Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи написана маслом на доске из древесины тополя. Считается, что это поясной портрет Лизы дель Джокондо (в девичестве Герардини), супруги флорентийского торговца тканями и шелком, о которой мало что известно; также это самая известная картина в мире, и каждый год миллионы посетителей приходят в парижский музей Лувр посмотреть на нее. Так как картине уже более 500 лет, предпринимаются значительные усилия для ее сохранения. Они состоят из двух главных фаз: выпрямления рамы и реставрации портрета.
Рама со временем изменялась больше всего, поскольку первоначальная рама из тополя к началу XX в. настолько деформировалась, что на ней образовалась трещина. Эту трещину укрепили с помощью двух двойных скоб из грецкого ореха, прикрепив их к деревянной панели, а затем накрыв подвижной дубовой рамой с парой поперечных креплений. Сегодня эти механические манипуляции идут рука об руку с тщательным контролем состояния окружающей среды: «Мону Лизу» хранят в прозрачном контейнере с постоянным уровнем влажности, температуры и освещения.
Реставрация самой картины шла на протяжении веков: впервые ее очистили и покрыли новым слоем лака в 1809 г. Тогда картину протерли спиртовым раствором и нанесли несколько штрихов краски и лака. После кражи и возвращения картины в начале XX века ее снова отреставрировали, заполнив царапины акварелью.
И наконец, после атаки вандалов в 1956 г., в результате которой оказался поврежден левый локоть фигуры, его также покрыли акварельной краской. Сегодня продолжаются работы по восстановлению красок этого волшебного портрета, поскольку выяснилось, что проведенная в 1809 г. чистка смыла верхний слой.