столкнулись лицом к лицу с ужасами Первой мировой войны.

 Умберто Боччони
Умберто Боччони
 Джино Северини
Джино Северини
«Я хочу рисовать новое, плоды нашей индустриальной эры» Умберто Боччони
Игорь Стравинский
Игорь Стравинский

Ритм и цикл

Маринетти в своем манифесте писал о рождении новой красоты — красоты скорости. В своих произведениях футуристы действительно стремились изобразить прежде всего энергию и скорость. Чтобы добиться этого, они использовали ритмически повторяющиеся штрихи, прерывистые последовательности размытых форм, демонстрирующие их знакомство с фотографией и недавно открытым рентгеновским излучением. Объекты изображались одновременно с разных сторон, но не так радикально, как в кубизме. Чистые краски, волнистые прерывистые мазки, диагональные линии — все это создавало эффект движения и света, в двух и трех измерениях.

Для большей жизненности комплементарные цвета совмещались. Среди вполне реалистичных работ встречаются и абстрактные; большинство авторов считали, что процесс создания картины так же важен, как и сама завершенная работа, а интуиция и «одновременность» (разных ракурсов) гораздо важнее тщательного планирования. Первая крупная выставка футуристов прошла в Милане в 1911 году, а в 1912-м экспозиция была представлена в Париже, откуда отправилась в путешествие по европейским городам. Выставка произвела фурор в Цюрихе, Вене, Берлине, Лондоне и Брюсселе.

Футуристические идеи стремительно распространялись по всей Европе. Не удовлетворившись радикальным отказом от традиций и опыта прошлого, футуристы вскоре начали критиковать и кубизм за недостаточную прогрессивность. Впрочем, в будущем кубизм оказался куда более влиятельным и авторитетным явлением, чем футуризм. Между тем футуризм оказался востребован в скульптуре, поэзии, музыке. А родоначальники его достигли такого мастерства в продвижении своих идей путем организации лекций, публичных дискуссий и прочих рекламных трюков, что невольно внесли немалый вклад в развитие современных пиар-технологий.

«Великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости» Филиппо Томмазо Маринетти

Последствия войны

Футуристы испытывали такой восторг перед будущим, что недооценили бессмысленность войны и разрушительную силу усовершенствованного оружия, перед которым они благоговели. С вступлением Италии в Первую мировую войну в 1915 году наивности в них поуменьшилось. Боччони и архитектор-футурист Антонио Сант’Элиа (1888-1916) погибли на фронте в 1916-м, Руссоло был тяжело ранен. И хотя после 1918 года группа футуристов была реорганизована, к тому времени художники, лишившись оптимистических иллюзий, придерживались совсем иных взглядов. Футуризм прекратил существование, но его отголоски еще будут звучать в авангардных течениях разных стран — в русском футуризме, ар-деко, конструктивизме, дадаизме и сюрреализме.

«Динамизм велосипедиста»

Футуристов настолько заворожила идея скорости и динамики, что они с восторгом приветствовали современные технологии и преклонялись перед мощью машин. Это абстрактное изображение велосипедиста и велосипеда, но человеческая фигура и машина слились в одно целое, хотя на полотне можно различить несколько привычных элементов — горный пейзаж, солнечный блик на металле. Скорость передана прерывистыми мазками, короткими незавершенными окружностями — стремительно вращающиеся колеса и мелькающие спицы. Боччони постарался передать «ощущение динамики» скорости — диагональные линии, повторяющиеся острые углы, создающие определенный ритм.

«Динамизм велосипедиста», Умберто Боччони, 1913, холст, масло
«Динамизм велосипедиста», Умберто Боччони, 1913, холст, масло

Отвергая прошлое

Презирая благоговение перед художественным наследием Италии, футуристы считали себя подлинными революционерами. Италия переживала культурный кризис, и многие чувствовали себя попавшими в западню, застрявшими между славой прошлого и убогостью настоящего. Футуристы призывали своих последователей сжечь академии и музеи, им отвратительна была сама идея изображения обнаженного тела. Они предвкушали разрушение старого мира в огне войны.




Поделиться ссылкой