Искусство улиц. Паблик-арт и стрит-арт

Что характерно для паблик-арта? Прежде всего взаимодействие — с городской средой (это в первую очередь искусство городов), со зрителем. Произведения создаются специально для размещения или демонстрации в публичном пространстве, в расчете на то, что это самое пространство станет частью художественного замысла. К паблик-арту часто относят скульптуры, памятники, мемориальные комплексы; но с этой точкой зрения согласны не все искусствоведы, так как эти произведения создавались ради того, чтобы сохранить память о человеке или событии, то есть остановить мгновение. Они не призывали к взаимодействию, в то время как классический паблик-арт должен способствовать пробуждению творческой энергии у зрителя, сподвигнуть его участвовать в художественном процессе. Паблик-арт создает вокруг себя творческое пространство, он нацелен в будущее; памятник же в первую очередь — хранитель традиций и информации.

ПАБЛИК-АРТ И СТРИТ-АРТ

Кстати, паблик-арт может быть представлен не только изобразительным искусством. Он может существовать в виде шествий, танцев, пантомимы. Поэтому к «публичному искусству» можно отнести отдельные мероприятия акционистов, перформанс, явления концептуального творчества, отчасти лэнд-арт... Одним словом, паблик-арт — это не столько отдельный вид или жанр, сколько способ представления произведения искусства. Но не забудем, что паблик-арт отличается, например, от акционизма тем, что в большинстве случаев его представители действуют с санкции местных властей или рекламодателей.

Купите «суперламбанану»!

Могло быть и такое: художник или скульптор создавал некое произведение, отражавшее его идеи или устремления.

ПАБЛИК-АРТ И СТРИТ-АРТ

Оно не являлось «заказным», автор не получал разрешения на его изготовление и установку; но постепенно данное произведение завоевывало симпатии зрителей и представителей власти и получало их покровительство.

Такая история произошла, например, со скульптурой «Суперламбана- на» («Superlambanana»), что можно примерно перевести как «супербананоягненок». Эта скульптура авторства художника Таро Чизо, созданная в 1998 году и представляющая собой ярко-желтый «гибрид» ягненка и банана, должна была напомнить людям об опасности генетических экспериментов.

ПАБЛИК-АРТ И СТРИТ-АРТ

«Суперламбанана», предназначенная изначально для выставки «ArtTransPennine Exhibition» в Ливерпуле, постепенно вписалась в пространство и перешла на финансовое обеспечение городского начальства. «Бананоягненок» уже несколько раз путешествовал по Ливерпулю: именно таков был замысел художника. Скульптура должна время от времени менять свое расположение, сливаясь с городской средой то там, то здесь. Правда, время от времени ливерпульские власти поднимают вопрос о том, не выгоднее ли было бы продать «Суперламбанану» какому-нибудь ценителю искусства постмодерна. Осталось только найти ценителя, который пожелает приобрести скульптуру весом около 8 тонн и более 5 метров высотой...

«Душа не знает оков»

Ну а каковы же история и суть стрит-арта, менее официального и более стихийного? Стрит-арт в большинстве случаев менее долговечен — так как произведения возникают несанкционированно, то, соответственно, их быстро уничтожают. Но в то же время у художника больше свободы самовыражения, он не зависит от заказчика или спонсора, поэтому стрит-арт более склонен вызывать зрителя на диалог, высказывать радикальные взгляды и оценки происходящего вокруг.

ПАБЛИК-АРТ И СТРИТ-АРТ

У обывателей часто вызывает раздражение склонность художников стрит-арта «малевать» свои произведения где попало. Да, безусловно, граффити на стене Кремля или Эрмитажа трудно отнести к искусству. Но надо сказать, что в среде самих граффитистов существует нечто вроде «кодекса чести», согласно которому истинный художник не будет портить то, что создано другими, и выберет для своего творчества нечто не представляющее особой культурной ценности — например, глухую стену гаража или заводского корпуса. Но здесь тоже не все однозначно — не всякий «стрит-арт» способен украсить собой даже стену завода на городской окраине.

С другой стороны, именно налет недозволенности, неформальности зачастую превращает произведение стрит-арта в социальный манифест. Так, в СССР в августе 1976 года два художника — Юлий Рыбаков и Олег Волков — на Государевом бастионе Петропавловской крепости оставили надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков!»

От килроя до бэнкси

Если заглянуть глубже в историю — прообразы граффити можно найти даже на стенах древних Помпей. Но, с точки зрения многих источников, в Европе и Америке история граффити начинается со странной надписи «Здесь был Килрой» в сочетании с забавным рисунком: прямая линия, обозначающая верх стены, из-за которой выглядывает стилизованный персонаж с длинным носом. Где и как она появилась впервые — большой вопрос. По одной из версий, таким рисунком помечал проверенные им корабли Джеймс Килрой — инспектор порта в Бостоне. По другой — этот самый Килрой был работником оружейного завода и оставил такое изображение на нескольких ящиках с боеприпасами. Есть версии и о том, что «Килрой» был придуман разведчиками — то ли в Британии, то ли в Австралии — еще в годы Первой мировой войны...

Так или иначе, смешной человечек, выглядывающий из-за стены, полюбился всем, стал появляться на стенах домов, изгородях и бортах автомобилей; Килрой, как сейчас бы сказали, превратился в мем.

ПАБЛИК-АРТ И СТРИТ-АРТ

В XX веке расцвету граффити в 19701980-х годах способствовали как молодые художники-одиночки, желающие самовыражения, так и члены уличных банд, и творческие объединения художников, работавших в духе перформанса, — они использовали приемы уличного искусства как дополнительный способ донести до зрителя свою точку зрения.

Но, конечно, самым известным и в то же время самым загадочным представителем стрит-арта ныне является Бэнкси, которого никто никогда не видел, но его остроумные и динамичные рисунки, свидетельствующие о несомненном таланте, появлялись на стенах домов в Великобритании, США и даже в Секторе Газа. Несколько раз газеты и новостные сайты сообщали, что Бэнкси вроде как «пойман и рассекречен», но до сих пор даже его настоящее имя достоверно не известно: то ли Пол Хорнер, то ли Роберт Каннингем. Родился он предположительно около 1974 года в Бристоле. Высказывалась также версия, что на самом деле все работы Бэнкси — это творчество целого коллектива художников, работающих с применением трафаретов...

Сюжетно и технически с работами Бэнкси схожи рисунки нашего соотечественника — «Паши 183» (настоящее имя Павел Пухов, 1983-2013). К сожалению, «Паша 183» в возрасте 29 лет умер — предположительно, из-за проблем с сердцем.




Поделиться ссылкой