Канон: основа и граница

Правила, рамки, нормативы — все это отдается в нашей душе болью «прокрустова ложа». И художники раз за разом разрывают очередные установки учителей — чтобы создать свой собственный канон, в идее которого, оказывается, есть много здорового.

Строгие правила

Вначале, в момент сложения, канон вызван как объективными причинами — время потребовало сформулировать основные признаки совершенства, характерные для конкретного места и времени, так и субъективными — особенностями творца, обладающего не только творческим гением, но и способностью к обобщению и логическому мышлению. Когда эти две составляющие совпадают, на свет появляется Его Величество Канон — образец для прочих художников, который, впрочем, они быстро начинают менять.

Само слово «канон» обозначает «правило». И эти правила в каждую эпоху формально разнятся, но объединяет их стремление к гармонии.

Диадумен Фарнезский. Фидий. Римская копия. Около 440 г. до н. э.
Диадумен Фарнезский. Фидий. Римская копия. Около 440 г. до н. э.

Древнегреческая классика сначала утвердила канон в теоретических выкладках скульптора Поликлета (его трактат «Канон») и в пропорциях созданной им эталонной статуи «Дорифор» — пластических, четких, близких к прямоугольным. Далее греческий канон двигался в сторону большего изящества линий, достигнув высшей точки гармонии в статуях гениального Фидия — последнего художника, умевшего изображать богов, и продолжил это движение в вытянутых пропорциях и длинных суховатых конечностях скульптур эпохи эллинизма.

Римский архитектор Витрувий использовал термин «канон» в применении к нормативам архитектурного творчества.

Эталонная палетка

Египетский канон появляется вдруг, будто ниоткуда, сразу в готовом виде на палетке фараона Нармера — 64-сантиметровой шиферной плашке, где орнаментальные изображения уверенно соседствуют с фигуративными, складываясь в единую, цельную композицию.

Палетка Нармера
Палетка Нармера. Рисунок лицевой стороны. Египет. Конец IV тысячелетия до н.э.

Классика жанров

Особые канонические композиционные схемы сложились и к периоду Высокого Средневековья. Византийский иконописный канон с четко выстроенной композицией, правилами для личного и доличного письма, казалось бы, не давал художникам простора для самовыражения. Однако стоит вглядеться в иконы разных периодов: македонского, комниновского, русского Возрождения, — и мы убедимся в обратном. Мягкая светотеневая моделировка прекрасно соседствует с заданной гибкой линией абриса мафория, выверенный жест руки деликатно придерживает складки. А в лице Спаса столько экспрессии и негодования, что остается только поразиться мастерству древних живописцев.

Апостол Пётр. Энкаустическая икона. VI в.
Апостол Пётр. Энкаустическая икона. VI в.

Зачем нам канон

Канон в искусстве напоминает решетку перголы в саду: плетистые растения, опираясь на ее ячейки, образуют роскошные аркады и стенки. Без решетки же их удел — лежать ковром на земле. Так и канон — опираясь на него, соотнося с ним свое видение искусства, художник может четче воплощать свои собственные оригинальные внеканонические замыслы.

Пергола
Пергола, поддерживающая лианы.

Красавцы Крита

Эгейская цивилизация при всей ее живописности также была не чужда нормативности в искусстве. Женщины рисовались с тонкими талиями, обнаженной грудью, черными кудрями и галльскими профилями, особенно четкими в росписях, созданных в континентальных областях. Мужские обнаженные загорелые фигуры удлиненных пропорций, обведенные гибкой контурной линией, кажутся движущимися из-за игры чуть прорисованных тоном сухих длинных мускулов потомственных пловцов.

Принц с лилиями. Фреска Кносского дворца
Принц с лилиями. Фреска Кносского дворца. Крит. Около 1500 г. до н. э.



Поделиться ссылкой