Хай-тек. Будущее уже здесь

Полет человека в космос подхлестнул самые смелые фантазии. И не только мальчишек и писателей-фантастов, но и дизайнеров с архитекторами. И то, что началось как иллюстрация к космоопере и декорация к сериалу про космические приключения, однажды обрело реальные, вещественные формы.

Искусство технологий

Высокие технологии, давшие название стилю хай-тек, и вправду поражали воображение. К примеру, геодезические купола, технологию которых разработал Ричард Фуллер. Они оказались не только практичными, но и удивительно изящными.

Жижковская телевизионная башня. Вацлав Аулицкий. Прага. Чехия. 1985—1992 гг.
Жижковская телевизионная башня. Вацлав Аулицкий. Прага. Чехия. 1985—1992 гг.

Основатели стиля хай-тек Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ренцо Пиано, опираясь на находки группы «Аркигрэм», совместившей идеи поп-арта и научной фантастики в архитектурных проектах, выработали ряд концепций, оказавшихся удивительно плодотворными.

Основные черты хай-тека: рациональное использование пространства, применение последних достижений в проектировании, строительстве и инженерии сооружений, лаконичные линии и формы.

Биосфера. Ричард Фуллер. Монреаль. Канада. 1967 г.
Биосфера. Ричард Фуллер. Монреаль. Канада. 1967 г.

Смена поколений

Как и любое стилевое направление, хай-тек принято делить на ранний и поздний: смена поколений мастеров неизбежно вела к смене творческих ориентиров.

Поздний хай-тек стал очень престижным и очень дорогим — теоретик архитектуры Чарлз Дженкс называл сооружения этого периода «банковскими соборами». Их создатели из «бунтовщиков и ниспровергателей» переведены в «отважных первооткрывателей и новаторов»: Норману Фостеру пожаловано звание рыцаря.

Основные типы сооружений хай-тек — общественные, коммерческие, офисные здания: небоскребы, аэропорты, музеи, культурные центры, мосты, виадуки.

Максимум света

Свет моделирует пространства интерьера в стиле хай-тек: светильники техногенного вида спрятаны за панелями, часто встроенные, струнные, галогеновые. В дизайне интерьеров используются скульптура и живопись авангарда, черно-белые фотографии. Впрочем, последние тенденции допускают яркие тона густых насыщенных оттенков.

Маркетт Плаза. Гуннар Биркертс. Миннеаполис. США. 1973 г.
Маркетт Плаза. Гуннар Биркертс. Миннеаполис. США. 1973 г.

Новые формы

Прагматизм, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, антиисторичность, монументальность — такой задел не мог быть исчерпан в одном стиле. На этой щедро «вспаханной» апологетами хай-тека почве выросли не менее полезные «плоды»: стили биотек, экотек и далее техно-экспрессионизм конца XX в.

Вентиляционные трубы и часть фасада Центра Жоржа Помпиду. Ричард Роджерс. Париж. Франция. 1977 г.
Вентиляционные трубы и часть фасада Центра Жоржа Помпиду. Ричард Роджерс. Париж. Франция. 1977 г.

Глубокие корни

Все наши фантазии опираются на реальность — даже инопланетяне у нас двуногие и головастые. Таки с хай-теком: где-то мы все это уже видели. «Чудовищные ребра» Центра Помпиду иронично перекликаются с готическими ажурами собора Нотр-Дам — все конструкции наружу, максимум свободного пространства внутри.

Практики хай-тека лишь насмешливо улыбаются: они и не порывали с традициями европейской архитектуры, не опровергали Витрувия — их произведения функциональны, в них есть своя красота. Архитекторы утверждают, что хай-тек стал поэтичным завершением одной эпохи, заложив основы следующей.

Интерьер хай-тек
Интерьер хай-тек



Поделиться ссылкой