Фьюжн. Пестрая смесь

Есть люди, которые ценят не только красивые вещи, но и свой комфорт в этих вещах. Их не загонишь в неудобную обувь и не заставишь жить в дизайнерском интерьере. И, тем не менее, одеты они удивительно гармонично, и в доме у них уют и полное согласие разновременных и разностильных вещей. Посердившись для порядка, законодатели модных течений в искусстве 80-х гг. XX в. придумали назвать такой подход к окружающей человека среде «фьюжн» — от английского «сплав».

Интерьер в стиле фьюжн. Начало XXI в.
Интерьер в стиле фьюжн. Начало XXI в.

Вездесущий озорник

Фьюжн активно проявлял себя в искусстве. Казалось, «сочетанием несочетаемого», то есть объединением в одном произведении характерных деталей несовместимых стилей, увлеклись и музыканты (джаз-рок фьюжн, кельтик-фьюжн), и кулинары (блюд с приставкой «фьюжн» не сосчитать), и архитекторы, и особенно дизайнеры.

Память о цветке

Фьюжн предлагает побыть путешественниками во времени и пространстве: вот, к примеру, кривоватая вазочка из африканской деревушки, в которой вам протянули живой цветок. И цветка-то уже давно нет, а вы всё улыбаетесь — впечатление отсвета, смягченного теплой эмоцией, обретает особую ценность.

Победа над реальностью

Не всем, как говаривал некогда А. С. Пушкин, удавалось создать «смешенье пестрых глав», объединив их естественно и гармонично. Но на то оно и искусство — усердие Сальери не заменит гениальности Моцарта. Есть версия, что зародился фьюжн в мастерских дизайнеров интерьеров на Филиппинах, разрабатывался в окружении «Движения восьми» (Movement Eight, или М8). Направление получило толчок вдохновения от Антонио Буджи, после чего было подхвачено чуткими к новым веяниям архитекторами. И неудивительно. Ведь если клиент в чистый футуристический интерьер упорно стелет шелковый коврик, к дивану в виде губ Мэрилин Монро подставляет антикварный столик — подарок начальника, настоящий творец придумает, как укротить это буйство чужой фантазии. И не только укротить, но и использовать в следующем проекте. Только коврик постелить иранский, ручной работы, а угол с компьютерным креслом подчеркнуть античной колонной — и то, и другое, и сам интерьер становятся символом победы разума над реальностью.

Фьюжн предлагает смешивать только дорогие вещи — дорогие именно вам, а не в соответствии с магазинным ценником.

Этика модерна

Фьюжн еще называют этническим модерном за стремление использовать самые современные элементы в сочетании с этническими деталями. И замечательно, если они изготовлены по древним традиционным технологиям из материалов, привезенных из всех стран мира. Впрочем, фаворитами являются изделия вьетнамских и филиппинских мастерских, сочетающих традиционный и новаторский подходы к дизайну, возвращая в современность достижения предков.

Интерьер в стиле фьюжн. XX в.
Интерьер в стиле фьюжн. XX в.

Цельное впечатление

Натуральные природные материалы: кожа, текстиль, пенька, бамбук, лианы, водоросли — гармонично сочетаются с кованым металлом, стеклом. Главное — чтобы впечатление было цельным и, если это возможно, каждый раз новым. А для фьюжн нет невозможного. Стиль предлагает экспериментировать, но помнить о чувстве меры — избыток любви тоже не хорош, а контраст подчеркнет и дополнит впечатления.

Фьюжн или эклектика?

Смотрим определение эклектики — «смешение, соединение разнородных стилей». В чем же разница? Почему во все времена, начиная со II в. — с основания философской школы эклектизма, — это явление в искусстве дружно ругают как признак дурного вкуса все те же тонкие ценители прекрасного, которым фьюжн пришелся по душе? Соединяемые детали интерьера или здания в стиле фьюжн остаются «самими собой» — сохраняют свои характерные особенности, не «притворяются» лучшими, чем они есть. Фьюжн совмещает непохожие стили в гармоничное целое, а эклектика подбирает похожие. Получается, как говорят, «миленько».

Деталь фасада эклектического сооружения. Венгрия. Начало XX в.
Деталь фасада эклектического сооружения. Венгрия. Начало XX в.



Поделиться ссылкой