Концептуализм (1970-1980-е годы)

В конце 1960-х для описания новых видов творчества, не вписывавшихся в принятые художественные формы, появился термин «концептуальное искусство». Концептуализм, иногда еще именуемый «идейным искусством» или «информационным искусством», исходит из принципа, что идея предшествует форме и потому она важнее материала, техники и мастерства.

Дюшан, который подвергал сомнению (и отвергал) правила художественного творчества, может считаться родоначальником концептуализма, но вообще это движение является закономерным результатом развития искусства на протяжении всего ХХ века — экспрессионистские идеи Кандинского, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм, живопись цветовых полей, минимализм.

Объединяющие идеи

Термин «концептуальное искусство» служит своеобразным зонтиком для самых разных художественных направлений: перформанс, инсталляции, видео-арт, лэнд-арт. Как в случае с минимализмом, это искусство скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Поскольку эти два направления частично совпадают, некоторых художников считают представителями обоих.

Сол Ле Витт, например, считал себя концептуалистом, хотя многие относят его работы к минимализму. Само название стиля подтверждает тезис: концептуальным искусством можно назвать все что угодно — это лишь способ, которым художник транслирует обществу собственные мысли. Не ограничивая себя привычными формами, концептуалисты представляли свои концепции тем способом, который казался им более соответствовавшим самой идее. Идея важнее конечного результата.

Концептуализм возник на исходе 1960-х. Он появился едва ли не разом в самых разных странах и, несмотря на ожесточенную критику со всех сторон, по сей день остается одним из наиболее распространенных стилей. Большинство художников, которых именуют концептуалистами, сами себя не причисляли к таковым, не создавали объединений и не выпускали манифестов. Они просто работали в принципиально иной манере, выражая свои чувства и взгляды, которые зачастую противоречили общепринятой практике.

Сол Ле Витт
Сол Ле Витт
«Идея сама по себе может быть искусством; она является звеном той цепи, которая постепенно приводит к определенной форме. Не все идеи нуждаются в материальном воплощении» Сол Ле Витт

Йозеф Бойс (1921-1986) провел много эффектных перформансов; Марсель Брудтаерс (1924-1976) демонстрировал на выставках бытовые предметы, простенькие рисунки, короткометражные фильмы и трехмерные конструкции; Виктор Берджин (р. 1941) — писатель и автор видеоинсталляций; Майкл Крейг-Мартин (р. 1941) использовал в творчестве готовые объекты и материалы, обучал молодых художников; Гилберт и Джордж, Гилберт Прош (р. 1943) и Джордж Пассмор (р. 1942), работают вместе, называя свой характерный стиль «живым искусством»; Ив Кляйн экспериментировал с различными методами нанесения краски, а Джозеф Косут (р. 1945) больше исследовал природу искусства, чем занимался собственно творчеством.

Йозеф Бойс
Йозеф Бойс
Майкл Крейг-Мартин
Майкл Крейг-Мартин
Гилберт и Джордж
Гилберт и Джордж
Джозеф Косут
Джозеф Косут

Бросая вызов общепринятым нормам

Первым делом концептуалисты подвергли сомнению представление о том, что художник вообще должен создавать некие материальные объекты. Они провозгласили, что конечный продукт не так важен, как сам процесс его создания, а следовательно, профессиональные навыки не имеют отношения к творчеству. Концептуальное искусство проявляло себя в столь разнообразных формах, совершенно различных сферах деятельности, испытало на себе воздействие такого множества стилей, что крайне трудно определить, когда точно оно возникло, кто был его создателем и что это вообще такое.

Споры вокруг концептуализма не утихают до сих пор, но все сходятся в том, что этот вид творчества ставит под сомнение саму идею традиционного произведения искусства. Художники-концептуалисты, как минималисты или представители поп-арта, убеждены, что преувеличенное значение, которое прежде придавали объектам искусства, привело к тому, что застывшее элитарное искусство оказалось изолировано от общества и наслаждаться им могут лишь немногие.

Концептуалисты творили искусство, которое не нужно выставлять в художественных галереях. Их работы сложно классифицировать: некоторые кажутся примитивными, другие — невероятно глубокими и сложными, а иные — откровенно глупыми, причем преднамеренно. Представители этого направления не выступали против войны и нищеты, как многие художники ХХ века, но само их творчество стало отражением страхов и тревог, порожденных политическими и социальными переменами.

«Все значительное в современном художественном творчестве берет начало в концептуализме — инсталляция, политическое, феминистское и социально направленное искусство» Сол Ле Витт

В 1967 году в статье «Заметки о концептуальном искусстве» в американском журнале «Артфорум» Ле Витт определил концептуальное искусство как стиль, который «задействует разум зрителя более, чем его зрение или эмоции». Он разъяснял, что даже нерукотворное искусство остается таковым, если оно определяется концепцией. В этой связи концептуалисты часто представляли свои идеи в визуально непривлекательных форматах, чтобы зритель имел возможность сосредоточиться на центральной мысли автора. Расцвет концептуального искусства приходится на 1970-е годы, но он по-прежнему остается широко распространенным художественным направлением.

IKB

В 1957 году Кляйн изобрел особую синюю краску, соединив ультрамарин с другими веществами, в результате чего получился чистый яркий цвет, который он назвал «Международный синий Кляйна» («International Klein Blue», или «IKB»). Именно синий цвет на протяжении столетий имел определенный духовный смысл: во времена, предшествующие Ренессансу, одежды Девы Марии на картинах писали ляпис-лазурью; Кандинский в «Синем рыцаре» считал цвет мистическим. Кляйн покрывал насыщенным синим цветом все — от громадных полотен до классических статуй, уничтожая различия между живописью и скульптурой.

«Искусство и язык»

В конце 1968 года в Великобритании художники Терри Аткинсон (р. 1939), Дэвид Бейнбридж (р. 1941), Майкл Болдуин (р. 1945) и Гарольд Харрелл (р. 1940), преподававшие вместе в Ковентри, создали группу «Искусство и Язык». Позже, когда к группе примкнули и другие художники, она превратилась в крупную ассоциацию концептуалистов. Журнал «Искусство-Язык», который они издавали, оказал влияние на развитие концептуального искусства в Британии и Америке.




Поделиться ссылкой