Эмоциональный романтизм — на первый взгляд полная противоположность суровому неоклассицизму, но на самом деле у них много общего. По-разному понимаемый художниками, писателями и композиторами, романтизм развивался в многообразии своих проявлений с конца XVIII до конца XIX века.
И неоклассицизм, и романтизм отражали революционный дух своей эпохи. Но если авторы неоклассицизма затрагивали тему политического бунта, особое значение придавая сдержанности и строгости чувств, четкости линии и сюжету, который должен пробуждать гражданскую гордость и достоинство, художники романтизма поднялись над социальными потрясениями — они изображали сильные чувства, используя при этом яркую палитру. Романтические идеи сформулировать не так легко, как постулаты неоклассицизма, не существует единого понимания романтизма. Отчасти потому, что представители этого направления работали в различной манере, в разных странах и в разное время. Основные идеи были схожи, но интерпретация их серьезно различалась.
Большинство мастеров работали, руководствуясь собственными спонтанными озарениями, применяя оригинальные технические приемы. В творчестве некоторых из них заметно влияние барокко, на других определенно воздействовали идеи Французской и Американской революций или Наполеоновские войны, в то время как третьих вдохновляла романтическая литература того времени — поэзия Жан-Жака Руссо (1712-1778), лорда Байрона (1788-1824) и Уильяма Водсворта (1770-1850).
Романтизм стал результатом мучительных попыток художников обрести согласие с миром, который изменялся чересчур стремительно и радикально. Революция промышленная, а вслед за ней и социальная уничтожили привычные традиционные ценности; то, что прежде казалось прочным и незыблемым, ныне утратило основы. Даже научные открытия, объяснявшие явления природы, казалось, противоречили всему, во что прежде верили люди, — неудивительно, что произведения художников порой проникнуты печалью и тоской по утраченному. Многие романтики начинали с интереса к природе, с изображения сокровенных чувств художественными средствами. Почти все они восставали против существующих канонов и условностей, используя сочный цвет и свободный мазок, дабы добавить выразительности своим работам, на что прежде решались немногие.
«Романтизм — не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» Шарль Бодлер
Большинство романтиков были против развития промышленности и механизации, проникавшей во все сферы жизни, и в качестве протеста изображали пасторальные сцены, средневековые картины, экзотические пейзажи либо нечто мистическое и сверхъестественное. Некоторые предпочитали эмоциональные сюжеты — любовь или трагедию. Их работы очень индивидуальны, исполнены страсти, воображения, экспрессии и непосредственности. Чувства здесь гораздо ценнее разума, а интуиция куда ценнее интеллекта. Логика и рассудительность отступают, когда художник изображает на полотне подлинные глубокие чувства, обычно скрываемые в приличном обществе. Эта подчеркнутая эмоциональность — обнаженная и многообразная — находила отклик у зрителя. Никогда прежде художник не решался настолько откровенно демонстрировать собственные переживания, и никогда еще непосредственность в искусстве не вызывала такого одобрения.
Впервые термин «романтизм» прозвучал в XIX веке для описания стиля, характерного для искусства, философии, политики и даже науки. Появившись во Франции, романтизм распространился по всей Европе и Америке, достигнув расцвета в Британии, Германии и самой Франции. Не будучи единым и цельным, романтическое искусство тем не менее во всех своих проявлениях предпочитало выразительность стабильности и упорядоченности. Художник стремился в первую очередь передать собственные чувства, сомнения и недоверие к современным событиям и тенденциям. Известные представители романтизма черпали идеи в различных областях, экспериментировали с новыми технологиями, создавая эффект чувственности и личного присутствия, что шло вразрез со всей прошлой традицией.
Эжен Делакруа (1798-1863) считается одним из величайших французских живописцев, выдающимся мастером колористики. Его работы рождены под влиянием исторических и современных ему событий, литературных произведений и путешествий в экзотические страны. Английский художник, поэт и мастер гравюры Уильям Блейк (1757-1827) в своих символических рисунках демонстрирует невероятной силы воображение и творческий полет.
В Испании Франсиско де Гойя (1746-1828) сумел передать ужасы войны и создал серию фантастических работ, рожденных его собственным воображением и ироничными наблюдениями над человеческой природой. Теодор Жерико (1791-1824), один из пионеров романтизма, оказал значительное влияние на Делакруа, в то время как в Германии Каспар Давид Фридрих (1774-1840) писал неземной красоты и легкости пейзажи — подлинные аллегории одиночества. Одним из самых знаменитых пейзажистов эпохи романтизма был Дж. М. У. Тернер (1775-1851). А Джон Констебл (1776-1837) стал выразителем ностальгических чувств по доброй старой Англии, которую, по его мнению, губит индустриализация.
Делакруа, которого считают величайшим представителем романтизма в живописи, оказал огромное влияние и на современных ему художников, и на многие поколения следующих. Страстные динамичные композиции, яркие краски и образы рождали соответствующие чувства у зрителя. Он проповедовал непосредственность в творчестве, реализуя свои замыслы на холсте без кропотливой подготовки, как того требовали традиционные методы. Эта фреска, иллюстрирующая известный библейский рассказ, изображена в одной из капелл церкви Сен-Сюльпис в Париже. Иаков во мраке ночи встретился с кем-то, заступившим ему дорогу. Он боролся с незнакомцем до рассвета, когда тот, наконец, открылся Иакову и благословил за решительность и отвагу.
Термин «sublime» впервые использован в 1757 году для описания произведения искусства, способного вызвать сильные чувства в зрителе. Другими словами, изображение высоких гор, страшного шторма или ночного кошмара — это сублимация. Представление о том, что искусство способно вызывать тревогу и беспокойство, было абсолютно новым и существенным элементом, возникшим в эпоху романтизма, и сохранилось до настоящего времени.