«Архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне»… Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете.»
П.А. Сорокин
В средневековом искусстве мы можем отметить двойственность: в нем сочетались бессилие перед лицом высших сил — и рыцарская тяга к подвигам, церковная строгость — и карнавальный разгул. Произведения искусства этой эпохи до сих пор поражают нас масштабом, виртуозностью исполнения и множеством вариантов их толкования.
Началом периода Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V в. н. э. По поводу даты его завершения историки до сих пор не пришли к единому мнению: предлагают и год падения Константинополя (1453), и год открытия Америки Колумбом (1492)… Поэтому обычно Средневековьем называют эпоху между Античностью древних греков и римлян и Новым временем.
Искусство Средневековья — в основном религиозное по тематике. Оно пропитано христианским мироощущением и символикой. В Античности душа и тело человека воспринимались как две половины одного целого, а в средневековом искусстве они противопоставляются: на одном полюсе — всегда Добро (Бог, ангелы, святые и душа человека), на другом — Зло (дьявол, его слуги и низменная человеческая плоть). В архитектуре Раннего Средневековья господствует романский стиль. Свое название он получил благодаря сходству зданий этого периода с римскими строениями. Романская архитектура основательна, монументальна. Она словно олицетворяет собой незыблемость мировоззрения человека и его потребность в безопасности от внешних врагов. Типичные здания в этом стиле — храмы и замки, похожие на крепости, с толстыми стенами, маленькими окнами-бойницами, простыми арочными проемами.
Понятие «средние века» ввел итальянец Флавио Бьондо в середине XV века. До него употребляли выражение «темные века»
За легкость и ажурность готический стиль называют «симфонией в камне». Он господствовал в искусстве Средневековья примерно с XII по XV век. В отличие от суровых и строгих романских замков, готические соборы полны света и устремлены ввысь порой на высоту до 150 метров, а их убранство отличается изысканностью и разнообразием: здесь и резьба, и витражи, и множество скульптур, образующих единый ансамбль. Главная особенность готического собора — стрельчатые своды и арки, которые создают своеобразный каркас здания. На этом каркасе и выстроена вся ажурная красота: тонкие стены, портики, лестницы, переходы и огромные окна.
Идея превосходства духа над телом выражена в средневековой скульптуре и живописи — аскетичной, суровой и насыщенной религиозными символами. Ваятели и художники Средневековья стремились прежде всего передать красоту человеческой души, телу же отводилась второстепенная роль. Его очертания становились условными, а пропорции нарушались, порой доходя до гротеска.
Романская скульптура была неразрывно связана с архитектурой, что делало ее похожей на рельеф. В готических соборах скульптура вышла на первый план. Готические статуи более выразительны и как будто подвижны. Однако пропорции человеческого тела в изображениях оставались такими же условными.
Средневековая живопись представлена в первую очередь книжными миниатюрами и церковными фресками. Одна из первых книгописных мастерских была основана еще в VIII веке под покровительством Карла Великого в городе Ахене (Германия).
Постепенно, с развитием культуры, спрос на книги все возрастал, появилась не только религиозная, но и светская литература. Книги создавались в монастырях и частных мастерских. Лучшие образцы иллюстрированных книг изготавливали на заказ для высшей знати и крупных феодалов. Среди известных мастеров средневековой книжной миниатюры — братья Лимбурги. До наших дней сохранилось 12 миниатюр, посвященных временам года. Эти рисунки были выполнены Лимбургами для «Часослова герцога Беррийского».
Витражи — это узоры из цветных стекол, скрепленных между собой при помощи металлических перемычек. Расцвет этого направления средневекового искусства пришелся на XIII столетие и неразрывно связан с готическим стилем в архитектуре. Сохранились также образцы витражной живописи конца XI века (пять пророков в окнах собора в Аугсбурге) и XII века (соборы Ле-Мана, Кентерберри и Сен-Дени). К моменту возведения базилики Сен-Дени сложилась даже особая школа витражистов, а их богатый опыт позже был использован при создании Собора Парижской Богоматери — одного из самых красивых готических соборов Европы.