Искусство Древнего Египта (3000-30 гг. до н. э.)

Цивилизация Древнего Египта существовала около 3000 лет, и за это время стиль египетского искусства практически не изменялся. Первые художники разработали систему изображения всего на свете, и их идеи передавались следующим поколениям. Каноны обратились в незыблемое правило, никто не смел отклониться от стандарта или добавить индивидуальных штрихов в свою работу.

Египтяне, как и представители прочих древних цивилизаций, глубоко верили в магию и существование богов, которых следовало задобрить, дабы застраховать себя от их гнева. И потому произведения искусства создавались из практических соображений. Стержнем египетской религии была вера в загробную жизнь.

Искусство для мертвых

Большинство шедевров египетского искусства было создано для захоронений; не предполагалось, что их будет рассматривать кто-то из живых людей. И неважно, что нам они кажутся интересными, — создавались они с совершенно иными целями.

Разгадка кроется в египетском названии скульптора: «тот-кто-сохраняет-живым». Именно в этом и заключалась роль всех древнеегипетских художников — не украшать, не вызывать восхищение, не привлекать удачу, но помогать умершим (причем богатым) достичь загробного мира, заслужить одобрение богов и проводить свои дни с тем же комфортом, что и на земле. Поэтому гробницы украшали предметами быта и сценами из повседневной жизни покойного. Туда же помещались статуя или статуэтки умершего вместе с изображениями тех, кто окружал его при жизни, — членов семьи и слуг. Древние египтяне верили, что живописное изображение, рельеф или скульптура оживают, как только двери гробницы замуровывают, и статуэтка слуги становится человеком-слугой, необходимым и в загробной жизни.

«Египет — это земля величайших контрастов: величественные творения, мерцающие сквозь пыль тысячелетий» Гюстав Флобер

Педантичность

Художник обязан был изображать действительность максимально просто и точно. По этой причине искусство выглядело довольно схематично. Личные интерпретации, трактовки сюжетов, жизненные зарисовки, воображаемые красоты, декоративные элементы и прочие вольности были строжайше запрещены. Вместо этого на протяжении всего срока обучения художники должны были освоить строгий канон и следовать ему в живописи, рельефе и скульптуре. Несмотря на кажущуюся простоту, в египетском искусстве заложена поразительно сложная система соотношений и гармонии, которая достигается геометрически точным расположением каждого элемента. Избегая стилизации и неопределенности, используя неизменные формы и каноны, египетские мастера создали уникальный и совершенно особый стиль, которым восхищались и которому пытались подражать еще долгие столетия.

Метод

Подход художника к работе был методичным и систематизированным. Для настенных росписей сначала размечали сетку, которую наносили натянутыми веревочками, окрашенными красным. Затем делали набросок рисунка согласно эскизу на папирусе, и, наконец, изображение раскрашивалось простыми яркими красками. Никаких попыток изобразить объем, перспективу или текстуру. Каждая фигура демонстрировалась в наиболее характерном ракурсе. Подобным же образом выполняли рельефные изображения и скульптуры — по образцу, в соответствии со строжайшими канонами. Статуя покойного фараона должна была стать прибежищем для его души. Если статую изготавливали из твердого камня, это прибежище могло существовать вечно.

Правила изображения

Части тела и черты лица человека изображались в наиболее понятном, типичном ракурсе; персонажи отличались по размеру. Мужья были выше своих жен, и оба — гораздо выше, чем их слуги. Женщин рисовали в неподвижных позах, а мужчин — в активном действии. Кожа у мужчин была более темного оттенка, красно-коричневого, а женская — светло-желтая.

Для домов, деревьев, лодок всегда выбирали «вид сбоку», для рек и рыбы — «вид сверху». Для каждого из божеств, которых насчитывалось более двух тысяч, тоже существовали особые правила изображения. Часто добавляли символы, понятные богам: скарабей — символ созидания, лягушка и утка — плодовитости. Руки сидячих статуй были сложены на коленях, а у тех, что стояли, одна нога была немного выдвинута вперед.

Поскольку в скульптуре существовали такие же незыблемые каноны, как в живописи, индивидуальное портретное сходство отсутствует даже в статуях фараонов. Постоянство гораздо важнее натурализма. Египтяне полагали, что каждого умершего (обычно царского происхождения, но иногда и представителей высшей знати) следует замуровать в личной гробнице. Боги узнают человека, примут все молитвенные обращения и жертвоприношения и заберут покойного в загробный мир для вечной жизни.

Три аспекта

Искусство египтян оставалось неизменным на всем протяжении своего существования: не было никакого раннего периода, никакого развития, за всю его историю лишь однажды предпринималась попытка реформы. Искусство древнейшего периода было таким же утонченным и совершенным, как и творения позднего времени. Оно родилось из трех основных идей египетской культуры: религия, смерть и верность установленным правилам.

Искусство египтян
Искусство египтян

Древнеегипетские надгробия

Надгробие царицы Нефертари — типичное царское надгробие этого периода. Украшенное религиозными текстами и цветными рельефами, изображающими царицу при жизни, оно должно было содействовать ее переходу в мир иной. На портрете, созданном около 1255 г. до н. э., Нефертари изображена за настольной игрой, и рисунок соответствует всем канонам: торс и глаза показаны анфас, в то время как голова, руки и ноги — в профиль. Фигурки на столе тоже изображены в профиль, чтобы представить их максимально ясно. Иероглифическая надпись на картине представляет собой заклинание, посредством которого Нефертари может обратиться в птицу, чтобы покинуть свое земное тело и начать вечную жизнь.

Царица, играющая в шахматы, Фивы,
Царица, играющая в шахматы, Фивы,

Фараон Эхнатон

За три тысячи лет лишь один фараон попытался внести изменения в египетскую религиозную систему и искусство. Уверовавший в одного верховного бога, Атона, источник света и жизни, фараон Эхнатон призывал художников обратиться к жизни, не концентрировать внимание на смерти, создавать радостные реалистичные образы. Но этот период длился недолго. Жрецы сочли его взгляды ересью, и после смерти Эхнатона, в период правления его зятя Тутанхамона, изначальные каноны были восстановлены. Но художественные произведения периода реформы гораздо более оригинальны, чем творения на протяжении всей египетской истории.

Фараон Эхнатон
Фараон Эхнатон
Тутанхамон
Тутанхамон



Поделиться ссылкой